Статья Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.
Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач.
Содержание многих текстовых задач, включённых в учебники математики, даёт богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более , что на решение задач отводится большая часть учебного времени. По-этому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит , она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.
С целью воспитательной направленности эти задачи можно сгруппировать следующим образом:
- задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональ-ность, уважительное отношение к трудовой деятельности и её результатам, к людям труда;
- задачи, отражающие достижения науки , техники, освоения космоса, трудо-вую жизнь людей и подготовку к ней подрастающего поколения;
- задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитываю-щие чувство прекрасного , чувство меры и пропорции;
- задачи, по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к жи-вотным, бережное отношение к природе, понимание её красоты;
- задачи, прививающие интерес к спорту и воспитывающие волевые качества;
- задачи , о связи обучения с жизнью, участии в общественных мероприятиях.
В целях воспитания нравственных качеств можно использовать крат-кую беседу с разбора и уточнения содержания предназначенных для решения задачи ; самостоятельное составление учащимися задачи по определённой теме, связанной с жизнью; внеклассную работу по математике, предусматривающую развитие творческих способностей учащихся.
Вот как во время краткой беседы по усвоению содержания текстовых задач можно воспитывать у детей доброжелательное отношение к труду.
Задачи типа: По плану завод должен выпустить 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать… - являются основой для психологической подготовки детей к труду, помогают понять его красоту и созидательную силу. На решении таких задач дети учатся понимать , что все блага жизни создаются трудом. « Труд- корень нравственности ,- писал В. Сухомлинский. - Необходимо, чтобы в духовной жизни коллектива школьников красной нитью проходило уважение к труду, к людям труда , только на этой основе может утвердиться уважение к самому себе».
Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомят-ся с понятиями , имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почв. Им прививается уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу, например : Колхоз продал государству 364 т пшеницы…; На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб…и др.
Во время решения таких задач в течение двух-трёх минут можно провести беседу о хлебе:
То, что у тебя т других есть сегодня хлеб, - результат усилий многих людей. Нелёгок труд земледельцев. Всем каверзам и капризам природы открыто поле. Тот , кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Так нужно поступать всем. Учитесь ценить труд хле-боробов. Ведь только благодаря их нелёгкому труду крошечное зёрнышко, пройдя длинный путь превращается в хлеб. Берегите хлеб!
Такие эмоциональные слова надолго запоминаются. В. Сухомлинский говорил, что слова патриотизм .Родина, гражданин связываются в его представлении с тремя другими понятиями: народ, труд, хлеб. Это и есть три могучих корня гражданственности.
С интересом учащиеся решают задачи в которых говорится об учении и полезных делах сверстников, например задачи об оказании помощи ветеранам войны и труда ; о сборе лекарственных трав, металлолома и макулатуры.
Так , при решении задачи «Школьники собрали 56кг 800 г макулату-ры. Из этой макулатуры при переработке получалась писчая бумага, которая составила 3/5 массы макулатуры. Сколько тетрадей выйдет из полученной бумаги, если одна тетрадь весит 30г? Сколько учеников можно обеспечить этими тетрадями , если одному ученику на один год нужно 16 тетрадей?»- можно рассказать:
Нашу страну называют лесной державой и тем не менее следует разумнее использовать её лесные богатства. Ведь каждый год в стране печатается огромное количество книг, журналов, газет и тетрадей. Представьте , сколько необходимо древесины, чтобы изготовить столько бумаги. Поэтому мы должны принимать активное в сборе макулатуры . Этим можем сохранить огромные площади древесных насаждений.
