Внеклассное мероприятие по математике Встреча с великими математиками
Внеклассное мероприятие по математике "Встреча с великими математиками" (6—9 классы)
Кабанова Светлана Александровна, учитель математики.
Цели:развитие познавательного интереса к предмету;
развитие интереса к истории математики;
расширение кругозора учащихся.
Задачи:
Образовательная: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Самостоятельное применение знаний в исходной ситуации.
Развивающая: развитие памяти и логического мышления, смекалки, внимательности.
Воспитательная: воспитание уважительного отношение к одноклассникам, умение работать в коллективе, умение внимательно слушать окружающих.
Оборудование:
портреты великих математиков с датами жизни;
доска шахматная и кони;
плакаты.
"Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” (М.В. Ломоносов)
"Математика – царица наук, а арифметика – царица математики” (К. Гаусс)
"Невозможно быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе” (С.В. Ковалевская)
Ход мероприятия
В зале два стола, за каждым столом по 8 человек. (Для учащихся 6-9 классов).
Учитель: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Мы приветствуем вас на внеклассном мероприятии посвящённое «Великим математикам».
Слово учителя:
"Предмет "математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль.
Все вы знаете, какую большую роль играет математика в нашей жизни. Математические знания, умения, которые вы получаете на уроках, будут необходимы вам в повседневной жизни, и в будущей профессии, для развития ваших познавательных способностей, развития вашей речи. А еще математика способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля. И сегодня, команды, которые будут участвовать в нашей игре, должны будут проявить все эти качества, а так же свои математические знания и умения.
И сегодня встречаются две команды – «Квадрат» и «Круг». Я предлагаю командам выбрать своих капитанов.
Учитель: Итак, начнем! Задание. Разминка. В этом задании нам нужно расшифровать пожелание. Для этого сначала надо найти значения выражений, а затем полученный результат сопоставить с буквой. 48+2 А 800-100 Л 90- 4 У 342+ 53 Ж 29 + 6 Е 400- 3 Ю 35- 8 П 295 + 8 С 102 – 80 Х 80- 15 ! 395, 35, 700, 50, 397 86, 303, 27, 35, 22, 50, 65 (на доске прикреплены числа эти) Ответ: ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
Мы переходим к основному этапу игры. В ходе этого этапа один из участников команды рассказывает о великом математике. А остальные внимательно слушают и решают предложенную задачу. За решение каждой задачи команда получает по 2 балла.
1-й этап. Встреча с великими математиками.
1. Евклид, (годы жизни: с 365 по 300 до. н. э.)
Древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии под названием «Начала». Именно из этой книги произошла вся современная геометрия, которую теперь принято называть евклидовой.
«Начала» пережили более двух тысячелетий.
Созданная там система геометрии и теперь изучается во всех школах мира и лежит в основе почти всей практической деятельности людей.
Как-то царь Птолемей I спросил Евклида, нет ли более короткого пути для изучения геометрии, чем штудирование "Начал". На это Евклид смело ответил, что «В геометрии нет царской дороги".
В "Началах" Евклид дает строгое и логическое изложение всего геометрического материала, известного до него и дополненного им самим. Это изложение строится на дедуктивном методе: в основу положены некоторые определения и истины, принимаемые без доказательств, а все дальнейшие утверждения строго доказываются на основании этих истин, или предложений, полученных из них.
"Начала" представляют большой труд, состоящий из 13 книг. Первые четыре книги содержат планиметрию, в них излагаются свойства плоских фигур, многоугольников и круга; пятая содержит теорию пропорций; шестая посвящена вопросам подобия фигур. Основные вопросы арифметики нашли свое место в седьмой, восьмой и девятой книгах; десятая содержит выяснение понятий о соизмеримых и несоизмеримых количествах; в одиннадцатой, двенадцатой и тринадцатой книгах изложены основные теоремы стереометрии.
На геометрии Евклида базируется классическая механика, ее апофеозом было появление в 1687 году философии Ньютона, где законы земной и небесной механики и физики устанавливаются в абсолютном евклидовом пространстве.
Задача Евклида.
Соедините девять точек четырьмя линиями, не отрывая руки.
Ответ:
Победившая команда получает 2 балла.
2. Пифагор (годы жизни: с 580 по 500 до н.э.)
Пифагор – древнегреческий математик и философ. Пифагор учился мудрости в Египте. Его постигла тяжелая судьба. Во время завоевательных походов персов на Египет они взяли Пифагора в плен и продали в рабство. Он более 10 лет жил в Вавилоне, изучая древнюю культуру и достижения науки разных стран. Вернувшись на родину, Пифагор организовал пифагорейский орден и школу философов и математиков.
