РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Управление персоналом
Автономное учреждение профессионального
образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нефтеюганский политехнический колледж»
РАБОЧая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОП.07 Управление персоналом
Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Наименование профиля: социально - экономический
2016 г.
Одобрено
цикловой методической
комиссией
Протокол № _____от _____201___г.
Председатель комиссии _____________
СОГЛАСОВАНО
Методист
______________________ФИО методиста
«_____» __________ 20____г.
Преподаватель Нефтеюганского политехнического колледжа Мажитова Гюзель Рифовна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Управление персоналом
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина социально- экономического профиля и изучается на 3 курсе.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
- эффективно управлять трудовыми ресурсами;
знать:
- содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом;
- организационную структуру службы управления персоналом; общие принципы управления персоналом;
- принципы организации кадровой работы;
- психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися следующими:
профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.7. Самостоятельно работать с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в том числе с документами по личному составу.
ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.
общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы на 2017-2018 учебный год
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
102
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.07. Управление персоналом
Наименование разделов, тем
№
занятия
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Вид
нагрузки (лекция (л), практическая работа (п), лабораторная работа (л/р))
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
5
102 =48 +20+34
5 семестр
60 =28 +12+20
Тема 1.
Рынок труда и предприятие
Содержание учебного материала
4/3
1
Введение. Характеристика рынка труда как экономической категории
л
1
1
2
Дифференцирование рынка труда: федеральный, региональный, отраслевой, на уровне предприятия. Особенности рынка труда г. Нефтеюганска
л
1
2
3
Особенности рынка труда на предприятии: реализация спроса и предложения внутри коллектива.
л
1
3
4
Управление рынком труда через заполнение вакантных мест, освоением работником новых профессий
л
1
2
Самостоятельная работа
3
2,3
Международная миграции рабочей силы из за рубежа.
Домашнее задание: Гл.1, п.1.1-1.4, стр.6 -40 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 2.
Сущность управления персоналом
Содержание учебного материала
6/3
5
Управление персоналом как специфический вид управленческой деятельности. Структура персонала предприятия.
л
1
2
6
Социальная структура персонала
л
1
2
7
Главные цели управления персоналом современного предприятия: повышение конкурентоспособности предприятия, повышение эффективности производства и труда, обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива. Задачи управления персоналом.
л
1
2
8
Принципы управления персоналом: общие и частные. Методы управления на предприятии: административные, экономические и социально-психологические
л
1
2
9
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Сущность управления персоналом»
п
1
2
10
Контрольная работа по теме 1,2
п
1
2
Самостоятельная работа
3
2,3
Составить конспект Задачи управления персоналом
Домашнее задание Гл.2, п.2.2-2.3, стр.46-78 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 3.
Система управления персоналом
Содержание учебного материала
4/3
11
Управление персоналом, как системное и планомерное воздействие на процесс формирования и эффективного использования трудового потенциала предприятия. Содержательная структура управления персоналом
л
1
2
12
Персонал предприятия как система. Элементы системы «Кадры»: категории, профессии, выполняемые функции и т.д. Частные процессы управления персоналом: планирование, организация, регулирование и контроль 2 3.ю Технологии управления и их виды. Факторы, которые влияют на формирование коллектива работников.
л
1
2
13
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Система управления персоналом»
п
1
2
14
Контрольная работа по теме 3
п
1
2
Самостоятельная работа
3
2,3
Изучить статьи Трудового кодекса о правах и ответственности работников и работодателей
Домашнее задание Гл.2, 2.4, стр.83-87 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 4.
Кадровая политика предприятия
Содержание учебного материала
5/3
15
Понятие кадровой политики, главная целевая задача: создание работспосбного коллектива единомышленников. Общие требования к кадровой политике. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на выбор кадровой политики предприятия
л
1
2
16
Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития предприятия.