На одном из уроков , где дети учатся решать задачи на время с помощью часов и табеля-календаря, учитель постарается также сформировать у учеников чувство гордости за свою Родину, имеющую большие достиже-ния в освоении космического пространства. Перед решением задач неплохо провести беседу:
Сейчас вы решите задачу на время. Время не стоит на месте. Бегут секунды и минуты, идут годы, проходят столетия , и в каждый промежуток времени что-то совершается. Время остановить нельзя. Среди прошедших лет, дней, часов, минут есть такие , которые навсегда остаются в памяти человечества, народ их помнит и передаёт память о них из поколения в поколение. Такие события называют историческими , важными для мира. Это событие произошло 1961 года: 12 апреля Юрий Гагарин первым поднялся в космос и облетел Землю за 108 минут. Когда по радио объявили , что Юрий Гагарин в космосе , мир на мгновение замер. Человечество рукоплескало России . Все 108 минут , в течение которых Гагарин летал в космосе , были минутами напряжённого ожидания, волнения. Время словно остановилось! Но вот радио сообщило , что Юрий Гагарин благополучно приземлился. Радости и восторгу людей не было предела (демонстрируются слайды). Совершенно незнакомые друг другу люди целовались , обнимались и рукоплескали. Рукоплескали смелому человеку , учёным, конструкторам, рабочим и инженерам, обеспечившим первый полёт человека в космос. Эти незабываемые 108 минут явились началом новой эры развития человечества. Они продемонстрировали силу и мощь Российского государства.
Сообщение заняло 2 минуты , но оно помогло учащимся представить себе эти 108 минут в жизни лётчика- космонавта, в жизни нашего народа, лучше осознать историческое значение первого космического полёта, от-крывшего человечеству путь в космическое пространство, оно наполнило сердца школьников гордостью за свое Отечество. Содержание такой беседы не может оставить ребёнка равнодушным. Насыщенная богатым материалом, сопровождаемая показом слайдов, беседа становится мудрым помощником учителя в воспитании детей.
В настоящее время в условиях экологического кризиса острой является проблема охраны природы. Поэтому важна воспитательная работа по формированию у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней. Интересны в этом отношении задачи из учебника математики для III класса (Моро М.И. и др.) № 240, 315, 727, 989, 34, с. 200 и др.
Необходимо на уроках предлагать составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям, в которых говорится о бережном отношении к животному и растительному миру. Они способствуют не только осознанию хода решения задач различных видов, но и развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью. Кроме того, позволяют ученику в большей степени, чем к готовой задаче , проявлять самостоятельность мышления. Активизируя самостоятель-ную деятельность учащихся, учитель ориентирует их на составление задач по тематике, связанной с профессией их родителей, с материалами из местных газет. Естественно , что в составлении таких задач дома учащимся оказывают помощь родители, участвующие таким образом в процессе нравственного воспитания детей.
Приёмы , которые можно использовать, чтобы помочь учащимся составить задачи, разнообразны: это и беседы на соответствующие темы, самостоятельный сбор материала, беседы с родителями об особенности их профессии, экскурсии, посещение выставок и т.д.
Однако таких задач, направленных на воспитание нравственных качеств школьников, в учебниках математики для начальных классов недостаточно, поэтому на основе собственного опыта мною были собраны такие задачи и беседы к ним.
Воспитание гордости за свою Родину.
Задача 1. Площадь территории США 9 млн. 4 тыс.км2. На сколько она меньше площади территории России, если площадь России равна 17 млн.км2.
Беседа. Россия- это страна. На её долю выпало много испытаний: 300 лет она была под монголо-татарским игом, в 1812г. Воевала с Наполеоном, тысячу четыреста восемнадцать дней вела битву с фашистами в Великой Отечественной войне. Каждый раз враги опустошали страну, но она, несмотря ни на что, поднималась из руин.
И сейчас мы должны верить в свою страну , в её народ и в самих себя. Мы можем и должны сделать нашу Родину богатой и процветающей.
Задача 2. Население России 148 млн. человек. Какова численность населения Японии , если там проживает на 26 млн. человек меньше. Сколько человек проживает в этих двух государствах?
Беседа. Япония и Россия- это два соседних государства. Территория Японии примерно в 5 раз меньше территории России. Это очень развитая страна. Её товары пользуются большим спросом во всём мире. Япония процветает.
