Методические материалы к уроку. Духовно-нравственное воспитание учащихся

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Долматова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей, Пуровского района, ЯНАО

Сегодняшней молодежи трудно оценить величие своей Родины, потому что наше непростое время заставляет ее взглянуть на прошлое своей страны через призму современности, а в обществе на первом месте стоят материальные, а не духовные ценности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота, является важной. Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.
Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.
Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
Роль духовно-нравственного воспитания в школе заключается в помощи молодому поколению в осознании определенных ценностей. Особая роль должна отводиться предметам гуманитарного цикла, особенно литературе, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Её изучение А. Т. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения. Главная задача учителя-филолога разбудить душу ребенка, заложить основы нравственности, посеять зёрна добра и красоты. По словам И. Ильина, «литературу нужно сделать не отвлечённым объектом преподавания, а инструментом воспитания». Поэтому, идя на урок, каждый учитель решает, чему он должен научить ребят, беспокоится, сможет ли он донести и вложить в ребячьи души то ценное, что в конечном итоге сделает ученика «по-людски хорошим, общественно значимым, пытливо читающим».
«Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я Маршак). Приступая к изучению анализу того или иного произведения, всегда вспоминаю рассказ известного педагога В. И. Водовозова о том, как отреагировали его маленькие ученики на басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Детей растрогала судьба бедной стрекозы: «Она такая красивая, что плохого сделала, пела всё лето и прыгала. Так ведь весело было!» Писатель побуждает видеть в одном и том же герое доброе и дурное, в одном и том же событии высокое и ничтожное. Эта борьба заставляет читателя мыслить, радоваться, негодовать, тревожиться, сочувствовать, осуждать... Учитель обязан помочь ему, читателю, ученику..
Изучая повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе, нам с ребятами, действительно, пришлось и поразмышлять, и поспорить прежде чем сделать вывод о том. как ни прекрасно и ни велико чувство Андрия к панночке, оно меркнет перед чувствами и подвигами Остапа, Тараса и других запорожцев, погибающих с мыслями о родине, о православной вере, со словами, обращёнными к братьям-казакам, родной земле.
Эта произведение изучается в школе более ста лет, но до сих пор не утратила своего идейно-эстетического значения. Работая над повестью, мы уделили особое внимание двум братьям, Остапу и Андрию, две судьбы, два пути в жизни. С начала повести ребятам более симпатичен Андрий. Он красив, в его чертах больше нежности, чем у Остапа( неслучайно в момент прощания мать бросается прежде к Андрию). Он храбр, но учащихся волнует проблема: как же могло случиться, что именно он становится предателем, отрекается от отца, матери, товарищей, родины. Сравнивая и анализируя поступки героев, ученики ищут ответы на вопросы:
Как ведут себя братья в бою?
Почему они ведут себя по-разному?
Какие свойства характера проявляет Андрий во время встречи с татаркой?
Какой же он делает выбор?
Какими мы видим братьев у осажденного город?
Почему Остапа выбирают в куренные?
Как себя проявляет в это время Андрий, решивший остаться в стане врага?
Осуждаете или оправдываете вы Андрия за этот порыв и поступок?
Каково отношение автора, отца, брата к поступку Андрия?
Как вы относитесь к последним словам Остапа, Андрия?
Андрия ребята видят вот таким: он весь во власти своих эмоций. В бою он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося удары и не слыша нанесённых. В борьбе привлекает его не достижение цели, а сам процесс боя. Он является для Андрия «очаровательной музыкой пуль и мечей», «бешеной негой и упоением». Андрий – воплощение пылкости порыва, необузданных желаний и неожиданных решений. Вот почему он не колеблется, принимая решение отправиться в город к панночке. Личное счастье дороже общего дела борьбы с врагами. Пренебрегает герой и воинским долгом, отрекается от матери, отца, родины, товарищей во имя любви к польской панне. «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна моя то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна!» не менее значимыми для характеристики Андрия являются и его последние слова: «...видно было, как уста его тихо шевелились и как он произносит чьё-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев, это было имя прекрасной полячки..»
Остап же выдержанный, целеустремлённый в своих поступках воин с задатками полководца, он мужественно сражается, заслуживает восхищения и похвалы. Главной похвалой для Остапа явилось то, что его отметили казаки: «Лучше нельзя поставить в куренные как Бульбенка Остапа: он, правда, младший нас всех, но разум у него, как у старого человека». Не растерял своей храбрости и стойкости Остап, находясь в плену. Последние мысли Остапа обращены к отцу: «...хотел бы он теперь увидеть твёрдого мужа, который бы освежил и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?»
Сопоставляя характеры и поступки братьев, составляя план сравнительной характеристики, учащиеся делают вывод о красоте души Остапа и нравственной гибели Андрия, не сумевшего встать выше личных чувств.