Туда принимались с большими церемониями после долгих испытаний
В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось самому Пифагору. В школе была очень серьёзная дисциплина.
Излюбленной геометрической фигурой пифагорейцев была пентаграмма или пифагорейская звезда. При встрече они рисовали её на песке, тем самым приветствуя друг друга. Пентаграмма служила им паролем и была символом здоровья и счастья.
Он был четыре раза подряд олимпийским чемпионом. В пятисотых годах до нашей эры Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания. После смерти его ученики окружили имя своего учителя множеством легенд, так, что правду о Пифагоре установить невозможно.
Он доказал известную теорему. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов АС²+ ВС²=АВ²
Пифагоровы штаны (школьное, устаревшее) – шуточное название теоремы Пифагора, возникшее в силу того, что раньше в школьных учебниках эта теорема доказывалась через доказательство равенства суммы площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника, площади квадрата, построенного на гипотенузе этого треугольника.
Задача Пифагора.
Решить уравнение х2 + у2 = z2 в натуральных числах от 1 до 13 путем подстановки.
Решение: Пифагоровы тройки. Например, 3, 4 и 5; 5, 12 и 13. 32 + 42 = 52; 52 + 122 = 132.
Победившая команда получает 2 балла.
3. Рене Декарт (годы жизни: с 1596 по 1650)
Французский философ и математик Рене Декарт заложил основы аналитической геометрии и ввел многие современные алгебраические обозначения. В "Геометрии” Декарта широкое применение получило понятие переменной величины. Основным достижением Декарта в аналитической геометрии явился метод координат (декартовы координаты). Декарт улучшил теорию уравнений путем введения удачной символики. Он первый стал обозначать неизвестные через x, y, z, отдавая предпочтение z; ему принадлежит метод неопределенных коэффициентов, который сейчас находит широкое применение. В философии и математике Декарт придерживался аналитического метода, согласно которому каждую задачу надо разлагать на её составные части и затем от самого простого и легкого продвигаться к более сложному.
Задача Декарта.
На шахматной доске конь занимает поле а1, пешка – поле а4. За какое наименьшее число ходов он сможет съесть пешку на поле а4?
Решение: b3, с5, а4 (указаны поля доски, которые последовательно занимает конь).
Победившая команда получает 2 балла.
4. Карл Гаусс (годы жизни: с 1777 по 1855)
Великий немецкий математик, названный современниками «королем математики».
История математики сохранила для нас следующие интересные сведения из биографии известного немецкого математика Карла Гаусса. Гаусс творил в первой половине XIX века.
Когда в школе, где учился Карл Гаусс, стали изучать арифметику, то он буквально вырос в глазах требовательного учителя и своих одноклассников.
В книге В.Л. Чистякова "Рассказы о математиках” мы читаем следующее: "Однажды учитель дал задачу: найти сумму всех чисел от 1 до 100. Едва только учитель закончил диктовать, как послышался голос Гаусса:
- Я уже решил!..
- Карл, ты, наверное, ошибся! Нельзя в столь короткое время решить столь трудную задачу.
Уверенный в правильности своего решения, Гаусс смело ответил учителю:
- Извините, господин учитель! Я правильно решил задачу.
- Посмотрим, насколько правильно. А если неправильно? – И он угрожающе хлопнул хлыстом.
- Карл, расскажи классу, как ты решил эту задачу, - обратился к нему учитель.
Карл сказал:
- Я заметил, что числа данного ряда, стоящие на одинаковом расстоянии от концов, имеют одинаковую сумму. Пользуясь этим свойством, я складываю попарно 1+100; 2+99; 3+98 и т.д., что дает каждый раз в сумме 101. Но таких пар, очевидно, 50 (то есть половина от ста). Следовательно, вся сумма 101 • 50 = 5050.”
Задача Гаусса.
Найди сумму 20 членов натуральной последовательности 1 + 2 + 3 + … + 19 + 20.
Решение: всего слагаемых 20. Суммы 1 + 20 = 2 + 19 = … = 21. Таких сумм будет 10. Тогда сумма двадцати членов равна 21 • 10 = 210.
Победившая команда получает 2 балла.
5. Ковалевская Софья Васильевна (1850-1891 гг.)
Первая русская женщина-математик.
Об отношениях и связях с предками Ковалевская говорила, что получила в наследство страсть к науке от прапрапрадеда, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке и поэзии – от деда матери с отцовской стороны, астронома Шуберта; от цыганки прабабки - любовь к бродяжничеству и неуменье подчиняться принятым обычаям. Остальное - от России.
«Математик должен быть поэтом в душе» - говорила С. Ковалевская.