Сейчас Россия находится в кризисном состоянии. Но мы должны верить, что страна наша займёт достойное место среди таких развитых государств, как Япония, США, Германия, Англия и др.
Для этого нужно , чтобы каждый человек сделал свой вклад в развитие и процветание России. Ваше главное дело- учёба. Государство только тогда будет сильным и богатым , когда в нём будут жить и работать умные , образованные люди.
Задача 3. Русские составляют 4/5 всего населения России. Какого численность русских и людей других национальностей и народностей, если известно, что численность всего населения России 148 млн. человек?
Беседа. Люди каких национальностей и каких народностей , кроме русских, живут в России? (Буряты, чуваши, украинцы, татары и др.)
-Да, перечислить людей всех национальностей трудно, ведь в России проживает около 100 наций и народностей. Они корнями связаны с русскими землями и с многовековой историей России. Без них не было пути, который прошла Россия от далёких времён до наших дней.
История России начинается с Киевской Руси- первого русского государства. Оно сложилось в IXв. На землях, где издавна жили славяне. Часто пытались завоевать и поработить Русь , но народ всегда вставал на её защиту. Рядом с русскими были украинцы, белорусы, чуваши. И сейчас мы все должны встать на борьбу с разрухой, потому что только общими усилиями сможем вывести Росси. Из нищеты, сделать её цветущей и богатой!
Воспитание уважения к историческому и культурному наследию Родины.
Задача 1. В 1037 г. В Киеве князь Ярослав Мудрый основал первую библиотеку. Сколько лет уже существуют библиотеки?
Беседа. Сейчас есть библиотеки домашние, школьные, городские, сельские, библиотеки при заводах , институтах. В библиотеке есть редкие книги, которых нигде не найдёшь. Книгами могут пользоваться тысячи человек.
В Москве находится самая большая библиотека в нашей стране- библиотека Российской академии наук, бывшая библиотека им. В.И. Ленина. В ней собраны практически все выпущенные на разных языках научные труды и очень редкие книги.
А когда-то на Руси не было ни одной библиотеки. Книги были очень дороги и редки, так как писались от руки и их могли иметь только богатые люди.
Князь Ярослав Мудрый , предвидя огромную роль книги в жизни людей, собирал их для первой библиотеки по всей Руси. Он не зря получил прозвище- Мудрый.
Задача 2. А.П. Чехов родился за 40 лет до конца XIX в., а умер через 4 года после наступления XXв. Сколько лет прожил Антон Павлович?
Беседа. Вы помните историю, которая произошла с Каштанкой? Рассказ «Каштанка» написал А.П.Чехов. Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их-«Антоша Чехонте». Сначала он писал только юмористические произведения. Писал кратко , несколькими словами умел сказать о многом.
Сегодня в России Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцен театров, экранизируют, а книги издают почти на всех языках народов мира.
Об этом мы с вами можем говорить с удвоенной гордостью , ведь Антон Павлович- наш земляк , он , как вы знаете, родился в Таганроге.
Задача 3. Узнайте , сколько лет прожил М.В. Ломоносов, если родился он через 11 лет после начала XVIII в., а умер за 35 лет до его окончания?
Беседа. М.В. Ломоносов родился в Архангельской губернии в крестьянской семье. С детства страстно мечтал учиться . Денег на дорогу не было, и он пешком пошёл в Москву.
В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда дороги не было) А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.
Годы упорного труда , стремление к знаниям, и Ломоносов становится крупнейшим учёным. Ломоносов был поэтом и химиком, физиком и художником, астрономом и историком, просветителем и государственным деятелем.
Всю жизнь он неустанно боролся за торжество науки. Он один из крупнейших астрономов своего времени. Он написал первую подлинно научную грамматику русского языка, добился открытия первого в России высшего учебного заведения- университета в Москве, который носит его имя. И мы гордимся великим учёным.
Воспитание чувства гордости за
достижения науки и техники.
