Доклад на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на урках древнерусской литературы
Духовно-нравственное воспитание учащихся при изучении древнерусской литературы
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином родины.
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее. В каких бы неблагоприятных условиях ни находились мы, учителя-словесники, каждый стремится внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования, духовно- нравственного воспитания учащихся.
Самовоспитание, строительство своей души – это каждодневное самоочищение, самокритика и самопроверка своих деяний судом совести.
Ф. Абрамов ( слайд 2)
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Духовность в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке. Процесс познания духовности связан с системным осмыслением значимых истин во всех сферах культуры: и в науке, и в философии, и в образовании, и в религиях, и в искусстве. Более того, принципы открытости, честности, свободы, равенства, коллективизма, являются основой, средой для создания и сохранения духовности. Духовность есть единство истины, добра и красоты. Духовность есть то, что способствует развитию человека и человечества.( слайд 3)
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, семейные традиции. Понятия «духовность» и «нравственность» являются общечеловеческими ценностями и составными духовно- нравственного воспитания( слайд 4)
В духовно- нравственном воспитании можно выделить 3 направления:
◙Нравственные чувства(совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм);
◙ Нравственная позиция ( способность различать зло и добро, проявление самоотверженности, любви, готовность преодолевать жизненные испытания)
◙ Нравственное поведение ( готовность служить людям, Отечеству, проявление доброй воли, послушания). ( слайд 5)
Говорят, что литература отражает тот внутренний потенциал, который есть у народа. Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского.
Древнерусская литература несёт в себе очень большую нравственную силу. Добро и зло, любовь к Родине, способность пожертвовать всем во имя благого дела, семейные ценности – основные идеи древнерусской литературы. Древнерусская литература является средоточием русской духовности и нравственности. Кроме того, одним из основных лейтмотивов этих произведений является вера в Бога, которая поддерживает героев во всех испытаниях. ( слайд 6)
Произведения древнерусской литературы раскрывают сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, дают возможность получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира. Это особенно актуально в наше время.
Д. С. Лихачёв писал: «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины» (слайд7)
Возрождение духовности и воспитание духовностью – это то, что необходимо нам сегодня.
Многие советские и русские учёные рассматривали произведения древнерусской литературы в контексте воспитания духовно-нравственных ценностей. Современному человеку непросто понять произведения древнерусской литературы, поэтому в школьную программу включены для изучения произведения древнерусской литературы: Повесть временных лет (фрагменты), Слово о полку Игореве, Житие Александра Невского, Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Петре и Февронии Муромских, Преподобный Сергий Радонежский, Житие протопопа Аввакума и другие. Духовные и нравственные ценности в произведениях древнерусской литературы являются лейтмотивом и основой сюжета, а потому сегодня необходимо обращаться к этим произведениям в процессе обучения и воспитания и в семье, и в школе в силу их непреходящего значения.
Основные темы древнерусской литературы неразрывно связаны с историей развития Русского государства, русской народности, а потому проникнуты героическим и патриотическим пафосом. В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим – жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Д. С. Лихачёв писал: «Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом – стала щитом ее единства, щитом нравственным».
Лихачёв Дмитрий Сергеевич делал акцент на важную миссию древнерусской литературы и отмечал нравственную основу этих произведений, отражающую культурно-исторический и духовно-нравственный путь множества поколений наших предков [5]. У путей «Добра» – вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью.
Направлением нашей школы в учебно - воспитательном процессе является духовно- нравственное воспитание учащихся. Я, как учитель- словесник, на уроках и во внеурочное время большое внимание уделяю этому направлению и воспитанию. Хочу остановиться на изучении памятников древнерусской литературы и проанализировать их с точки зрения духовно- нравственного воспитания Цель таких уроков – показать духовно- нравственные истоки произведений.
1.Остановимся на «Житие Александра Невского» (слайд 8)
Рассмотрим образ А. Невского как исторического деятеля ( слайд9)
Александр Невский – второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1240 году 15 июня в битве со шведскими рыцарями с небольшой дружиной князь Александр одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский. До настоящего времени имя Александра Невского является символом единения, частью общей национальной идеи. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра – картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов – героев. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.
- Составить духовный портрет Александра Невского( слайд 10)
Он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, при этом – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца.
– Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым? Порассуждаем… (Слайд 11)
Работа в группах: – I группа - В чем заключается его святость? Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).
II группа – Прав ли был Карамзин, когда изрек, что “имя Святого, ему данное, выразительней Великого”?(Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями”, а “святым” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”).
Мини - сочинение– Чем Александр Невский заслужил звание “Святой”? (слайд12)
(Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал” ею как Папа Римский, не позволял духовенству себя использовать. “Я верую, и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”).
Просмотреть слайд13 и слайд14.
– Чем житие может быть интересно современному человеку?
(Размышления учащихся) ( слайд 15)– Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.– Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.– Я думаю, что современному человеку интересно житие тем, что люди хотят приблизиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности).
Вывод: Сила жития в том, что оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни. Автор жития – гуманист, ибо главное в его творчестве – человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Оно учит нас восприятию человеческих нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых духовных сокровищ.
