Учебное пособие по дисциплине «Основы коммерческой деятельности»
Министерство просвещения ПМР
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Рыбницкий политехнический техникум
««Утверждаю»
Директор ГОУ СПО РПТ
__________Доброва Г.Н.
«___»________________201 г.
дисциплины
«Основы коммерческой деятельности»
Одобрено методическим Рассмотрено
советом техникума на заседании ЦМК
протокол № _ от _____20__г. « Сфера обслуживания,
экономики и менеджмента»
Председатель метод.совета протокол №__ от «__»____ 201 г.
___________Т.С.Штырбул Председатель ЦМК
_________ /Джуринская Н.И./
Разработал _____ /И.И. Наку/
преподаватель экономических дисциплин
ГОУ СПО «РПТ»
«___» ________ 201 г.
г. Рыбница, 201 г
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности СПО
110301 (3106) «Механизация сельского хозяйства» базового уровня и профессии НПО 37.16 «Хозяйка усадьбы» базового уровня.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
____Парфентьева И.Ю.
«__» ________ 201 г.
Содержание
Пояснительная запискастр.4
Лекция1. Коммерческая деятельность: понятие и методы. стр.6
Лекция2. Цели и задачи, и содержание коммерческой деятельностистр6
Лекция3 Объекты и субъекты коммерческой деятельности.стр.7
Лекция4. Переговоры как компонент коммерческой деятельности ...стр.9
Лекция5.Методы ведения переговоров ....стр.9
Лекция6.Заключения договоров купли продажи..стр10
Лекция7. Структура, исполнение и условия действия договора купли-продажистр10
Лекция8. Технология закупки и поставки товаров в коммерческое предприятиестр11
Лекция9. Принципы закупки и поставки товаров, их организация ...стр12
Лекция10. Документальное оформление и учет ....стр12
Лекция11. Понятие товарных запасов и их классификация стр13
Лекция12. Управление товарными запасами .....стр14
Лекция13 Оптимальный объем запасов .стр14
Лекция14. Управление скоростью товарооборота....стр15
Лекция15. Прибыль: понятие, принципы формирования, факторы, на нее влияющие.стр16
Лекция16. Анализ прибыли производственного предприятия....стр17
Лекция17. Распределение прибыли в торговле. стр18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Основы коммерческой деятельности » предназначена для студентов третьего курса специальности СПО: 110301 (3106) «Механизация сельского хозяйства». Учебное пособие по дисциплине «Основы коммерческой деятельности» имеет важное значение для профессиональной подготовки будущих специалистов в области коммерции. Всем руководителям и работникам коммерческих служб предприятий малого и среднего бизнеса, а также любому индивидуальному предпринимателю невозможно выжить в условиях жесткой конкуренции без знания основ коммерческой деятельности. В данном пособие рассматриваются теоретические и практические аспекты основ коммерческой деятельности.
Рыночные условия требуют подготовки коммерческого работника нового универсального типа – инициативного, самостоятельного, предприимчивого коммерсанта широкого профиля. Востребованность коммерсанта в современных условиях чрезвычайно широка – в коммерческих, сбытовых и маркетинговых службах предприятий разных форм собственности. Специалист коммерции в рыночной экономике становится центральной фигурой торгового бизнеса, поскольку выполняет функции по руководству торговым процессом, регулированию хозяйственных отношений в сфере закупки и продажи товаров, организации деловых контактов с поставщиками и покупателями, по формированию оптимального ассортимента, организации рекламы товаров, контролю качества изделий, обслуживанию покупателей. Это универсальный специалист торгового дела, от результативной работы которого зависит эффективность работы предприятия или фирмы в целом.
Таким образом, требует значительного пересмотра структура и содержание профессиональной подготовки специалиста коммерции с учетом требований современного рынка труда и ориентации на растущие потребности экономики.
Дисциплина "Основы коммерческой деятельности" призвана вооружить специалиста, работающего в области коммерции, необходимым минимумом знаний для успешной деятельности в торговом бизнесе, а также раскрыть основы коммерции, без знания которых невозможно вести торговое дело в сложной рыночной экономике.
Лекция1. Коммерческая деятельность: понятие и методы.
Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса.
Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. соmmегсium – торговля). Однако термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народногохозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли. Толковый словарь В.И. Даля определяет коммерцию как "торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы". Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли. Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.
Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же
время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут присутствовать во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативноорганизационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Поэтому коммерческая работа в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Для осуществления акта купли-продажи торговому предпринимателю необходимо совершить оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.