Задача 1. Первый в мире радиоприёмник изобрёл в 1895 г. Русский физик А.С.Попов. Сколько лет существует радио?.Беседа. Ребята, кто-нибудь из вас знает о жизни А.С.Попова?
В прошлом веке на Урале , в заводском посёлке Туринские рудники жил мальчик, Саша Попов. Он увлекался техникой, строил модели машин, крошечные насосы, водяные мельницы. Любовь к технике сохранилась у него на всю жизнь.
Изобретение Попова совершило переворот в мире науки и техники. Он имело огромное значение для человечества : давало возможность иметь связь людям , находившимися на большом расстоянии друг от друга. Так, зимой 1899-1900 гг. у острова Готланд в Балтийском море потерпел аварию. Броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». В работах по спасению. Людей использовались приборы радиосвязи.
7 мая - день изобретения радиосвязи- принят считать Днём радио.
Трудовое воспитание . Воспитание уважительного
отношения к людям различных профессий.
Задача 1. В первый день лесорубы с помощью машин повалил 4т леса, а на следующий день- на 2 т больше. Сколько из этой древесины получится карандашей , если известно, что на изготовление одного карандаша требуется 20г древесины?
Беседа. В жизни нас окружает мир вещей. Это вещи самые разные , и мы к ним относимся не всегда бережно. А сколько труда стоит создание этих предметов людям, которые заняты из производством: швеям, которые изготавливают одежду, работникам типографии, которые пеяатают книги, рабочим фабрик, выпускающим ручки, пеналы, карандаши, портфели. Возьмём ,например, простой карандаш. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько людей трудились для того , чтобы у вас на партах появились красивые простые карандаши. Это и лесорубы, добывающие лес для корпуса карандаша, и геологи, ищущие графит для стержня, и художники, делающие их яркими и красивыми.
А теперь представьте себе, что мы, лесорубы, валим лес, отправляем его на обработку, где из его древесины будут изготовлять карандаши.
Задача 2. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик - в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они за смену вдвоём?
Беседа. Как вы думаете, почему ученик работает медленнее , чем рабочий? Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить ьруда и времени. Не всегда все получается и быстро, и хорошо. Нужно сначала приложить достаточно усердия и внимания, а потом уже ждать результата. И чем больше ученик проявит усердия , тем быстрее станет настоящим мастером. Каждый человек должен владеть своим делом в совершенстве.
А сейчас вы ученики и ваш главный труд- учёба в школе. Идя в школу, вы идёте на работу. И свою работу должны выполнять «на совесть». Ведь знания , приобретённые в школе, помогут в любом деле.
Задача 3. Учитель тратит на проверку одной тетради 3 мин. Сколько времени потребуется ему для проверки тетрадей, если в классе 38 учащихся , и каждый сдал учителю по две тетради?
Беседа. Посмотрите на результат. Каждый день учитель тратит только на проверку тетрадей 228 минут. Если подготовка к урокам занимает почти в 1,5-2 раза больше времени. Учителю, прежде чем прийти в класс, нужно самому тщательно подготовиться: прочитать книги, найти интересные задания , наглядный материал. Каждый учитель хочет научить своих учеников чему-то новому, нужному и полезному, научить думать , искать и рассуждать. И как бывает ему обидно , когда он не находит понимания , когда его не слушают. Знакомая картина, правда? Постарайтесь представить себя на месте учителя. Ведь каждый из вас требует к себе внимания и уважения, хочет, чтобы обязательно выслушали , поняли , а учитель имеет на это двойное право: он старше и мудрее вас.
Учитель- это одна из самых трудных, но и самых важных профессий. Ведь учитель учит и воспитывает вас, будущих космонавтов, врачей, инженеров, певцов и спортсменов, тех, кем вы хотите стать.
Воспитание бережного отношения к хлебу.
Задача 1. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это не уважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость? Правильно. Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему нельзя относиться.