л
1
3
17
Показатели, оценивающие правильность выбранной кадровой политики
л
1
3
18
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Кадровая политика предприятия»
п
1
3
19
Контрольная работа по теме 4
п
1
2
Самостоятельная работа
3
2
Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития предприятия
Домашнее задание: Гл.5 п.5.1-5.2,стр.121,125 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 5.
Планирование потребности в трудовых ресурсах.
Содержание учебного материала
6/3
20
Понятие трудового потенциала предприятия. Показатели характеризующие трудовой потенциал предприятия
л
1
2
21
Цель и содержание анализа состояния и использования трудового потенциала. Методы анализа
л
1
2
22
Методика определения потребности в кадрах. Методы приведения в соответствие фактической и требуемой численности.
л
1
2
23
Методика определения потребности в кадрах. Методы приведения в соответствие фактической и требуемой численности.
л
1
3
24
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Планирование потребности в трудовых ресурсов»
п
1
3
25
Контрольная работа по теме 5
п
1
2
Самостоятельная работа
3
2,3
Штатное расписание организации
Домашнее задание: Гл.5, п.5.3, стр.129 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 6.
Методы функциональной адаптации собственной рабочей силы к потребностям предприятия
Содержание учебного материала
6/3
26
Основные способы трудообеспечения предприятия за счет собственных средств.
л
1
2
27
Преимущества заполнения вакантных мест за счет собственных работников.
л
1
3
28
Внутреннее перемещение кадров на предприятии. Виды перемещений
л
1
2
29
Понятие мобильность кадров, е задача. Совмещение профессий и должностей
л
1
30
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Методы функциональной адаптации собственной рабочей силы к потребностям предприятия»
п
1
3
31
Контрольная работа по теме 6
п
1
Самостоятельная работа
3
2,3
Составить таблицу классификации профессиональной мобильности к заданному предприятию
Домашнее задание: Гл.5, п.5.4, стр.139 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 7
Численная адаптация персонала к потребностям производства
Содержание учебного материала
9/2
32
Численная адаптация и кадровая политика предприятия.
л
1
2
33
Внешние источники пополнения кадров.
л
1
2
34
Замена работников на предприятии, е причины.
л
1
2
35
Ущерб, связанный с текучестью кадров, методика расчета. Расчет примеров и решение задач
л
1
2
36
Ущерб, связанный с текучестью кадров, методика расчета. Расчет примеров и решение задач
л
1
2
37
Преимущества и недостатки внешних источников пополнения кадров.
л
1
3
38
Преимущества и недостатки внешних источников пополнения кадров.
39
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Численная адаптация персонала к потребностям производства»
п
1
3
40
Контрольная работа по темам 7
п
1
3
Самостоятельная работа
2
2,3
Составить конспект по вопросу «Социальная защиты работников уволенных по сокращению штата»
Домашнее задание: Гл.5, п.5.6, выполнить ВСР
6 семестр
42 =20 +8+14
Тема 8.
Система комплектования предприятия кадрами
Содержание учебного материала
5/2
41
Конкуренция на рынке труда. Количественные и качественные стороны конкуренции. Методы привлечения рабочей силы на предприятие
л
1
2
42
Организационные формы комплектование кадров. Принципы отбора кадров Организация найма: цели, задачи.
л
1
2
43
Адаптация рабочей силы на производстве. Виды адаптаций: психофизиологические, профессиональные, социально-психологические.
л
1
2
44
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Численная адаптация персонала к потребностям производства»
п
1
3
45
Контрольная работа по теме 8
п
1
3
Самостоятельная работа
1
2,3
Эссе по теме «Моя будущая карьера»
Домашнее задание: Гл.5 п.5.5, стр.144 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 9.
Принципы управления персоналом.
Содержание учебного материала
6/2
46
Понятие и сущность принципов управления персоналом.
л
1
2
47
Сущность и структура затрат предприятия на персонал.
л
1
2
48
Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом.
л
1
2
49
Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом.