Лекция2. Цели и задачи, структура и содержание коммерческой деятельности.
Курс "Основы коммерческой деятельности" как научная дисциплина изучает рациональную организацию коммерческих процессов в торговле с целью их наиболее эффективного выполнения, быстрейшего доведения товаров до конечных потребителей путем осуществления актов купли-продажи.
Предмет курса – коммерческие процессы, совершаемые в оптовых и розничных организациях сферы товарного обращения. Объектом изучения курса в узком понимании являются торговые, посреднические, сбытовые, маркетинговые организации и структуры, где осуществляются коммерческие процессы. В более широком смысле к объекту изучения курса следует отнести коммерческую сторону всего процесса движения товаров от производителей до потребителей. Однако в этой профессии используют знания и многих других научных дисциплин: маркетинга, менеджмента, товароведения, психологии, экономики, математики, коммуникации и т.д.
Маркетинг изучает организацию процесса сбыта товаров, продвижения новых товаров к потребителю, вырабатывает стратегию рекламы этих изделий. Знание указанных вопросов необходимо для успешного ведения коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность тесно связана с курсом товароведения. Товароведные знания о потребительских качествах товаров позволяют оптимизировать коммерческий процесс, обеспечивать наибо лее точный и полный выбор товаров с необходимыми характеристиками, подчеркнуть их потребительские достоинства и преимущества.
Знание методов экономического анализа из курса экономики предприятия необходимо при расчетах экономической эффект
·ивности коммерческой работы. Эти расчеты основываются на методике анализа динамики товарооборота торгового предприятия, расходов, прибыли, товарооборачиваемости и других показателей эффективности.
Коммерческая деятельность тесно связана и с искусством управления персоналом торгового предприятия, т.е. с менеджментом и психологией делового общения.
Таким образом, курс "Основы коммерческой деятельности'' имеет тесные межпредметные связи со многими дисциплинами, знание которых позволяет обеспечить подготовку коммерсанта высшей квалификации.
Курс коммерческой деятельности основной задачей ставит выявление закономерностей и тенденций развития торгового дела в условиях рыночной экономики с тем, чтобы творчески использовать эти закономерности и тенденции для эффективного выполнения торговых процессов в сфере товарного обращения.
Лекция3. Объекты и субъекты коммерческой деятельности.
На рынке товаров и услуг коммерческую деятельность осуществляют организации и предприятия различных организационно-правовых форм собственности (юридические лица), а также физические лица (индивидуальные предприниматели).
В соответствии с Гражданским кодексом ПМР юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам.
Права и обязанности юридического лица должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в органах юстиции в установленном законом порядке.
В зависимости от формы собственности они делятся на частные, государственные и муниципальные. При этом государственные и муниципальные юридические лица, как правило, действуют в форме унитарных предприятий, имущество которых находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
По основным целям деятельности юридические лица могут быть коммерческими или некоммерческими организациями, а также объединениями коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, которая распределяется между его участниками. Они могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере); хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью); производственные кооперативы;унитарные предприятия (государственные, муниципальные).
Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Для некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, общественные, религиозные и
благотворительные организации, фонды и т.п.) извлечение и распределение прибыли не является основной целью их деятельности. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Независимо от организационно-правовой формы все юридические лица осуществляют свою деятельность на основании учредительных документов. Это может быть устав, учредительный договор или и то и другое вместе. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками) юридического лица. Некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Cубъектами коммерческой деятельности могут являться и физические лица. Гражданским кодексом ПМР закреплено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К такой деятельности применяются те же правила Гражданского кодекса, которыми регулируется деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона иных правовых актов или существа правоотношения.
Вопросы для самопроверки
1.Дайте определение понятию коммерция.
2. Дайте определение понятию предпринимательство.
3.Знание каких научных дисциплин необходимы при изучение «Основ коммерческой деятельности».
4.Кто является юридическим лицом в соответствии с ГК ПМР ?
5.Назовите формы собственности юридического лица?
6.Назовите классификацию юридических лиц по основным целям деятельности.
7.Какова основная цель коммерческих организаций.
Итоговые вопросы
1.Особенности коммерческой деятельности в новых условиях хозяйствования.
2 Роль торговой деятельности в сфере обращения.
3 Цели и задачи коммерческой деятельности.
4 Объекты и субъекты коммерческой деятельности.
5 Виды услуг.
6Этапы проведения сделки и их содержание: поиск и выбор деловых партнеров.
7 Переговоры как компонент коммерческой деятельности.
8 Сущность вариационного метода.