Когда Соне было 8 лет, стены её комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математики. Как потом вспоминала Ковалевская, "от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти”. С 15 лет Ковалевская начала систематически изучать высшую математику. В то время в России женщины не имели права учиться в университете. Поэтому, чтобы получить высшее образование, Ковалевской пришлось уехать в Германию. Однако и в Берлинском университете ей не было разрешено посещать лекции. Тогда великий немецкий математик Карл Вейерштрасс, убедившийся в незаурядных способностях Ковалевской, стал заниматься с ней индивидуально. Под руководством Вейерштрасса Ковалевская уже в возрасте 24 лет получила ученую степень доктора философии. Вернувшись на родину, она, однако не смогла найти работу, соответствующую её знаниям; в царской России женщины не имели доступа к научным знаниям. Поэтому в 1883 году Ковалевская работала в Швеции в должности профессора Стокгольмского университета. Именно тогда она решила задачу о вращении гироскопа (гироскоп – так в технике называются крутящиеся с огромной скоростью волчки). За это выдающееся достижение Ковалевская была удостоена премии Парижской академии, а в 1889 году по предложению передовых ученых Петербургская академия наук избрала Софью Васильевну членом-корреспондентом. Ковалевская была первой женщиной, чьи научные заслуги были оценены столь высоко. Её яркий пример указал многим женщинам путь в науку.
Задача Ковалевской.
Необходимо переложить четыре любые спички из шестнадцати, чтобы получилось три произвольных квадрата
Ответ: решение простое.
Победившая команда получает 2 балла.
Итак, в первом этапе победила команда «………».
А теперь мы переходим ко второму этапу нашей игры. Это конкурс для капитанов команд, которых мы приглашаем к интерактивной доске! Каждый правильный ответ – 1 балл.
2-й этап. Конкурс капитанов «Великие математики», (презентация слайды)
«Математик должен быть поэтом в душе» (кто это сказал?). (Ковалевская)
Геометрия, которая изучается в школе, называется по имени ученого, создавшего руководство по математике под названием «Начала». Назовите этого учёного. (Евклид)
Назовите ученого, чьим именем названа следующая теорема: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». (Пифагор)
Немецкий математик, который в девятилетнем возрасте в течение нескольких секунд решал и давал ответы на задачи, требующие сложных расчетов. (Гаусс)
Профессор, член-корреспондент Петербургской академии наук, решившая задачу о вращении гироскопа. (Ковалевская)
Система координат на плоскости или в пространстве названа в честь ученого его именем. (Декарт)
Его имя в видоизмененной форме превратилось в нарицательное слово "алгоритм".
(Аль-Хорезми)
Вот и завершился наш конкурс капитанов. По результатам двух конкурсов впереди команда «…….». А теперь третий этап нашей игры – математический хоккей.
3-й этап: Игра «Математический дартс» (звучит песня «Дважды два четыре»)
На стене висит дартс. Каждый участник из команды кидает дротики с заданного расстояния. Цифра, на которую попал дротик, должна быть возведена в квадрат.
К примеру: 2 – 22=4. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Итак, по итогам трех этапов нашей игры лидирует команда «……..». Но впереди четвертый этап нашей игры, на котором вы будете работать с треугольником. Точнее, со словом «Треугольник».
Требуется составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК”.
(Рог, рот, кит, луг, лот, тор, кон, тур, гол, тол, рок, тир, тон, кот, тик, гик, ель, кол, ток, лук, лён; толь, горн, урон, грек, руль угол, нуль, укол, укор, лето, утро, орел, роль, лень, тело, итог, кино, раут, енот, трек, куль, крот, гель, урок, корь; уголь, кулон, уклон, тенор, игрек, турне, трель, ролик, олень, турок; китель, лектор, кретин, корень, лорнет – 61 слово).
Капитаны команд вычеркивают одинаковые слова, не вычеркнутые слова считаем. За каждое слово- 1 балл.
А сейчас в исполнении двух участниц ваших команд прозвучит песня.
Песня. (Музыка Соловьёва-Седого из к\ф “Небесный тихоход”)
В глубокой древности, древности, древности, Когда науки были выше повседневности Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет И нам послали зажигательный привет.
Припев: Во славу науки Мы клятву верности, дерзости, доблести даём. Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём. Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг? Ведь столько не разгадано ещё вокруг! И творчества муки нам интереснее сердечных мук.
Вот и закончилась наша увлекательная игра. Итоги подвести пора! (Объявляются результаты, называются победители команд).
V. Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята! Наше внеклассное мероприятие подошло к концу.
Благодарю за внимание. До свидания, до новых встреч.