Развитие речи и духовно-нравственное воспитание школьников средствами мультипликации


Е.И.ГришинаУчитель-логопед МБОУ Выездновская СШ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ.
Аннотация: В статье рассмотрены возможности использования отечественных мультфильмов как средства развития речи и духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Ключевые слова: развитие речи, коррекция, речевые нарушения, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, логопедическое занятие, речь, мультипликация, мультфильм.На современном этапе развития общества проблемы нравственности и речевой культуры выдвигаются на первый план. За последние годы наблюдается рост количества детей с нарушениями речи. На момент поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, уметь различать их, называть количество звуков в слове и место каждого звука. Будущий первоклассник должен иметь словарный запас, достаточный для изложения собственных мыслей и для понимания речи других людей, сформированный грамматический строй, позволяющий правильно конструировать и использовать в речи разные грамматические и синтаксические конструкции. Также к школьному возрасту ребенок должен владеть как диалогической, так и монологической формами речи. При отсутствии специалистов-логопедов в большинстве детских садов сельской местности большое количество детей с нарушениями речи не получает коррекционной логопедической помощи и приходит в первый класс общеобразовательной школы с букетом речевых нарушений.
Кроме этого для успешного взаимодействия в новом школьном коллективе ребенок должен быть ответственным, дисциплинированным, добрым, аккуратным, честным, терпеливым, уметь сотрудничать, верить в себя, уважать старших, любить свою Родину, уметь учитывать и уважать чужую позицию. Все эти нравственные качества, которыми обладает далеко не каждый ребенок, необходимы школьнику для согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями других людей.
Соответственно можно сделать вывод, что коррекция речевых нарушений и духовно-нравственное воспитание младших школьников являются одними из важнейших задач как общей, так и коррекционной педагогики. Более того, дети с нарушениями речи, в силу своих психо - физиологических особенностей, нуждаются в более внимательном отношении и требуют постоянного поиска инновационных подходов, методов и средств обучения. Для того, чтобы ребенок с общим недоразвитием речи мог с интересом и увлечением работать на занятии, проявляя при этом речевую активность, необходима постоянная смена видов деятельности, использование наглядности и игровых моментов.
Одним из эффективных средств развития речи и духовно-нравственного воспитания младших школьников, на наш взгляд, является мультипликация. Она объединяет в себе живопись, литературу, графику, музыку, элементы театра и танца, что очень благотворно влияет на развитие воображения ребенка, его памяти, мыслительной и речевой активности, а также на раскрытие творческого потенциала. Понятный детскому восприятию и русскому менталитету сюжет, выразительность образов, красивая и правильная речь героев, высокохудожественное музыкальное сопровождение заставляют маленького зрителя сопереживать героям мультфильма и вызывают сильную эмоциональную реакцию, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную и речевую активность детей, обогащает их чувственную основу и нравственный потенциал.
Качественные и умные мультфильмы способны донести до ребенка высшие нравственные ценности, привить интерес к получению новых знаний, к чтению художественной литературы. Обсуждение просмотренных мультфильмов активизирует словарь ребенка, разговорную речь, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.
Существует большое количество добрых советских мультфильмов, которые можно и нужно показывать детям. Но сегодня лучшие образцы отечественной мультипликации зачастую остаются за чертой внимания детей и родителей. Заполонившая экраны телевизоров западная мультипликация в большинстве своем некачественна, не учитывает возможностей и потребностей ребенка. К сожалению, не всегда учитывают особенности детского восприятия и многие современные российские мультипликаторы. В результате этого с экранов телевизоров льется огромный поток разрушающих мультфильмов, наполненных жестокостью и дурным вкусом. В них часто можно увидеть проявление агрессии: драки, погони, истерики, убийства, месть и др. Ребенок ассоциирует себя с главными героями таких мультфильмов, восхищаясь их всемогуществом и порождая тем самым всплеск агрессии и эмоциональное опустошение.
