Программа музыкального развития одаренного ребенка

Программа музыкального развития одаренного ребенка

МОУ « ПРИВЕТНЕНСКАЯ ШКОЛА»
ГОРОДА АЛУШТА

Составитель:

Учитель музыки
Абросимова Оксана Петровна












Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.
Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.
Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.
Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.
- Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих( способностей в процессе исследовательской и поисковой деятельности.
- Выявление способных и одаренных детей.
- Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.
- Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам.
- Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
- Разрабатывать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми.
- Воспитывать сознательного гражданина России.
Принципы реализации программы: гуманизм, демократизм, научность и интегративность, индивидуализация и дифференциация, систематичность, развивающее обучение, интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Содержание и формы работы:
- выявление одаренных и талантливых детей;
- анализ особых успехов и достижений учащегося.
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием( психологической службы;
Организационное и функциональное обеспечение программы:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- анализ выполнения индивидуальных парциальных программ по работе с одаренными детьми;
- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- подготовка детей и подростков к конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям различного уровня; - диагностика ЗУНов одаренных детей, выполнение индивидуальных программ по работе с одаренными детьми;
Ожидаемые результаты:
( Творческая самореализация одаренных детей.
( Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
( Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей;
( Формирование навыков творческого саморазвития.
( Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
( Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.
( Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики. Создание банка данных одаренных детей.
Этапы реализации программы:
Диагностический
Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников. На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:
Музыкальные способности;
( Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальных( занятиях.
Развивающий
Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
( Занятия интегрированного типа.
( Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.
Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.
Формы творческих заданий:
(Восприятие музыки.
( Импровизация.
( Пластическое интонирование.
( Инструментальное музицирование.
( Вокально-хоровое музицирование.
( Музыкальный фольклор.
( Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.
( Графическое, цветовое моделирование музыки.
К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие:
- Развитие навыков художественного общения как основы для целостного( восприятия искусства.
- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для( возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
- Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности. К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие: и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора( художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
- Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для( пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
- Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно- самобытного отношения к окружающему миру.
- Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к( детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.
Заключительный
Цель: мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.
Основные формы творческих заданий:
Восприятие музыки (размышлении о ней – эта деятельность, вытекающая изхудожественного общения с музыкой и продлевающая его. Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ребенка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи воспитанника на занятиях, досуговых мероприятиях. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей).
Импровизация (занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные( цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ребенка требуется умение продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно- минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены).
Пластическое интонирование (пластическое интонирование это один из( способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске).
Инструментальное музицирование (инструментальное музицирование - это( творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнитьследующее:ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;учитель помогает ученику найти прием исполнения.Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития).
Вокально-хоровое музицирование (среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу.
Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо. Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально- слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях).
Музыкальный фольклор (“Народная песня в педагогике есть носительница живых( индивидуальных основ национального воспитания” (С. Мировопольский). (Фольклор) как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа).
Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческих( занятий по развитию творческих способностей).
Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность (именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной.
Графическое, цветовое моделирование музыки (отвечает специфике музыки как деятельности). вида искусства и особенностям восприятия детей. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации).

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях.
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по “учебным договорам”, которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе.
Итак, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Познавательные способности и навыки
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность.

2.Творческие способности
Способность рисковать.
Дивергентное мышление.
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Соревновательность.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить: 1. название темы.
план изучения темы
основные вопросы
понятия и термины, которые он должен усвоить
практические работы
список необходимой литературы
формы контроля
задания для самопроверки
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
предмет
дата и время консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
фактическое затраченное время
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
невыясненные вопросы
причины отклонений от сроков.
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.
Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.
Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:
знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
поощрение глубокой проработки выбранной темы;
осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
поощрение творческого и продуктивного мышления;
воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.






Критерии уровней развития музыкальности,
Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)
Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).


Диагностика музыкальных творческих способностей детей

1-2 классы
1. Пение.
1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных). Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация. Средний уровень – образная звукоимитация. Низкий уровень – отказ.
2) Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков.
Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.
2. Игра на музыкальных инструментах.
1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира
Высокий уровень – тембровое соответствие.
Низкий уровень – тембровое несоответствие.
2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний уровень – ритмическое разнообразие.
Низкий уровень – ритмическое однообразие.

3. Ритм.
1) Ритмизирование стихов хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень - 1-2 ошибки.
Низкий уровень – отказ.
2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень – 1-2- ошибки.
Низкий уровень - беспорядочный ритм.

4. Движение.
1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.
Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.
2) Создание динамического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.

3-4 классы
1. Пение.
1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).
Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.
Средний уровень – образная звукоимитация.
Низкий уровень – отказ.
2) Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков. Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.
3) Сочинение простейших попевок. Высокий уровень – самостоятельно.
Средний уровень – точно копирует педагога.
Низкий уровень – копирует неточно.