Итак, духовно-нравственными истоками «Жития» являются следующие ценности: вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, милосердие.( слайд 16)
Следующее произведение- это жемчужина древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии». «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют «жемчужиной древнерусской литературы». Попытаемся разобраться, почему эта повесть была так популярна на Руси. (слайд17)
Петр и Феврония Муромские – православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. К Муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье.
Дева Феврония была мудрой, её слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Несомненно прав был Д.С. Лихачев, назвав основной особенностью характера Февронии «психологическую умиротворенность».
Проблемы урока: ( слайд18)
◘ Почему Петр и Феврония особо почитаемы Православной Церковью?
◘ Почему они причислены к лику святых?
◘ В чем заключается их подвиг?
◘ Чем Петр и Феврония близки нам ? Какой урок они преподносят нам?
◘ Какие качества святые являют всем, кто хочет построить свои отношения с близким человеком?
Главная тема произведения- тема любви ( слайд 19).
Просмотр слайда20
Вывод: Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. «Пётр не захотел нарушить Божьих заповедей…. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвинённую в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует».
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. «Ко всем питали они равную любовь, … не любили тленного богатства, но богатели Божьим богатством.… А городом управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странником принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день. Скончались они в один день и час (25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года). ( слайд 22)
После чего учащиеся делают выводы и называют эпизоды,связанные с христианскими заповедями.
События с Павлом и его женой, где заключаются мысли о честности супругов и постоянной заботе о душе друг друга.
Момент изгнания Петра и Февронии из Мурома, который ясно отражает ценность брачных уз и их возвышение над мирской властью и богатством.
Пример супружеской верности в объяснении Февронией бессмысленности прелюбодеяния.
Финальный эпизод, который открывает нам пример награды, что получают благочестивые семейные пары – в единстве смертного часа и совместном пребывании в Раю. ( слайд 21).
Выводы(слайд 23)
русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, — они лежат вне времени. Так же, как и святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком. Неслучайно, что именно в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, отмечается День семьи, любви и верности.
В 9 классе продолжаем знакомиться с жемчужиной древнерусской литературы 12 столетия –это «Слово о полку Игореве» (слайд24).
Цель урока: сделать анализ «Слова о полку Игореве» с точки зрения идеи произведения (воспитание духовно-нравственных ценностей).(слайд26).
Даю задания по группам: I группа
Характеристика князя Игоря
Ответы учащихся
Яркие черты князя Игоря – любовь к Родине, смелость, решительность, чувство собственного достоинства
II группа
Анализ плача Ярославны- верная, любящая жена, идеал
русской женщины ( слайд27)
После чего учащиеся определяют основные причины: почему князь Игорь был прощён автором и народом? (слайд28).
Исходным желанием князя Игоря, его побуждением к походу была защита Руси.
Его мужество в походе, верность брату в бою, томление в плену, энергия его стремления на родину ( побег), радость возвращения на родину – всё это побуждает автора славить Игоря.
Обращаясь к теме урока учащиеся определяют нравственные качества, которые ценит автор «Слова»
Вывод. В «Слове…» нет ни богов, ни героев в традиционном смысле слова.
В нём действуют живые реальные люди со своими слабостями и недостатками.
Но их сила в свободе нравственного выбора между худом и добром, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины.
Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народ( слайд29).
Порассуждаем: В конце урока, обращаясь к словам Б. Рыбакова
« Автор « Слова о полку Игореве»- это Пушкин 12 столетия»( слайд30)1 группа
А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые ... лирой пробуждал”, автор «Слова» своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей(слайд31).
2 группа Почему интерес к «Слову» не угасает?(слайд32)
ВЫВОД: проблемы и идеи “Слова о полку Игореве” актуальны и сегодня, потому что люди ещё не научились жить без раздоров, во взаимоотношениях между ними находится место для предательства, трусости, бесчестия, автор этого произведения призывает к единению, смелости, верности долгу, в этом суть духовно-нравственных уроков произведения
В данных произведениях древнерусской литературы выделяются общие ценности для всех трёх произведений: 1) вера в Бога; 2) патриотизм и чувство долга перед Родиной; 3) сила духа и милосердие; 3) семейные ценности; 4) доброта и доброделание; 5) самоотверженность и любовь.
В заключение хочется отметить, что древнерусская литература даёт шанс осмысления жизненных ценностей в современном мире и сопоставление их с приоритетами людей времен Древней Руси. Это позволяет сделать вывод о том, что произведения древнерусской литературы являются истоком духовно-нравственного развития для любого человека и, более того, для человечества в целом, поскольку они основаны: на высоких нравственных идеалах, на вере в человека в возможностях его безграничного нравственного совершенствования, на вере в силу слова и его способности преобразовать внутренний мир человека. Поэтому их идеалы остаются актуальными и в наши дни.
Закончить работу хочется словами «Поучения»: «Что умеете хорошо, того не забывайте, что не умеете, тому учитесь». Читайте древнерусскую литературу, находите в ней истоки души нашей!