Большую ценность, на наш взгляд, представляют собой советские мультфильмы. Сюжеты их просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. Они по своим развивающим и воспитательным возможностям очень близки сказке.
С одной стороны они обладают образностью, эмоциональностью, зрелищностью, а с другой стороны доступны, просты и понятны. Они ненавязчиво и виртуозно преподносят детям эталоны хорошего и плохого поведения, формируя тем самым первые представления о смысловых и нравственных ценностях. (Например, мультфильмы «Три поросенка», «Мешок яблок» и многие другие).
Отдельно хочется сказать о представлении женских образов в современной мультипликации. Все чаще перед детьми предстает такая героиня мультфильма, отличительными качествами которой являются агрессивность (в том числе и словесная), цинизм, холодность, развязность. Она наделяется взрослым физиологизмом и совершенно лишается романтики.
Совершенно по-иному представлены женские образы в старых отечественных мультфильмах. Основными качествами женщин там являются нежность, любовь, целомудрие, уступчивость, терпение, застенчивость, скромность и, обязательно, любовь к детям. Именно такой пример для подражания должны видеть маленькие девочки, реализующие его потом в играх и в реальном общении.
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить речевому сопровождению мультфильмов. К сожалению, в настоящее время с экранов телевизоров даже от мультипликационных героев мы можем услышать большое количество грубых, жаргонных слов, совершенно недопустимых для слуха ребенка (например, «сопляк», «тупой», «кретин»). Дети могут считать такую лексику правильной, живой и будут употреблять ее в своей речи.
Советские же мультфильмы отличает красивая, правильная речь. В диалогах персонажей мы слышим правильно построенные предложения, содержащие большое количество эпитетов и образных выражений. Часто используются и ласковые слова-обращения (например, «лисонька», «голубушка», «матушка» и др.) Речь мультипликационных героев добрых советских мультфильмов богата и эмоционально. Она выразительна и артистична. И это не случайно, ведь озвучиванием советских мультфильмов занимались лучшие актеры, мастера художественного слова: В.Ливанов, Е.Леонов, О.Анофриев, Ю.Никулин, А.Папанов и многие-многие другие. Невозможно себе представить Фрекен Бок иначе, чем с голосом Фаины Раневской, а попугая Кешу без голоса Геннадия Хазанова, также как невозможно представить наших Аленушку и Настеньку злобными и грубыми.
В советских мультфильмах отражается нормальная для ребёнка картина мира. В ней заключена, в сущности, православная основа, потому что зло не вечно, а вечно – добро. Существующий отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается под воздействием дружбы, любви или сочувствия. Очень важно еще и то, что в советских мультфильмах злой и отрицательный персонаж подается в юмористической форме, что уравновешивает его негативную сущность.
Сделаем некоторые выводы о преимуществах советской мультипликации:
- средняя продолжительность мультфильма около 10 мин – ребенок не успевает «перегрузиться» информацией;
- картинка не слишком динамична – внимание акцентируется на главных деталях;
- яркие, колоритные образы – эталоны нравственного поведения и примеры для подражания;
- озвучивание уникальными голосами – эталон оформления речевого высказывания;
- сюжеты, близкие русскому менталитету – отказ от чего-то или риск ради кого-то;
- каждый мультфильм – это маленькая история, в которой затрагивается какая-то нравственная или этическая проблема, решение которой пропагандирует отзывчивость, дружелюбие, бескорыстность, добро, заботу и любовь ко всему окружающему миру, формируя тем самым мировоззрение ребенка.
Таким образом, советские мультфильмы можно использовать при проведении логопедических занятий, одновременно решая при этом вопросы духовно-нравственного воспитания. Подбирая тему мультфильма к лексической теме логопедического занятия, в структуру занятия включаются и задания на развитие лексико-грамматических языковых категорий и связного высказывания. Время для просмотра мультфильма логопед может выделить как непосредственно на занятии, так и в группе продленного дня, предварительно оговорив это с воспитателем.
