Деловая игра Компьютерная фирма

Предметная неделя информатики





ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ФИРМА»








Разработал урок:
Учитель информатики IKK
МКОУ Новокурлакская СОШ
Попова М.В.



Новый Курлак - 2015

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам: «Устройство компьютера», «Обработка данных и проведение расчетов с помощью электронных таблиц Excel»
Цели:
Обучающие:
показать возможности использования программы Excel для решения реальных задач
уметь воспроизводить полученные знания при помощи компьютера;
Развивающие:
формировать аналитическое и логическое мышление учащихся;
развивать способности сравнивать, сопоставлять.
развивать навыки работы на компьютере
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность;
формировать  самостоятельность и ответственность при  работе с компьютером
формировать умение преодолевать трудности;
способствовать развитию умения оценивать свои возможности.
Вид урока: деловая игра
Технология: игровая технология
Оборудование: ПК, операционная система WindowsXP, Microsoft EXEL, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель сообщает тему урока, цель урока и что учащиеся должны сделать за урок.
План урока (презентация)
Ознакомление с правилами игры, блиц-опрос, заполнение бланка заказа приглашенными гостями – 5 мин.
Выполнение заказа и расчет кредита (работа с электронными таблицами) 20 мин
разговоры с заказчиками 10 мин.
Подведение итогов – 5 мин.

Правила игры
Учащиеся должны организовать компьютерную фирму и дать ей название.
Выполнить заказ для покупателя – подготовить и распечатать счет на покупку компьютера в 2-х экземплярах.
Вычислить кредит на покупку компьютера
Начислить з/плату своим работникам
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры.
Ведущий - учитель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.
Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов. За нарушение дисциплины взимаются штрафы.
Выполнение задания оценивается по следующим критериям:
Правильность выполнения расчетов;
Правильное оформление документа, соблюдение всех требований, записанных в задании - карточке;
умение уложиться по времени при решении задачи
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
взаимопомощь в группе;
умение общаться с коллегами;
умение организовать работу в группе;
умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.
Количество баллов за тактичное поведение во время игры – 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
каждое замечание ведущего или эксперта – 1 балл;
несоблюдение правил игры – 2 балла;
грубое нарушение – до 5 баллов.
Подготовительный этап
Учащиеся разбиваются на 2 команды (2-е фирмы) и занимают места за разными столами.
Игровые группы выбирают 1- капитана (директор фирмы и исполнитель заказов), он координирует работу всей команды и помогает всем участникам, 1 - представитель банка, 1- бухгалтер для расчета зарплаты сотрудникам фирмы. Эксперты (жюри) выбираются из приглашенных гостей или из числа участников игры.
Вопросы для блиц - опроса:
1. Назовите характеристики материнской платы.
2. Что на ней находится?
3. Назовите характеристики процессора.
4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера?
5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них.
6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней?
7. Назовите характеристики оперативной памяти?

Во время блиц - опроса учащимся выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем суммируются при выставлении баллов. Во время блиц-опроса приглашенные на урок гости заполняют бланки заказа.

Выполнение заказов.
Заказы для 1-ой команды:
1-ый заказ:
Заказчик просит вас собрать для него самый дешевый компьютер без периферийных устройств, но с колонками.
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!
1-ый заказ:
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сумма заказа ____________
На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________
Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
Нужен ли сканер?____________
Желаете ли выходить в Internet?_______________
Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________
Заказы для 2-ой команды:
Заказчик просит вас собрать для него самый лучший и дорогой компьютер без периферийных устройств, но с колонками. Монитор желает приобрести с диагональю 17 дюймов.
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!
2-ой заказ:
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сумма заказа ____________
На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________
Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)
Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
Нужен ли сканер?____________
Желаете ли выходить в Internet?_______________
Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________

Вы должны оформить в Excel счета и распечатать их в 2-х экземплярах – один заказчика, другой - для ведущего. На счете должны быть название вашей фирмы, логотип, адрес и телефон. Для выполнения работы в компьютерах уже есть реальные прайс-листы (взятые в компьютерных фирмах).
Пример оформления заказа:


Один из заказчиков желает взять кредит в банке на покупку компьютера. Представители банков. По окончании расчетов он должны сообщить сколько заказчик будет платить каждый месяц, и сколько он переплатит в итоге (за год). Игроки – представители банка садятся за компьютеры, где открывают заранее заготовленный файл в электронных таблицах Excel.
Для 1-ой команды:
Условия предоставления кредита. Срок кредита -12 мес.
Процентная ставка 22 % годовых
Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.
Для 2-ой команды:
Условия предоставления кредита.
Срок кредита – 6 месяцев.
Процентная ставка 21 % годовых
Покупатель желает взять кредит на ___________ руб. на покупку компьютера.

Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.

Образец документа


Бухгалтер в это время идет рассчитывать з/плату работникам фирмы.
Ученик-бухгалтер садится за отдельный компьютер, где заранее заготовлена таблица в электронном варианте, в которой он должен быстро сделать расчеты


Представление выполненных работ
Команды предлагают варианты конфигурации компьютера для заказчиков (используя реальные прайс-листы).
Разговоры представителей фирм - команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Заказчиками выступают приглашенные гости, которые задают вопросы по предоставленным счетам.

Подведение итогов урока
Учитель дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; оценивая общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
Игроки высказывают своё мнение об игре – о её содержании, организации.


Рисунок 2Рисунок 315