Сценарий музыкально-литературной композиции Вначале было слово
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Сценарий музыкально-литературной композиции «Вначале было слово», посвященной закрытию Года литературы для обучающихся 5 – 7 классов
Составла Гилемзянова Фарида Ахметовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ №2 с Бижбуляк РБ
2015 г
Сценарий музыкально-литературной композиции «Вначале было слово», посвященной закрытию Года литературы.
На сцене звучит музыка о временах года зимнее безмолвие или метели, звуки осеннего дождя, летнее пение птиц, весенняя песенка ручья. Дети по одному выходят на сцену, читают стихи о природе. На заднем плане на экране портреты поэтов, звучит музыка…
Слайд №1 Весенняя природа
Первый чтец
Весна, весна! Евгений. Баратынский
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Слайд №2 Лето
Второй чтец
Лето. Гроза
Федор Тютчев
Неохотно и несмелоСолнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело,Принахмурилась земля.Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя –Пламень белый и летучийОкаймил её края.Чаще капли дождевыеВихрем пыль летит с полей,И раскаты громовыеВсё сердитей и смелей
Слайд №3 Осень
Третий чтец.
Листопад
Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой...
Слайд №4 Зима
Четвертый чтец.
Снежок
Николай Некрасов
Снежок порхает, кружится,На улице бело.И превратились лужицыВ холодное стекло.
Где летом пели зяблики,Сегодня - посмотри! -Как розовые яблоки,На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,Как мел, скрипуч и сух,И ловит кошка рыжаяВеселых белых мух.
Ведущий: Какие прекрасные стихи сложены о временах года. Ведущая: У каждого поэта путь к слову очень длинный и непростой. Чтобы почувствовать слово и овладеть им, надо знать, как оно появилось, как сохранилось до наших дней.
Ведущий: Слова, как и люди, стареют, дают дорогу новым словам. Даже самые небольшие народы всегда бережно относились к родному слову, языку, преумножали их и передавали из поколения в поколение.
Пятый чтец. Вначале было Слово
Я принимаю эту мудрость, словнодоверчивое дитя.Сказали так:- Вначале было Слово…О, Слово, что же было до тебя?Секундой раньше до Большого Взрыва,до самых первых судорог звезды?Наверное, еще пространство было…Природа ведь не терпит пустоты!И Некто был – всему первооснова,Он в людях растворен, как фимиам.…Его не видя, я рождаю Слово,Что из уст моих передается Вам.
Шестой чтец.
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
А затем узнать - как оно зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться.
Прежде чем в названье превратиться,
В знанье, в имя или в кличку просто…
Прелесть слова - в летописи роста…
Слайд №5-
Ведущая: Русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием». Чтение и письмо открывают человеку целый мир…Слайд №6. Памятник Кириллу и Мефодию-
Ведущий: Что же было у истоков? Что известно об изобретении букв?
Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинцей, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий. Население там было – наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец – болгарином, и поэтому с детства у них – солунских братьев – было 2 родных языка – греческий и славянский. Ведущая: Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (София по – гречески мудрость).» Ведущий: Так ещё в детстве он обручился с мудростью; для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбии – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.
Ведущая: В то время, когда жили Константин и Мефодий – во 2 половине 9 века – славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигали такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность – свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами).Библиотекарь:Обратите внимание на слайд№7 Кириллица… Пред вами – алфавит кириллицы.Алфавит назван в честь Кирилла. Это славянская азбука. В ней 43 буквы (19 – гласных)Само название «Азбука» образовано от названий двух первых букв.«Прежде у славян не было книг, но чертами и знаками читали и гадали, когда были язычниками... Потом же человеколюбец Бог помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, прозванного Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал для них 38 букв одни по образцу греческих букв, другие славянские». ^Слайд 3. Буквицы древнерусского письма.Ведущая: Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетения корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.Чтец:Вижу Русь!Торжественно – суровоВслушиваюсь в темную строку…Так и есть,Сначала было «слово»,Это было «слово о полку».Ведущий: Представляете: всего через два века после распространения письменности на Руси было создано первое крупное рукописное произведение древней художественной литературы «Слово о полку Игореве», основанное на реальных событиях 1185 годаСемь столетий назад князь Игорь Святославич повёл дружину на половцев, разорявших Русскую землю, и потерпел поражение. Слайд №8 Посмотрите на картину художника В.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»Ведущая: Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. Полевые цветы – колокольчики и ромашки – светятся в потемневшей траве. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив свой трудовой долг. Это полотно воспевает их подвиг и оплакивает их гибель.Библиотекарь:
Из истории русского алфавитаАлфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и это нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет поэт Феликс Кривин.Чтец.