Восхищаются учащиеся Тарасом Бульбой. Это центральный образ повести. Товарищество и братство, гордость за сыновей и любовь к ним, встреча с боевыми товарищами, любование сыновьями как воинами – всё это придаёт особый смысл жизни Тараса, особое обаяние его образу. Смерть сыновей приводит к угасанию его души. В предсмертную минуту последний его поступок - помощь боевым друзьям. «Апофеозом силы и героизма является сам Тарас Бульба. Он, бесспорно, один из лучших эпических образов в русской классической литературе», - пишет С. Машинский. Образ Тараса трагичен, но до конца дней своих он служит общему делу, борется за свободу, веру, поэтому повесть оптимистична. К этому выводу приходят ребята, анализируя отрывки из повести: речь Тараса о товариществе, гибель Тараса, последняя встреча с Андрием.
Финалом изучения повести является написание сочинения. Наиболее актуальными для ребят были темы: « Как я отношусь к поступку Андрия?», «Тарас Вульба - главный герой повести». Учащиеся восхищаются Тарасом, его мужеством, силой, преданностью идеалам, родине, считают его патриотом своей страны, а вот у Андрия учиться нечему однозначно, он достоин презрения как враг и изменник.
Эпиграфом к одному из уроков литературы в 8 классе были выбраны слова М. Горького: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». Светлый облик матери занимает одно из ведущих мест в произведениях русских писателей. Урок посвящаем рассказу К. Паустовского «Телеграмма». В начале урока звучат стихи о женщине-матери Расула Гамзатова «Мама», слушаем «Оренбургский платок» на стихи Виктора Набокова. Говорим о том, что одна из десяти заповедей гласит: «почитай отца своего и мать». Знакомлю учащихся с воспоминаниями Виктора Астафьева, в которых он рассказывает об одном своём земляке, приславшем матери из Норильска после очень долгого молчания пятьдесят рублей. Астафьев по просьбе женщины вернул сынку деньги. Когда же мать умерла, наследник отыскался, приехал дом продавать, да так и не продал. « Вот какие бывают на свете людишки, а ведь в школе нашей учились, и великую русскую литературу им, вроде, преподавали...»
Далее знакомим учащихся с историей написания рассказа «Телеграмма». Перед чтением рассказа ставим перед учащимися вопрос: «Можно ли Настю отнести к числу тех «людишек»», о которых говорит писатель В. П. Астафьев?» Система вопросов помогает охарактеризовать Настю и её жизнь, её поступок. Можно поставить такие вопросы:
Что мы узнали о жизни и работе Насти?
Что можем сказать о характере девушки?
Можно ли говорить о чёрствости, зная её участие в судьбе скульптора Тимофеева?
Как оценили её деятельность художники?
Как относится автор к Насте?
Как реагирует Настя на последнее письмо матери, на телеграмму?
Как автор подчёркивает изменения в поведении героини, осознавшей, что мать умирает?
Сможет ли Настя избавиться от «непоправимой вины, невыносимой тяжести»?
Почему в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях?
При анализе мнения ребят расходятся. Некоторые практически оправдывают поступок Насти, так как девушка занималась не собой, не своей собственной жизнью, она пыталась донести людям творения одного из художников, тратя на это все своё время и силы. Эти качества были оценены художниками во время показа работ. Но совсем по- другому к ней относится автор. И на это учителю необходимо обратить внимание учащихся. Неслучайно автор заостряет внимание на том. что письмо Настя получила на службе и спрятала его в сумочку, вздохнув: «Пишет, значит, жива». Весь день письмо носила в сумке и только вечером прочла. Но не заставили слова матери лететь Настю домой: «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки...» Настя же подумала о переполненных поездах, пересадках, тряской телеге, о материнских слезах, о тягучей скуке сельских дней... Получив телеграмму о болезни матери, Настя скомкала её, нахмурилась, а на вопрос старика-художника ответила: «Ничего неприятного. Это так... от одной знакомой». Насте нравилось, что её хвалили за работу, благодарили, долго аплодировали, но только Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Вот только теперь девушка начинает осознавать, что она потеряла. Но уже поздно: льются слёзы, на кладбище могильный холм, и из Заборья Настя уезжает крадучись, боясь, чтобы никто не увидел и ни о чём не расспрашивал. «Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести...»
Делая вывод, ребята не отождествляют Настю с теми «людишками», о которых говорил В. Астафьев: к Насте пришло прозрение, она раскаивается, ей невыносимо горько и стыдно, она боится показаться односельчанам, эту «невыносимую тяжесть» она будет носить всю жизнь, но это не снимает её вины перед матерью и перед самой собой. И учитель обязан обратить внимание учащихся на эти изменения в поведении Насти.
В заключение, на мой взгляд, важно задать обобщающие вопросы:
Какие нравственные уроки вы извлекли для себя, прочитав это произведение?
Какие чувства вы испытали, читая этот рассказ?
Какие вопросы, поднятые автором, актуальны сейчас?
В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям, событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами произведений, и связанные с ними социальные проблемы.
«Надо раз и навсегда установить и признать, - настаивал русский философ И. А. Ильин, - что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная образованность вне веры, чести, совести создает не национальную культуру, разврат пошлой цивилизации».











15