Задача 2. Пятачок , Винни Пух и Сова пришли на обед к Кролику. Кролик, ка очень экономный хозяин, знал, сколько кусочков хлеба может съесть каждый гость. Поэтому он отрезал для себя и Пятачка по одному кусочку. Сове-2 кусочка, а Винни Пуху на 2 кусочка больше, чем Сове. Сколько всего кусочков хлеба приготовил Кролик для гостей?
Беседа. Экономным ли хозяином оказался Кролик? (Да.)
- В чём это проявляется? ( Он экономит хлеб, правильно нарезал кусочки для каждого гостя.)
- Правильно ли поступает Кролик? (Да, правильно)
- А что делать, если кусочки хлеба всё же остались? ( Их можно использовать для приготовления гренок, пирога)
- Есть ещё много разных блюд, которые вы сами можете приготовить из остатков хлеба. Главное , чтобы не пропал ни один кусочек, ни одна крошка хлеба, который достаётся людям тяжелым трудом.
Воспитание бережного отношения к книге.
Задача 1. Ученикам было задано прочитать рассказ из 10 страниц. Маша не смогла прочитать весь рассказ, так как из книги были вырваны 3 страницы. Сколько страниц прочитала Маша?
Беседа. А в ваших учебниках есть вырванные страницы? Вспомните , вы сами не вырывали страницы? А ведь изготовить книгу очень трудно. Над созданием книг работает много людей. Нужна разная бумага, а это значит ,что необходимо валить лес, уменьшить наши природные богатства. Жаль , что не все понимают, что книгу нужно беречь.
1 сентября вы получили учебники. Какие их них вам приятнее держать в руках- новые чистые или грязные, исписанные? Поэтому подумайте, что в следующем году по вашему учебнику будет заниматься другой мальчик или другая девочка . Им тоже хочется, чтобы их учебники были чистые.
Задача 2. Книга , содержащая 96 страниц , стоит 15 р., а тетрадь такого же объема- 5 р. Во сколько раз книга дороже тетради?
Беседа . Почем книга дороже тетради, если количество страниц и качество бумаги у них одинаковое? Правильно. Тетрадь изготовить легче, чем книгу, требуется меньше средств и времени. В наше время тетради изготавливает станок-автомат. А для изготовления книги нужен упорный труд многих людей различных профессий: автора, редактора , художника, наборщика. Только после этого включается печатный станок. Сделать хорошую , красивую книгу- настоящее искусство, поэтому книги дорого стоят. Беречь книги- значит , уважать труд многих людей.
Воспитание культуры поведения.
Задача 1. Комнату и кухню бабушка убирала за 50 минут, причём кухню она убирала на 20 мин. Дольше, чем комнату. Комнату семилетнего внука бабушка убирала в 2 раза дольше , чем кухню. Сколько времени ушло на уборку комнаты внука?
Беседа. Вы согласны с тем, что бабушка убирает комнату внука? (Нет).
- Почему? (Внук достаточно взрослый, ему 7 лет; может убирать свою комнату сам).
- Вы правы, он может не только убрать в своей комнате, но и помочь бабушке. А кто убирает вашу комнату? Почему?
Что ещё вы можете сделать по дому, кроме уборки , оказывая тем самым помощь своим близким?
Задача 2. Вова с бабушкой возвращались с рынка. Бабушка несла тяжелые сумки, а Вова весело бежал впереди и ел мороженое. Расстояние между домом и рынком з км. На сколько минут Вова пришел домой раньше , если он шел со скоростью 4 км/ч, а бабушка - со скоростью 2 км/ч?
Беседа. – Всё ли в поведении Вовы вам нравится? (Вова должен был помочь бабушке нести сумки).
-Как при этом чувствовала себя бабушка? (Ей , наверное, было тяжело и обидно за невнимательного внука).