После просмотра мультфильма можно предложить следующие виды работы:
Беседа по вопросам или беседа проблемного характера, посвященная решению какой-либо нравственной проблемы («Как вы думаете, правильно ли поступили герои?», «Почему?», «А как бы ты поступил на их месте?» и др. )
Иллюстрирование - рисование понравившегося героя или момента.
«Стоп-кадр» - остановка мультфильма в кульминационный момент и стимулирование мотивационных компонентов речевой деятельности: выполнение упражнений на развитие лексико-грамматического строя и связной речи («Назови ласково»; «Отгадай и покажи»; «Один — много»; «Слова наоборот»; «Придумай слова-друзья»; «Подбери родственные слова»; «Закончи предложение» и др.)
“Путаница” - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием;
“Калейдоскоп кадров” – составление новой истории на основе фрагментов разных мультфильмов;
“Дублер” - использование схемы-сюжета популярного мультфильма для создания новой истории;
“Загадки» - загадывание загадок о героях, о мультфильмах, об их отличительных особенностях;
“Режиссер” – а) изменение деталей, эпизодов мультфильмов;
б) придумывание продолжения мультфильма по его началу;
в) придумывание продолжения мультфильма по начальному и конечному фрагменту мультфильма;
“Реклама” - придумывание рекламного текста и его озвучивание;
“Оживление мультфильма” – озвучивание, репетиция, проигрывание мультфильма.
Несмотря на то, что мультфильмы предназначены для развития ребенка, его воспитания и обучения, просмотр мультфильмов является одним из любимых детских занятий.
В результате использования на логопедических занятиях добрых советских мультфильмов у детей развивается речь, мышление, внимание, воображение, фантазия, память. Ребенок получает и усваивает правильные модели нравственного поведения: нужно уметь дружить, делать добро, уважать родителей, помогать другим. Почти каждый маленький мультфильм содержит в себе глубокий духовный смысл. Развивается и нравственно-эстетическое восприятие ребенка, т.к. появляется возможность рассмотреть красоту русской природы, слушать классическую музыку и песни лучших детских композиторов, смотреть красивые танцы, костюмы и декорации. На примере советских мультфильмов дается хорошее трудовое воспитание, потому что в них всегда приветствуется тот, кто добросовестно выполняет свои обязанности и высмеиваются лентяи и лодыри. Но интересно то, что отрицательным героям всегда дается возможность осознать свои ошибки и исправиться, что в конце концов чаще всего и происходит.
Таким образом, можно сделать вывод, что добрые советские мультфильмы являются эффективным средством духовно-нравственного воспитания и развития (коррекции) речи детей младшего школьного возраста. Главное условие успешности – системность и позитивная эмоциональная атмосфера занятий, способствующая стимулированию детей к коммуникативному взаимодействию.
E. I. Grishina, The speech therapist MIDDLE school VyezdnajaDEVELOPMENT of SPEECH And SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION of JUNIOR SCHOOLCHILDREN by FACILITIES of MAKING of animated cartoon.Annotation: possibilities of the use of the home animated cartoons as facilities of development of speech and spiritually-moral education of junior schoolchildren are considered In the article.Keywords: development of speech, correction, speech violations, spiritually-moral education, aesthetic education, speech therapy employment, speech, making of animated cartoon, animated cartoon.
Список литературы:
1. Бучилова И. А., Миронова А. А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2876–2880. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53580.htm.
2. Гроцкая Е.Н. Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей в работе логопеда. http://www.logoped.ru/netraditsionnye_sredstva_razvitija_rechi_v_rabote_logopeda.htm3. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
4. Тихонов А. Г. Мультфильмы: польза или вред. http://www.b17.ru/article/13957/
5. Шкурат И.http://razvitiedetok.ru/rebenok-poznaet-mir/975.html6. Шмель К. http://mult.kuhocccp.ru/article/detskie-sovetskie-multfilmy-24/