Тема урока: эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
Урок № 1
Дата: 20.09
План- конспект урока по теме: эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Цель: продолжать расширять и углублять знания об истории формирования эволюционных взглядов на основе изучения учащимися эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарка; познакомить учащихся с оценкой современниками трудов Ламарка; продолжить углубление понятия «эволюция».
Развивающая: продолжить формирование грамотной речи при использовании научных терминов; совершенствовать познавательные умения учащихся через использование когнитивных операций (сравнение, синтез, обобщение).
Воспитательная: реализовать эстетический и мировоззренческий аспекты воспитания.
Методы: работа в тетрадях, работа с учебником, дополнительной информацией, частично-поисковый, эвристическая беседа.
Оборудование: Биология. Общие закономерности 9 класс (В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин), дополнительная информация.
Тип урока: модульный урок.
Тема: эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-0 Цель: В ходе овладения содержанием модуля вы изучите эволюционную теорию Ж.Б.Ламарка и предпосылки дарвинизма. Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ-1 Повторение изученного.
Цель: Определить уровень знаний по пройденной теме.
№ 1. В книге «Философия ботаники» К.Линней пишет: «Виды в высшей степени постоянны... видов столько, сколько разных форм вначале произвело Бесконечное Существо; формы эти, следуя законам размножения, произвели множество других всегда подобных себе». В чем ошибочность взглядов Линнея на происхождение и постоянство видов? Какие выводы вы сделаете о мировоззрении Линнея на основании приведенного высказывания?
№ 2. Какое из парных слов — деревенская ласточка, городская ласточка — относятся к родовому названию, какое к видовому? № 3. Постарайтесь пояснить мысль, высказанную К. Линнеем: «Система — это ариаднина нить ботаника, без нее гербарное дело превращается в хаос».
Индивидуально, самостоятельно в тетрадях.
УЭ-2 Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка.
Цель: Изучить сущность эволюционных представлений Ж.Б.Ламарка.
Задание: Прочитать § 2 и дополнительную информацию. Выписать основные заслуги, эволюционные идеи.
Дополнительная информация:
Постепенно накапливались факты, которые противоречили представлениям о постоянстве и неизменности живой природы. Первым кто подверг критике эту идею был Ж.Б.Ламарк Он создал первую эволюционную теорию, которая в отличие от других опиралась на факты, но она не нашла признания у современников. Истинные заслуги были оценены через 80 лет после смерти в 1909 году.
К основным заслугам Ламарка перед биологической наукой относятся следующие:
1. Он впервые ввел термин «биология», который впоследствии использовался повсеместно.
2. Развил идею эволюции органического мира и пытался ее доказать.
3. Совершенствовал уже существовавшую в то время классификацию животных.
4. Пытался определить основные причины эволюционного процесса.
5. Высказывал идею о развитии и происхождении человека от обезьяноподобных предков.
Многие идеи Ламарка носили ярко выраженный эволюционный характер. При этом он допускал, что природа создана творцом, однако все ее дальнейшее развитие, по мнению Ламарка, осуществляется под действием естественных закономерностей.
Эволюционные идеи Ламарка:
1.Движущие силы эволюции- врожденные способности организмов к самосовершенствованию, внутреннее стремление к повышению организации.
2.Направления эволюции- это градации и отклонения от градаций. Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Вмешательство в эволюцию условий среды приводит к отклонениям от градаций, поэтому в природе наряду с высокоорганизованными формами имеются и низкоорганизованные.
Отображением процесса развития от низших форм к высшим стала «лестница существ» Ламарка, являющаяся классификацией органической природы, где Ламарк выделяет 6 ступеней градации, соответствующих разным уровням организации живых существ. На нижней ступени находятся инфузории, на верхней млекопитающие и птицы.3.Результатами эволюции Ламарк называл возникновение приспособленностей к условиям среды, которое требует от живых существ «упражнять» свои органы, в результате чего они становятся более развитыми, мощными, увеличиваются в размерах. Не работающие органы уменьшаются в размерах и могут исчезнуть ( Закон упражнений и не упражнений). В основе этих изменений лежит принцип развития органов путем волевых усилий, направленных к органам по нервам которые необходимо усовершенствовать. Возникшие изменения наследуются, поэтому единицей эволюции Ламарк считал отдельный организм.
Индивидуально, самостоятельно
УЭ- 3 Ошибочные положения теории Ж.Б.Ламарка.
Цель: Познакомиться с ошибочными положениями теории Ламарка.
Задание: Прочитать дополнительную информацию и сделать краткий конспект.
Дополнительная информация:
Далеко не все теоретические взгляды Ламарка принимаются современной биологической наукой. К ошибочным положениям его учения относятся:
1. 1. Идея внутреннего стремления к самосовершенствованию. Такое стремление следовало бы тогда признать и у амебы, инфузории, дождевого червя.
2. 2.Закон наследования приобретенных признаков. Признаки, возникшие у данной особи в результате ее взаимодействия с внешней средой, как теперь известно, являются проявлением модификационной, ненаследственной изменчивости. Следовательно, они не будут передаваться потомкам: ведь эти изменения, как правило, не затрагивают генетические структуры в ядре клетки. К тому же по наследству передается только размах изменчивости признака, т. е. «норма реакции», а не егоконкретное, фиксированное, значение.3. Является ошибочным и отрицание Ламарком реальности вида. На ошибочность этой позиции указывает наличие целого комплекса критериев вида, который ныне используется учеными. Таким образом, идея Ламарка о том, что биологических видов в природе реально не существует, не находит своего подтверждения с позиций современной науки.
Первое научное определение «вид» дал Дж. Рей.
Индивидуально, самостоятельно
УЭ-4 Закрепление.
Цель: Определить уровень знаний по изученной теме.
1. Устно.
Как вы думаете, можно ли, придерживаясь взглядов Ламарка о роли упражнения и неупражнения органов в эволюции, объяснить происхождение таких сложных приспособлений, как покровительственная окраска у куропатки, наличие перьевого покрова у птиц и т. п.?
2. Заполнить таблицу « Оценка теории Ж.Б.Ламарка».
Плюсы теории Ламарка Минусы теории Ламарка
Вместе с классом.
Самостоятельно в тетради.
УЭ-5 Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке.
2.Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:
Выполнили все УЭ на «5»- можешь выполнять творческое задание: сообщение «Биография Ч. Дарвина».
В работе встречались трудности, не все успел сделать: закончить выполнение модуля.
Выучить записи в тетради и § 2
3. По выбору учителя часть учащихся сдают тетради для проверки. Вместе с классом.