Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
младшего школьного возраста
В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне.
Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.
Психологи (А. А. Люблинская, В. А. Крутецкий, Ш. А. Амонашвили и др.) отмечают такие особенности психического развития личности ребенка данного возраста, как импульсивность, общую недостаточность волевой само- регуляции, повышенную эмоциональность, склонность к подражанию, большую активность, доверчивость, известную внушаемость и податливость, огромный авторитет учителя.
Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:
между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;
между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;
между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса патриотического воспитания школьников. Именно мы, педагоги, ответственны за будущее своих воспитанников.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма нужно начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами. Это то, что называют малой родиной — тот клочок земли, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые победы и неудачи.
На наш взгляд, тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет педагог. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к нему кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Об этом писал В. А. Сухомлинский; «Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения…Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук».
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
И.Ф. Харламов в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняет детей в этом священном чувстве».
Подготовили студентки 2 курса ОЗО НО : Губайдуллина Г.Ф., Прокофьева М.Б.
Методическая разработка классного часа по гражданско-патриотическому направлению.
Подготовили Губайдуллина Г.Ф., Прокофьева М.Б.
Дата проведения: 1 сентября.
Цели:
Воспитание чувства патриотизма, гордости и любви к своей Родине, а также к своей малой родине.
Познакомить учащихся с государственными символами России.
Развитие гражданской позиции школьников.
Оборудование:
глобус;
карта мира;
плакат с государственными символами;
фотографии исторических мест г.Уфы и герба;
фонограмма гимна России;
фонограммы песен «Отчего так в России берёзы шумят», «Чему учат в школе».
Ход классного часа
I. О земном шаре.
Учитель: Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может прожить без шелеста луговых трав, без звонкой песни ручья, без звёздного ночного неба. У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами – общий пол – земная поверхность, у нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. Но мы, земляне, живём в разных частях этой голубой планеты. Я покручу глобус. Как вы думаете, какой « дом» я сейчас начну искать? (страну Россию)
II. О России.
«Я прошу, только вслушайся в имя Россия.
В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила».
Учитель:
Россия – шестое по численности населения государство мира, его населяют 146,3 миллиона человек. Территория России составляет немногим больше 10% площади земного шара. В недрах России сосредоточена 1/3 всех мировых запасов полезных ископаемых. Наша страна – огромная, богатая держава.
(Ученики читают стихи о России.)
1) Россия, Россия – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
2) Россия…Как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
3) О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.
У меня ты, Россия, как сердце одна.
Я и другу скажу, я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца,
Прожить не смогу.
Звучит песня «Отчего так в России берёзы шумят…»
III. Государственные символы России.
Учитель:
У России, как и у других стран есть государственная символика: герб, флаг, гимн.
– Где можно увидеть эти символы? (На важных политических событиях, на печатных знаках, на космических кораблях, на костюмах Олимпийской сборной…)
а) Герб России – двуглавый золотой орёл. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился герб в 1497г. (15 век) при царе Иване III. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Скипетр и держава – символы власти. Грудь орла защищена щитом с изображением Георгия Победоносца.
б) Флаг России – бело-сине-красный. Белый цвет – вера, чистота. Синий – благородство, верность. Красный – героизм, отвага, смелость. В торжественные дни флагами украшают дома и улицы. Это святыня.
в) Гимн – торжественная песнь, прославляет историю государства, его народа и его традиции и богатство природы. С 1 января 2001г. государственным гимном России стало произведение с текстом С. Михалкова на музыку В. Александрова. Текст утверждён Государственной Думой и Президентом.
Звучит гимн России.
IV. Понятие «гражданин».
Учитель:
В разных частях России люди живут по-разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Итак, мы с вами граждане России, россияне.
– Кто такой гражданин России?
Гражданин – житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордится ею, вместе со страной переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот – тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется не только в героических делах, но и в простой заботе о родном доме, природе. Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный за века опыт, традиции, исторические памятники. Вы, ребята, граждане России. А, значит, имеете свои права и обязанности. Вы имеете право на образование.
Задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Задача школьников – старательно учиться.
– Ребята, как вы думаете, почему сегодня во всех школах нашей страны проходит урок Отечества?
Вы – наше будущее. И если вы вырастите достойными гражданами, то наша страна будет процветать, будет сильной и богатой.
V. Малая родина.
Учитель:
Говоря о России, не стоит забывать и о своей малой родине – месте, где мы родились и живём сейчас. У кого – то малая родина – большой индустриальный город, а у кого – то – маленькая деревушка. И где бы ни жил человек потом, его всё время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни. Наша малая родина – это город Уфа. На гербе( описание герба). Сегодня г.Уфа – это город многих смелых, трудолюбивых и талантливых людей. Здесь прекрасная природа, великолепные памятники архитектуры. Всё это воспето поэтами и художниками.
(Ученик читает стихотворение о Уфе.)
VI. День знаний.
Учитель:
Сегодня в г.Уфе распахнули двери все школы для своих учеников, чтобы воспитывать их достойными гражданами своего города. И вы пришли в свою родную школу повзрослевшими, отдохнувшими, красивыми.
Я надеюсь, что все вы постараетесь достойно закончить этот учебный год.
(Ученик читает стихотворение С. Каткова «1 сентября!»)
Кончились каникулы летние. И вот
Снова в храме Знаний мы!
Новый школьный год!
Чистые тетрадочки, новенький дневник!
Ни одной помарочки нет, пока что, в них!
Рады педагогам мы
И своим друзьям!
Лето столько нового
Подарило нам!
Радуется солнышко,
Глядя на ребят:
С праздником вас, школьники!
С 1 сентября!
Звучит песня «Чему учат в школе».