Песенка о буквах, вышедших из употребления:В любой старинной книжицеТы можешь прочитать:Жила на свете Ижица,А с нею буква Ять.Но время быстро движется,И жизнь уже не та.Где нынче буква Ижица?Где Ять? И где Фита?Без них правописаниеСумело обойтись.Новейшие изданияБез них вступают в жизнь.Уж так на свете водитсяКак говорил мудрец,Когда без нас обходятся,То значит нам конец.Ведущий: Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром I в 1708 г. Его называют гражданской азбукой. Однако не все упрощения были сделаны.Написание буквы Ъ в конце слов, как и ряда других, было отменено по реформе 1918 года. Слайд №6
Ведущая: 23 мая 1990г. состоялось открытие памятника в Мурманске перед зданием научной библиотеки. Там прозвучало много хороших слов писателей и поэтов. Весной 1991 года праздник был объявлен всероссийским. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали, что Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.
Чтец
Вставай, народ, вздохни всей грудью,Заре навстречу поспеши.И Азбукой, тебе подаренной,Судьбу грядущую пиши.Надежда, вера греет души.Наш путь тернистый - путь вперёд!Лишь тот народ не погибает,Где дух Отечества живёт.Пройдя под солнцем просвещеньяИз дальней славной старины,Мы и сейчас, славяне – братья,Первоучителям верны!К апостолам высоко славнымЛюбовь святая глубока.Дела Мефодия – КириллаВ славянстве будут жить века! ^
Слайд №9^
Ведущий: Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова( и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась с апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это первая напечатанная на Руси книга. Будущий русский первопечатник Иван Федоров родился около 1510 года. Ведущая: Предположительно, он обучался в Кракове в университете, знал латынь, древнегреческий; в 1532 году получил степень бакалавра. Был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Он на все руки мастер сделал первый печатный пресс, многоствольную мортиру-дальнюю предшественницу «Катюш»
Ведущий: Велико было желание у наших предков обучаться грамоте. Самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такие сведения есть в знаменитой летописи «Повесть временных лет». Зарождение образования в Киевской Руси началось тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа.
Слайд№10 Картины Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Голос за сценой: Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха.
Сценка: Отрок и старец. Деревенская картинка.
Старец: -Что тебе надо, мальчик? Отрок: - Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал их разыскать, я не раз прошел по полям, в лесу, у прибрежья озера, кликал их, похлопывал бичом. (Мальчик плачет) Добрый батюшка, у меня одни огорчения в жизни. Мне трудно дается учение. Товарищи смеются и родители усовещивают. Помолитесь за меня! (Старец читает молитву. Окончив, незнакомец вынимает из-за пазухи ковчежец, берет частицу просфоры, благословляет и дает ею Варфоломея)- Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей. Ты будешь понимать Святое Писание и одолеешь чтение. ( К зрителям) Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей.
Ведущий: Так начинал свой жизненный путь безвестным юношей Варфоломеем прославленный старец Сергий Радонежский. В наследство нам на Маковице он оставил монастырь - Троице-Сергиева лавру, одну из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при его жизни глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысячи поломников. Бесчисленны также обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками и проникнутые духом его.
Ведущая: 18 августа 1380 года Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на войну с татаро-монголами - Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.
Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.— Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь.
Ведущий: Конец XIV — начало XV века переломный момент в искусстве: появляются новые темы, художники ищут новые приёмы, а авторы сочинений только-только начинают интересоваться человеческими чувствами. Однако средневековый свод правил нависает над волей творца и сковывает его инициативу. Ведущая: В этой непростой ситуации древнерусские книжники изобретают новый способ изложения - петение словес – это своеобразный словесный орнамент, в котором причудливым образом сочетаются созвучные слова, синонимы, особым образом нагнетаются сравнения и эпитеты. – теперь язык становится таким же изощрённым и оригинальным, как и книжные украшения – орнаменты. Русские пословицы и поговорки являются прекрасным примером плетения словес.
