Презентация на тему Воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста
«Воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Выполнила: Ринчино Т.М.,воспитатель детского сада «Солнышко» Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражая отношения к людям, природе, к себе. Цель исследования - изучить влияние сюжетно-ролевых игр на воспитание гуманного отношения у детей дошкольного возраста.Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования – влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание гуманных качеств детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с объектом, целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: для гуманных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре характерно: отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, заботливость, справедливость, внимательность. В исследовании были поставлены следующие задачи: · изучить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования гуманных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре;· определить критерии и уровни сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;· экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;· выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы. Теоретико-методологическую основу исследования составляет концепция игровой деятельности Краснощековой Н.В., Менджерицкой Д.В., воспитание нравственных качеств у старших дошкольников Марковой Т.А., Пеньевской Л.А.Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; комплексный метод диагностики нравственных качеств у детей (наблюдение, беседа, анкетирование); наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей; количественный и качественный анализ полученных данных по проблеме исследования; педагогический эксперимент; Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности.Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Опытно-экспериментальной базой исследования послужил детский сад «Солнышко» с.Арзгун, Курумканского района, Республики Бурятия, старшая группа данного детского сада. Цель: изучить состояние работы по формированию гуманных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.Задачи:1) выяснить представления детей о гуманных взаимоотношениях;2) определить уровень сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;3) изучить особенности методики формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх. Уровень Высокий: дети, для которых характерно проявление готовности помочь другим, отозваться на их беду. У детей имеются тенденции к совпадению представлений о гуманных взаимоотношениях с реальным поведением. Игры этих детей содержательны, взаимоотношения достаточно высокие. Уровень Средний: дети с недостаточно устойчивыми дружескими взаимоотношениями, немного импульсивны, уровень моральных представлений, суждений не высок. Проявление отзывчивости, стремление оказать помощь другим детям для них непостоянно. Уровень Низкий: у детей наблюдается резкое расхождение между словами и поступками, общим поведением. Характерной чертой является равнодушное отношение к переживаниям других. Они не видят, когда другой нуждается в помощи, поддержке. Методы, используемые на данном этапе:I. Анализ планов воспитателей.II. Анкетирование воспитателей.III. Беседа с детьми.IV. Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры. Задачи:1) выяснить представления детей о гуманных взаимоотношениях;2) определить уровень сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;3) изучить особенности методики формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх
Уровень сформированности гуманных отношений детейна констатирующем этапе в экспериментальной группе.
№ Уровень сформированности гуманных отношений Высокий Средний Низкий 1 Пурбо Д. С 2 Дулма Ч. В 3 Бэлиг Х. С 4 Суржана Б. С 5 Амгалан Ц. С 6 Нарана Ц. С 7 Солбон А. Н 8 Арина Ц. Н Итого 1 5 2 Уровень сформированности гуманных отношений детейна констатирующем этапе в контрольной группе.
№ Уровень сформированности гуманных отношений Высокий Средний Низкий 1 Сурена Б. С 2 Жалма Б. В 3 Булат А. С 4 Аюр Б. Н 5 Таня Ц. С 6 Солбон Б. С 7 Надя Ц. С 8 Булат Ч. С Итого 1 6 1 Диаграмма уровня сформированности гуманных отношений в контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе.
Задачи:-определить содержание предварительной работы по обогащению представлений детей;-разработать и апробировать игровые ситуации с гуманным содержанием для использования их детьми в сюжетно-ролевых играх;Для реализаций поставленных задач мы наметили 2 напр.: Первое направление: развитие у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать.Для решения задач первого направления мы предлагали проводить предварительную работу перед организацией сюжетно-ролевых игр. Второе направление: формировать опыт проявления гуманных отношений посредством сюжетно-ролевой игры. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "БОЛЬНИЦА" Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сформированность представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых играх детей в экспериментальной группе (контрольный этап)
№ Уровень сформированности гуманных отношений Высокий Средний Низкий 1 Пурбо Д. В - 2 Дулма Ч. В - 3 Бэлиг Х. В - 4 Суржана Б. В - 5 Амгалан Ц. В - 6 Нарана Ц. В - 7 Солбон А. С - 8 Арина Ц. В - Итого 7 1 - Сформированность представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых играх детей в контрольной группе (контрольный этап).
№ Уровень сформированности гуманных отношений Высокий Средний Низкий 1 Сурена Б. В - 2 Жалма Б. В - 3 Булат А. В - 4 Аюр Б. С - 5 Таня Ц. В - 6 Солбон Б. В - 7 Надя Ц. С - 8 Булат Ч. В - Итого 6 2 - Диаграмма уровня сформированности представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых играх детей в экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования.
Спасибо за внимание