-Как вы думаете, легко ли быть взрослым? Почему? (Ответы детей)
-Да , взрослые могут пойти с тобой в цирк, подарить щенка. Они пекут хлеб, шьют одежду, кормят вас кашей или покупают мороженое, рубят деревья, строят дома и заводы, играют в театре, преподают в школе и вузе. Взрослым быть очень трудно: нужно уметь делать все. Вы это поймёте, когда вырастете. А пока знайте, что взрослые нуждаются в вашем внимании и заботе. Но как о них позаботиться? Подумайте, поглядите вокруг добрым и внимательным взглядом. Может быть ,надо отыскать потерянные дедушкой очки? Подать бабушке платок или донести тяжелые сумки? Таких маленьких обычных дел много и в каждом из них, словно невидимый огонёк, спрятана ваша забота.
Задача 3. Пока Братец Кролик бегал по своим кроличьим делам, на своём пути он встречал Лису , Лягушку и Черепаху. Каждому из них при встрече он говорил «Здравствуйте!». Таких встреч было 3. Сколько раз братец Кролик произнёс слово «Здравствуй!» пока бегал по делам?.Беседа. –Можете ли вы сосчитать , сколько раз произнесли вы слово здравствуй в течение дня? Кому вы его говорили?
Здравствуй, значит, будь здоров. Все добрые люди этим словом желают друг другу здоровья. Какими словами можно заменить слово здравствуй?. Как приветствовал бы Кролик одного и того же знакомого, встречая его в течение дня? (Доброе утро, добрый день, доброе день, добрый вечер).
-Какие ещё слова приветствия вы знаете? (Привет, салют.)
-К кому можно обратиться с такими приветствиями? ( К друзьям , одноклассникам.)
-Какими словами следует приветствовать родителей, учителей, пожилых людей? ( Здравствуйте, добрый день.)
Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
Задача 1. Четверо учащихся могут вымыть 16 парт в классе за 1ч 20мин, а если им будут помогать ещё 4 человека, то эту же работу они смогут выполнить в 2 раза быстрее. Сколько парт вымоет каждый ученик в обоих случаях? Сколько времени потратят на уборку парт 8 учеников?
Беседа. –Какая знакомая картина! Вам тоже часто приходиться засучив рукава, мыть парты. Почему они бывают грязными? (На них рисуют, или пачкают клеем)
-Как можно сократить время, затрачиваемое на то , чтобы мыть парты? ( Не нужно их пачкать; нужно мыть парты всем классом)
- Да , все ваши предложения верны, чем меньше вы будете пачкать парты , тем реже их нужно будет мыть, а если делать всем вместе, дружно, то никакая работа не покажется долгой и скучной.
Воспитание бережного отношения к природе.
Задача 1. Школьник собрал в коробку пауков и жуков- всего 8 штук. Если пересчитать , сколько всего лапок в коробке, то окажется 54 лапки. Сколько в коробке пауков и жуков, если известно, что у жука 6 , а у паука 8 лапок?
Беседа. Для чего нужны природе насекомые?
Правильно. Они опыляют растения, служат пищей для птиц… Кроме того, насекомые сами поедают мелких вредителей, служат санитарами природы: пауки-короеды спасают деревья от гниения, поэтому исчезновение даже одного вида насекомых может повлечь серьезные изменения в природе. Чтобы этого не случилось, некоторые жуки и пауки занесены в Красную книгу и охраняются человеком.
Задача 2. Лесник на расстоянии 100 м увидел браконьера, который прицеливался в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера прежде, чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с , а браконьеру понадобиться 25 с, чтобы выстрелить?
Беседа. Кого называют браконьерами? (Да, людей, которые незаконно убивают животных)
Они охотятся в местах, где охота запрещена. В основном это заповедники , заказники, где люди охраняют животных, находящихся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему некоторые животные исчезают? Конечно, люди убивают их, они умирают от холода и голода. Убивают зверей и птиц, отравляют воду в водоёмах. Так не будем уподобляться таким людям, а станем защитниками животного и растительного мира нашей планеты, ведь только благодаря ему мы можем жить.
Таким образом , недостаток эмоционально- нравственного развития учащихся в какой-то мере может компенсироваться за счёт решения задач по математике определённого содержания и проведения по тексту краткой беседы.