Сценка. Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.
И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
Юноша: «Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет, и услыхал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Она же сказала ему: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это - уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это - очи дома. А то, что я сказала тебе про отца и мать и про брата, что отец мой и мать пошли взаймы плакать – это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это – плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат – древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».
Говорит ей юноша: «Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое». Она ответила: «Зовут меня Феврония».
Слайд № 13 Ромашки
Ведущий: С историей жизни и любви святых Петра и Февронии знакомит нас «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Это литературная обработка любимой русским народом легенды, выполненная по распоряжению митрополита Макария писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом к московскому церковному собору 1547-го года. На этом соборе и были канонизированы святые муромские супруги. История эта стала гимном супружеской любви и верности. В России День Петра и Февронии Муромских (8 июля) стал отмечаться с 2008 года 8 июня как День семьи, любви и верности. Символом его является ромашка.
Ведущая: Наши предки оставили нам богатое литературное наследие. Особый вклад внесли в этот процесс следующие поколения поэтов и писателей.
А.Ахматова. ТворчествоБывает так: какая-то истома;В ушах не умолкает бой часов;Вдали раскат стихающего грома.Неузнанных и пленных голосовМне чудятся и жалобы и стоны,Сужается какой-то тайный круг,Но в этой бездне шепотов и звоновВстает один, все победивший звук.Так вкруг него непоправимо тихо,Что слышно, как в лесу растет трава,Как по земле идет с котомкой лихо...Но вот уже послышались словаИ легких рифм сигнальные звоночки,—Тогда я начинаю понимать,И просто продиктованные строчкиЛожатся в белоснежную тетрадь.
Б. Пастернак
Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.Всё время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.О, если бы я только могЯ б разбивал стихи, как сад.Всей дрожью жилокЦвели бы липы в них подряд,Гуськом, в затылок.В стихи б я внес дыханье роз,Дыханье мяты,Луга, осоку, сенокос,Грозы раскаты.Так некогда Шопен вложилЖивое чудоФольварков, парков, рощ, могилВ свои этюды.Достигнутого торжестваИгра и мука -Натянутая тетиваТугого лука.
Ведущий: Самые лучшие строки в русской поэзии были посвящены родине. Родина- малая, большая, Родина-это прошлое и настоящее, Родина- это любовь и тоска для тех, кто вынужден был покинуть страну после октябрьской революции
Иван Бунин
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
И. Северянин – поэт серебряного века - в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называет “крылатой страной” .
Моя Россия (1924 г.)
Моя безбожная Россия,Священная моя страна!Её равнины снеговые,Её цыгане кочевые, –Ах, им ли радость не дана?Её порывы огневые,Её мечты передовые,Её писатели живые,Постигшие её до дна!
И песни, песни, разрывные,Какими наша грудь полна,И вся она, и вся она – Моя ползучая Россия,Крылатая моя страна!
Запевка (1925 г.)
О России петь – что стремиться в храмПо лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,Что любовь любить, что бессмертным быть!
Тоска Бальмонта по России выражена в его стихотворении “Россия” (1923 г.)
Россия
Есть слово – и оно едино.Россия. Этот звук – свирель.В нём воркованье голубино.Позвавший птиц к весне апрель.
Весенним дождиком омочен,Весенним солнцем разогрет,Мой край, в покров весны одет,Другого в мире счастья нет.
Как противопоставление своей позиции, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину звучит стихотворение Анны Ахматовой .1922г
Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,Как заключённый, как больной.Темна твоя дорога, странник,Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожараОстаток юности губя,Мы ни единого удара Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке позднейОправдан будет каждый час…Но в мире нет людей бесслёзней,Надменнее и проще нас.
Иван Бунин
СловоМолчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.
Словно завещание нам звучат слова Анны Ахматовой, написанные во время Великой Отечественной войны
Мужество
Анна Ахматова
Мы знаем, что́ ныне лежит на весахИ что́ совершается ныне.Час мужества про́бил на наших часах,И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мёртвыми лечь,Не горько остаться без крова.И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесём,И внукам дадим, и от плена спасём —Навеки!
<23 февраля 1942>, Ташкент
Заключительное слово учителя.