2. Игра на музыкальных инструментах.
1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира.
Высокий уровень – тембровое соответствие.
Низкий уровень – тембровое несоответствие.
2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний уровень – ритмическое разнообразие.
Низкий уровень – ритмическое однообразие.
3) Сочинение на заданный стихотворный текст.
Высокий уровень – мелодическое разнообразие.
Средний уровень – 1-2- звука.
Низкий уровень – на 1 звуке.
3. Ритм.
1) Ритмизирование стихов хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень - 1-2 ошибки.
Низкий уровень – отказ.
2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень – 1-2- ошибки.
Низкий уровень - беспорядочный ритм.
3) Сочинение ритмических композиций.
Высокий уровень – использование ритмоформулы.
Средний уровень – воспроизведение метр.
Низкий уровень – беспорядочный ритм.

4. Движение.
1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.
Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.
2) Создание динамического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.
3) Создание статического образа.
Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.

ПЛАН
работы с одаренными детьми
на 2015-2016 учебный год
Сроки

Мероприятие

Сентябрь
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2015-2016 год, составление базы одаренных детей( выявление слуха, музыкального интонирования)


Организация кружковой работы

Октябрь
Подготовка  учащихся разных классов к участию в школьных конкурсах


Подготовка к участию в концерте, посвященного Дню учителя

Ноябрь
Участие в городских конкурсах


Подготовка к школьному празднику «День народного единства»

Декабрь
Занятия по музыкальной литературе и музыкальному материалу


Подготовка вокальных номеров к новому году с учащимися разных классов

Январь
Подготовка вокальных номеров к вечеру встреч с выпускниками

Февраль
Разучивание строевых песен с учащимися классов


Работа над развитием вокальных данных


Март





Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к праздничному концерту, посвященного 8 марта


Подготовка к городскому конкурсу.



Апрель
Разучивание песен ВОВ
Подготовка вокальных номеров с учащимися разных классов к часу, памяти, посвященного 9 мая


Май

Подготовка вокальных номеров на «Последний звонок»





Календарно – тематическое планирование

Тема
Количество
часов
дата


Диагностика уровня музыкальных способностей.
1


Развитие вокальных навыков.
1


Развитие ритмичности, голосового диапазона.
1


Разучивание мелодии и текста песни.
1


Вокальная работа над муз. произведением.
1


Работа над точным интонированием.
1


Музыкальная грамота. Читка нот с листа, пение.
1


Репетиционная работа над муз. произведениями.
1


Подготовка репертуара к школьному конкурсу
1


Развитие артистичности и эмоциональности.
1


Работа над дикцией, отработка вокальных номеров.
1


Музыкальная литература.
1


Вокальная робота над романсом.
1


Разучивание вокальных номеров к новому году.
1


Отработка вокальных номеров.
1


Разучивание песен к вечеру встречи выпускников.
1


Отработка вокальных номеров.
1


Разучивание строевых песен.
1


Развитие вокальных данных.
1


Работа над точным интонированием.
1


Разучивание вокальных номеров к 8 марта.
1


Отработка текста и мелодии.
1


Отработка вокальных номеров к конкурсу.
1


Развитие вокальных навыков.
1


Развитие интонирования вокальных номеров.
1


Разучивание песен ВОВ.
1


Отработка мелодии и текста песен.
1


Вокально-хоровая работа над песнями.
1


Вокально-хоровая работа.
1


Подготовка презентации к песням о ВОВ.
1


Работа над интонацией.
1


Работа над дикцией.
1


Отработка номеров к последнему звонку.
1


Вокальная работа над песнями.
1


Развитие артистичности и эмоциональности.
1


Итого: 35 часов.
БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ на 2015-2016 уч. г.

№ п/п

Ф.И. ученика

Класс

Дата рождения

Год занесения в базу данных

Область деятельности

Учитель- наставник


1.
















Харачих Сание












4-б













2005













2015













- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню и танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
- хорошо играет на пианино;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии
Абросимова О.П.














2.




Самойленко Венера
3-б
2006
2015
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
Абросимова О.П.











- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню и танец;
Абросимова О.П

3.


Гоголь Анна
6
2004
2015
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
Ее голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость.
- обладает хорошей памятью.
Абросимова О.П.



4.
Буракова Екатерина
7
2003
2015
С большим интересом занимается на уроках музыки, всегда принимает активное участие в проводимых в школе праздниках, развлечениях, обладая хорошей памятью способна запоминать большие роли, которые она в дальнейшем очень артистично воспроизводит.
У нее отличные вокальные данные.
Ее голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.
Абросимова О.П.



5.
Муртазаева Зарина
3-а
2006
2015
С большим интересом занимается на уроках музыки, всегда принимает активное участие в проводимых в школе праздниках, развлечениях.
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню и танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

Абросимова О.П.












13PAGE 15


13PAGE 142815




Заголовок 115