9 Метод интеграции.
10 Компромиссный метод
11 Основные стадии заключения договоров купли-продажи.
12 Оферта.
13 Основные разделы внешнеторгового контракта
14 Принципы исполнения договоров
15 Выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров.
16 Формы доставки товаров.
17 Оценка реальных и потенциальных возможностей поставщиков.
18 Важнейшие элементы закупочной работы.
19 Порядок расчетов за поставляемую продукцию.
20 Основные реквизиты документов.
21 Документы, удостоверяющие качество товаров.
22 Учет исполнения договоров поставки.
23 Причины создания товарных запасов
24 Функции процесса товарного обращения.
25 Классификация товарных запасов.
26 Основные задачи стратегии управления запасами
27 Нормирование и контроль запасов.
28 Принципы определения оптимальных размеров заказов.
29 Моменты размещения заказов.
30 Методы стимулирования сбыта
31 Показатели оборачиваемости товарных запасов.
32 Внутренние факторы влияющие на прибыль.
33 Внешние факторы влияющие на прибыль.
34 Основные источники анализа прибыли предприятия.
35 Три основных принципа распределения прибыли.
Критерии оценок
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не знает большей части материала.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент знает основной программный материал.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент знает весь материал, умеет применять, пользуется грамотным языком, допуская несущественные ошибки.
Оценка «отлично» выставляется за знание всей пройденной программы по дисциплине.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Список основной литературы.
1. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. – СПб. Изд-во Михайлова В.А.,
2000 г. – 475 с.
2. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности:
Учебник для ВУЗов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 623 с.
3. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: учеб.
для вузов Издательство «Дашков и Ко», 2004, 504 стр.
4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. Учебное пособие: Из-
дательство: Инфра-М, 2006, 247 стр.
5. Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.:
Юристъ, 2000. – 659 с.
2.Список дополнительной учебной литературы:
Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности.
Учебное пособие – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000 г. – 512 с.
2. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерче-
ских организациях. Учебное пособие – М.: Издательско-книготорговый
центр «Маркетинг», 2001. – 320 с.
3. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие – Финансы и
статистика. 2000 г. – 160 с.
4. Даненбург В., Тейлор В. «Основы оптовой торговли» – М.: Сирин,
МТ-Пресс, 2001 г. – 250 с.
5. Джоббер Д. Продажи и управление продажами: учебное пособие
для вузов / Д. Джоббер, Д.А. Ланкастер: Перевод с англ.. – М.: ЮНИТИ-
Дана, 2002. – 622 с.
6. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация,
управление. Учебное пособие под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова – СПб.:
Политехника, 2000 г. – 322 с.
7. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке. Под
ред. проф. Зырянова А.В. – Екатеринбург, 2001 г. – 520 с.
8. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха, 1999 г.
9. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса. Учебник для вузов. – М.: Изда-
тельство РДЛ, 2003. – 528 с.
10. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. / Перев. с англ.
под ред. Капуревского Ю.Н. – СПб, 1998 г. – 448 с.
Памбухчиянц В.К. Организация и технология коммерческой дея-
тельности. Учебник.-2-изд. пер. и доп. Под ред. О. В. Памбухчиянц – М.:
Информационно-внедренческий центр, 2001 – 380 с.
12. Панкратов Ф. Г. и др. Практикум по коммерческой деятельности.
Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр «Марке-
тинг», 1999. – 248 с.
13. Пик Хью Супермаркет. Организация и управление. – М.: Сирин,
2001 г. – 264 с.
14. Подхолзин Б.А. Торговля продовольственными и непродовольст-
венными товарами – М.: Издательство: Бератор-Пресс, 2002. – 176 с.
15. Правила торговли в Российской Федерации. – 3-е изд. перераб. и
доп. – М.: Современная экономика и право. Юрайт-М., 2002 г. – 248 с.
16. Прокушева А.П. Информационные технологии в коммерческой
деятельности. – М.: 2001 г.
17. Ребрик С., Левин М. Тренинг продаж. – М.: Эксет, 2002.
18. Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. – М.: Изд-во
«Ось-89», 2001 г. – 128 с.
19. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник – 2-е
изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Дань-
ко – М.: ИНФРА-М, 2001. – 560 с.
20. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. –
Ростов н/Дону, Феникс, 2000 г. – 512 с.
Для заметок
Для заметок
13PAGE \* MERGEFORMAT141215
СОГЛАСОВАНО
Зав. метод. отделом
________ Штырбул Т.С.
«___» _______ 201 г.
Учебное пособие