Мастер-класс «Хозяин лесной, просыпается весной…» (работа с проволокой)
Ничков Николай Викторович,
учитель технологии, ПДО
МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»
Мастер-класс «Хозяин лесной, просыпается весной» (работа с проволокой)
Занятие «Хозяин лесной, просыпается весной» рассчитано на 3 учебных часа и проводится в форме «Урока моделирования и преобразования модели (урок обобщения и систематизации изученного)» в рамках реализации образовательной программы «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»/Авторы-составители: Н.В. Ничков, Т.А. Ничкова.
Цель мастер-класса: диссеминация опыта работы по формированию УУД в начальных класса в рамках внеурочной деятельности посредством УМК «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»/ Авторы-составители: Н.В. Ничков, Т.А. Ничкова.
Цели занятия:
Сформировать представление о многообразии животного мира и об одном его представителе «медведе»;
Формировать умение работать с мягкой проволокой;
Отработать навыки создания колечек, спиралей, вывернутого конуса и пружины;
Развивать навыки мелкой моторики;
Развивать воображение, логическое мышление;
Воспитывать любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Формируемые УУД:
Метапредметные результаты:
Познавательные: знаково-символические;
Коммуникативные.
Личностные результаты:
Смыслообразование;
Нравственно-этическое оценивание.
Оборудование, которое используется на занятии: плоскогубцы; клей; цилиндрический предмет (маркер, трубочка соответствующего диаметра); тематические слайды; мультимедийный проектор; компьютер; экран; набор простых геометрических фигур; рабочая тетрадь; образец изделия.
Материалы: проволока для плетения GAMMA (1 шт. – Ш1,0 мм. – 102 см./ 1 шт. – Ш1,0 мм. – 5 см), бисер черный (2 шт. – Ш3 мм.).
В целях экономии времени первые этапы занятия будут продемонстрированы в обобщённом виде, более подробно остановимся на самом процессе изготовления проволочной модели.
В качестве актуализации знания приводятся пословицы, загадки об изготавливаемом на занятии объекте, рассматриваем этимологию слова, подбираются интересные факты.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Опрос детей о том, что им известно о медведях.
Медведь – ведающий (знающий), где мед и едящий его. У других народов медведь именовался «арктос», но наших предков не удовлетворило общее с другими языками старое медвежье имя. Почему?
Дело в том, что медведь был самым грозным противником человека в лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя. Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим таинственной и чудесной нитью. Приходилось вместо настоящего имени создавать условное. Вот и заменилось страшное имя «арктос» очень удачным и безобидным, на их взгляд, псевдонимом «медоед».
Даже сейчас некоторые охотники, выходя на охоту, стараются не произносить слово медведь. Заменяют его другими словами: Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый.
В сказках медведь косолапый, неуклюжий, немного глуповатый – обмануть его, простака, ничего не стоит. Но на самом деле это умный, ловкий, быстрый, очень сильный зверь, хитрый зверь.
Большое внимание уделяется учебно-исследовательской части. Применимо к нашему занятию рассмотрение изображений медведя и собаки и ответ на вопрос: «Чем схожи и чем различаются между собой эти животные?». Дети работают в тетради-портфолио.
Ответы детей записываются в таблицу:
Медведь
Собака
Общие признаки
Есть голова, уши, усы, глаза, нос, шея, туловище, четыре лапы, хвост
Отличительные признаки
Уши круглой формы
Крупное, похожее на бочку туловище
Короткий хвост
Может долго стоять на задних лапах
Уши висячие вытянутой формы
Продолговатое туловище
Длинный хвост
Не может хорошо стоять на задних лапах
Таким образом, чтобы изделие походило на медведя, надо в нем сохранить и отразить отличительные признаки, записанные в таблице.
Далее детям предлагается набор фигур, вырезанных из цветного картона. Задача: выложить модель животного, при этом не надо использовать все фигуры, а лишь те, которые, на их взгляд, необходимы.
Затем получившуюся модель приклеивают в рабочую тетрадь-портфолио.
Но как изготовить модель из проволоки?
Изображение очень сложно скопировать в технике плетения из проволоки, так как оно имеет много элементов. Дети упрощают изображение медведя и составляют его из простых геометрических фигур.
Какую модель выбрать?
Ребята смотрят на отличительные особенности, записанные в таблице, и сравнивают с предложенными ими моделями (происходит отсев тех изображений, которые не отвечают условиям. Дети предложат отразить в изделии: глаза, нос и т.п. Рассматриваются и эти варианты).
Вот какого медведя вы будете изготавливать, а вот, что у вас должно получиться.
Далее идёт работа по созданию модели медведя из проволоки.
15