л
1
2
50
Решение ситуационных задач по теме: «Принципы управления персоналом»
п
1
3
51
Контрольная работа по теме 9
п
1
3
Самостоятельная работа
2
2,3
Разработка планировки рабочего места специалиста по управлению кадрами
Домашнее задание: Гл.5 п.5.5.4, стр.147 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 10.
Конфликты в коллективе.
Содержание учебного материала
6/2
52
Сущность и понятие конфликта. Несчастные случаи на рабочем месте. Насилие на рабочем месте.
л
1
2
53
Методы управления конфликтами в коллективе.
л
1
2
54
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
л
1
2
55
Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе
л
1
2
56
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Конфликты в коллек-тиве.».
п
1
2
57
Контрольная работа по теме 10
п
1
3
Самостоятельная работа
2
2,3
Повторить из дисциплины «Менеджмент» тему: «Мотивация и потребности»
Домашнее задание: Гл.5 п.5.8 стр.158 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 11.
Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.
Содержание учебного материала
6/4
58
Анализ работы. Планирование потребности в персонале. Высвобождение персонала.
л
1
2
59
Основные принципы муниципальной службы. Понятие, содержание и структура информационного обеспечения управления персоналом.
л
1
2
60
Задачи технического обеспечения системы управления персоналом.
л
1
2
61
Факторы, оказывающие влияния на величину выплат. Понятие и участники трудовых отношений.
л
1
2
62
Переговорный процесс между работодателем и профсоюзом.
л
1
2
63
Дисциплинарные взыскания. Трудовые споры.
л
1
2
Самостоятельная работа
4
2,3
Составить коллективный договор.
Домашнее задание: Гл.3, п.3.1-3.3, стр.91 ответить на вопросы и выполнить задания
Тема 12.
Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности
Содержание учебного материала
5/4
64
Понятие и виды мотивации. Признание и похвала. Мотивация и стимулы. Система вознаграждения персонала организации.
л
1
2
65
Концепция «куда, почему, что, кому, когда». Как поддерживать мотивацию в хорошие времена.
л
1
2
66
Как поддерживать мотивацию в трудные времена.
л
1
2
67
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по теме: «Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности»
п
1
2
68
Контрольная работа по теме 11-12
п
1
2
Самостоятельная работа
4
2,3
Подготовить рефераты по вопросу социальных программ правительства РФ
Домашнее задание: Гл.5, п.5.1-5.3, стр.105 ответить на вопросы и выполнить задания
Итого
102
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы учебной дисциплинЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
–рабочее место преподавателя;
– комплект учебно-наглядных пособий «Государственная и муниципальная служба»;
– нормативно-правовые акты.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– мультимедиапроектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2014. – 340 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2013. – 720 с.
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 638 с.
Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2013. – 264 с.
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
практическая работа,
самостоятельная внеаудиторная работа, зачет
- эффективно управлять трудовыми ресурсами;
устный опрос, тест, решение ситуационных задач, самостоятельная внеаудиторная работа, зачет
-содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом;
устный опрос, тест, решение ситуационных задач, внеаудиторная самостоятельная работа, зачет
- организационную структуру службы управления персоналом; общие принципы управления персоналом;
устный опрос, тест, решение ситуационных задач, самостоятельная внеаудиторная работа, зачет
- принципы организации кадровой работы;
устный опрос, тест, решение ситуационных задач, самостоятельная внеаудиторная работа, зачет
- психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
устный опрос, тест, решение ситуационных задач, самостоятельная внеаудиторная работа, зачет
Каждая дидактическая единица учебной дисциплины заканчивается графической работой. Оценка знаний, умений осуществляется по 5-балльной системе.
Оценка по результатам текущего и промежуточного контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ч 100
5
отлично
75 ч 89
4
хорошо
60 ч 74
3
удовлетворительно
менее 60
2
не удовлетворительно
Изучение курса учебной дисциплины сопровождается текущим контролем и завершается промежуточной аттестацией, которая будет проходить в форме зачета.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515