«Развитие способностей одаренного ребенка»
«Развитие способностей одаренного ребенка»
учителя иностранного языка
Растемешина Е.В., МБОУ г.Астрахани «СОШ № 54»
Абуталиева Г.Ж., МБОУ «Гимназия № 2»
Выявление одаренных детей, создание условий для развития и реализации их потенциальных возможностей являются приоритетными задачами современного общества. Поэтому важной задачей взрослых, особенно педагогов, является разглядеть и раскрыть ростки одаренности, в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни.
Каковы факторы развития гениальности, одаренности? Безусловно, на первом месте стоят задатки, то есть некоторые врожденные предпосылки, на основе которых развиваются способности. Ученые до сих пор спорят и не пришли к единому мнению в вопросе о том, что же представляют эти предпосылки, с какими задатками человек рождается, а что развивается уже в процессе обучения. Но можно с уверенностью сказать, что раскрыть и развить врожденные задатки могут взрослые, опытные педагоги.
Развитие личности одаренных детей имеет свои особенности:
и достаточно остро могут реагировать на несправедливость окружающего мира.
*Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
*У талантливых детей преобладает критичное и независимое мышление и суждение. Они обладают инициативой, настойчивостью.
*В раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
*У таких детей могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, что обусловлено особыми интересами одаренных детей.
Не надо рассуждать хорошо это или плохо. Просто необходимо принять тот факт, что талантливые в какой-либо области дети совершенно другие. Надо помнить, что творчески одаренный ребенок вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений. Взрослые редко относятся терпимо к ребенку, который настолько увлечен своими, особыми интересами, что игнорирует все остальные области учебной деятельности. Это воспринимается педагогом как вызов его профессионализму и компетентности. А это неправильно. Надо принимать тот факт, что ученик может быть более талантлив, чем сам учитель. Можно только мечтать, чтобы ученик пошел дальше своего учителя. Но ведь старт дал ему именно учитель, раскрыл его талант тоже он.
Таким образом, при встрече с одаренным ребенком необходимо учитывать вышеперечисленные особенности. Но самое главное – необходимо удовлетворить его интеллектуальный голод. Это, безусловно, дополнительная нагрузка на учителя, который постоянно должен готовить отдельно задания для такого ученика.
В современной методической и педагогической литературе предлагается огромный выбор таких форм работы, которые можно использовать и в рамках традиционной классно-урочной системы, и в рамках нетрадиционного обучения.
На примере обучения детей иностранному языку можно сказать, что наиболее эффективным в плане развития социальной и коммуникативной компетенции одаренного ученика является использование проектно-исследовательского метода. Именно исследовательский вид деятельности в наибольшей степени способствуют формированию и развитию личности ребенка. Успех обеспечивается правильной организацией работы с учетом возможностей учеников. Овладение необходимыми навыками должно происходить поэтапно.
1 этап - мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
2 этап 5-7 класс)
Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап (8-11 класс)
Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.