Конспект внеурочной деятельности Азбука добра духовно-нравственное направление тема Спеши делать добро
МБОУ «Удачненская школа»
Конспект по внеурочной деятельности
Духовно-нравственного направления
Азбука Добра
тема занятия:
«Спешите делать добро»
Руководитель:
Годованюк К.С.
«Спеши делать добро»
Дата: 15.03.2016г.
Цель:
формировать представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.
Задачи:
1. Воспитывать у младших школьников потребность творить добро.
2. Содействовать воспитанию доброты.
3. Формировать ценностные гуманистические ориентиры.
4. Вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.
5. Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; речь, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
Ход занятия:
Организационный момент ( звучит песня « Твори добро на всей земле»).
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу. Нашу беседу хочу начать словами поэтессы Татьяничевой: «Делать людям хорошо – хорошеть самому».
Ребята, а как вы понимаете слова: … «хорошеть самому»?
Правильно. Помните, что доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Основная часть.
Кто думает про себя, что он добрый?
Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Все что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство.
I.Вопросы.Что такое зло? И что такое добро?
Безразличие Милосердие
Агрессивность Любовь
Ненависть Сострадание
Зависть Сочувствие
Предательство Сопереживание
Равнодушие Забота
Хамство Готовность прийти наЭгоизм помощь
Обман Справедливость
Неуважение Бескорыстие
II.Игра.
Давайте с вами поиграем. Я буду бросать мяч, тот кто поймает, тот читает пословицу и объясняет её смысл.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живёт век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.
За доброго человека сто рук.
Добрые умирают, да дела их живут.
Как вы понимаете слово «добрый»?
Что значит совершить доброе дело или добрый поступок?
III. Правила доброты (слайд).
Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
Прощать ошибки других.
Не жадничать.
Не завидовать.
Жалеть других.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.
IV. Ситуации (слайд).
1. Вы нашли котенка, но родители не разрешают вам взять его домой. Если вы добры, как вы поступите, не нарушая при этом установленных родителями правил?
2. Вам сделал добро человек, которого вы не любите. Чем ответите на его поступок?
Мудро поступают те люди, которые стараются вообще не делать зла другим. Они стараются оставить после себя след. Ведь доброе дело два века живёт. Лично для меня путеводителем служит вот это четверостишие: (слайд)
Я знаю аксиому
Главнейшую в судьбе
Не делай зла другому,
Не будет зла тебе.
«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорили о таком человеческом качестве как доброта.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку. На словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. (слайд)
Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.
V.Сказка.Жил когда-то император, который очень любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил:
-Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков и вскоре дворовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?»
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
-Кто же кормит птенцов?- поинтересовался мудрец.
-Каких птенцов?- спросил император.
-У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?
-Об этом я не подумал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
-У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в наших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! –воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума- не лучше.
Задание.
Выберите пословицу, которая очень метко подходит к этой сказке.
«Доброе слово лечит, злое калечит.»«Худо тому, кто добра не делает никому.»«Доброта без разума пуста.»«Ум без добра- плохо, но добро без ума- не лучше.»
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым, себялюбец- несчастен. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
Каким делает человека доброта?
Какой человек может быть добрым?
(ответы детей).
VI. Игра «Круговая беседа».
Давайте встанем в круг и поиграем. Будем передавать цветок, на котором написаны слова «Я чувствую себя счастливым, когда …..»
Как много счастливых моментов есть в нашей жизни.
Итог.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми.
Ведь делать добро – это здорово!
Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца наполняются добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг. В память о нашей беседе мне хотелось бы подарить вам маленькие «сердечки» доброты.