Программа элективного курса «Вначале было слово»















ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(9 КЛАСС)

«В Н А Ч А Л Е Б Ы Л О С Л О В О»










АВТОР: Савидова В. В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Аромашевская СОШ
им. В. Д. Кармацкого»














Аромашево






ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Вначале было слово»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов.
Цель данного курса – сориентировать учащихся на выбор профиля в старших классах.
Задачи курса: расширить знания учащихся о существующих языковых группах; представить учащимся более подробную информацию об истории происхождения языков; установить степень родства между языками; проследить за «приключениями» языков сквозь время и пространство.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения языкознания и может быть рекомендован учащимся разных профилей, т. к. изучение проблем истории происхождения языков обнаруживает общие точки соприкосновения с другими дисциплинами (историей, географией, иностранными языками, эстетикой, мировой художественной культурой).
Работа рассчитана на 14 часов.
Программа курса основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских). Итоги работы в целом будут представлены на итоговой научной конференции, посвящённой проблемам происхождения и развития языков.
























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ТЕМА 1. Введение. Путешествие в страну языков.
Введение. Путешествие в страну языков. Язык как важнейшее средство культурной и национальной самоидентификации. Язык-прародитель, его распространение.



ТЕМА 2. Исчезнувшие голоса.
Исчезнувшие голоса. Родина языков. Разделение языков. Миграция на запад.
Практикум:
Языковая семья: составление генеалогического древа.
Составление карты «распределения» языков.



ТЕМА 3. Дальние родственники европейских языков.
Дальние родственники европейских языков. Индийские языки. Иранская группа языков. Цыганский – язык кочевников.
Практикум:
Знакомство с дополнительной литературой – учебниками по эстетике, культурологии, МХК.
Подготовка сообщений о священных книгах Индии – Ведах, о Заратустре.
Составление проверочных тестов.



ТЕМА 4. Греческий язык: от атома к космосу.
Греческий язык: от атома к космосу. Роль греческого языка в семье современных европейских языков. Греческий алфавит. Современный греческий язык.
Практикум:
Работа с картой «Великая Греция».
Работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой: греческие слова и отдельные их части в русском языке.
Властители пантеона – боги Греции и их вмешательство в судьбы человечества (подготовка сообщений).
Знакомство с греческим алфавитом.



ТЕМА 5. Языки романской группы.
Языки романской группы. Два латинских языка. Французский язык: изысканный потомок латинского языка. Итальянский язык: многообразие диалектов. Испанский язык: язык конкистадоров.
Практикум:
Работа с картой.
Алфавит для всего мира – знакомство с латинским алфавитом.
Индивидуальная работа: сообщение «Французский язык за пределами Франции».
Язык и музыка – знакомство с музыкальными терминами на примере музыкальных произведений.
Создание заметок в рубрику «В мире интересного».




ТЕМА 6. Голоса Севера: германская группа языков.
Голоса Севера: германская группа языков. Скандинавские языки. Немецкий язык. Английский язык: язык универсального общения.
Практикум:
Работа с картой.
Индивидуальная работа: сообщение об Иоганне Гуттенберге.
Исследовательская работа: английский язык в Англии и в Австралии.



ТЕМА 7. Славянские языки.
Славянские языки. Западнославянские, южнославянские, восточнославянские языки. Кириллический алфавит.
Практикум:
Работа с картой.
Индивидуальная работа и работа в группах: сообщения об изменениях в славянских языках.




ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Научная конференция «Путешествие в страну языков».





































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п
Тема
Форма занятия
Виды деятельности
Кол-во часов





Лекция
Практикум

1.
Введение.
Путешествие в страну языков.

Лекция.
Знакомство с предметом изучения.

1 час

-

2.
Исчезнувшие голоса.
Лекция.
Практическая работа
Составление генеалогического древа; составление карты «распределения» языков; работа в группах.


1 час


1 час

3.
Дальние родственники европейских языков.
Лекция. Самостоятельная работа с дополнительной литературой.
Знакомство с дополнительной литературой по теме; подбор необходимого материала к заданиям; подготовка сообщений; составление тестов.


1 час


1 час

4.
Греческий язык: от атома к космосу.
Лекция.
Практическая работа.
Работа с картой; работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой; анализ и обработка отобранного материала.


1 час


1 час

5.
Языки романской группы.
Лекция.
Практическая работа.
Индивидуальная работа по карточкам; тестирование; работа с картой; исследовательская работа; создание заметок.

1 час

1 час

6.
Голоса Севера: германская группа языков.
Лекция.
Практическая работа.
Исследовательская работа в группах; «путешествие» по карте; индивидуальная работа; подбор материала для сообщений.


1 час


1 час

7.
Славянские языки.
Лекция.
Практическая работа.
Отбор материала по теме; составление карты; изучение дополнительной литературы.

1 час

1 час

8.
Научная конференция «Путешествие в страну языков»
1 час



Итого:
14 часов























ЛИТЕРАТУРА



Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. – М.: Интербук, 1990. – 301 с.
Пасхалов А. П. Удивительная этимология. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 176 с.
Стивенсон В. Вначале было слово. М.: ООО «Мир книги», 2002. – 208 с.
Страны мира: Энциклопедический справочник. – Смоленск: Русич, 2000. – 624 с.

15