Деловая игра Компьютерная фирма 
Предметная неделя информатики
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ 
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ФИРМА»
Разработал урок:
Учитель информатики IKK
 МКОУ Новокурлакская СОШ
Попова М.В.
Новый Курлак - 2015
Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний  по темам: «Устройство компьютера»,  «Обработка данных и проведение расчетов с помощью электронных таблиц Excel»
Цели: 
Обучающие: 
показать возможности использования программы Excel для решения реальных задач
уметь воспроизводить полученные знания при помощи компьютера; 
Развивающие: 
формировать аналитическое и логическое мышление учащихся;
развивать способности сравнивать, сопоставлять.
развивать навыки работы на компьютере
Воспитательные: 
воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность;  
формировать  самостоятельность и ответственность при  работе с компьютером
формировать умение преодолевать трудности;
способствовать развитию умения оценивать свои возможности.
Вид урока: деловая игра 
Технология: игровая технология 
Оборудование: ПК, операционная система WindowsXP, Microsoft EXEL, мультимедийный проектор. 
Ход урока:
Организационный момент
Учитель сообщает тему урока, цель урока и что учащиеся должны сделать за урок. 
План урока (презентация)
Ознакомление с правилами игры,  блиц-опрос,  заполнение бланка заказа приглашенными гостями  – 5 мин. 
Выполнение заказа и расчет кредита (работа с электронными таблицами) 20 мин 
разговоры с заказчиками 10 мин. 
Подведение итогов – 5 мин. 
Правила игры
Учащиеся должны организовать компьютерную фирму и дать ей название. 
Выполнить заказ для покупателя – подготовить и распечатать счет на покупку компьютера в 2-х экземплярах. 
Вычислить кредит на покупку компьютера 
Начислить з/плату своим работникам 
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры.
 Ведущий - учитель  может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. 
 По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.
 Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов. За нарушение дисциплины взимаются  штрафы.
Выполнение задания оценивается по следующим критериям:
Правильность выполнения расчетов; 
Правильное оформление документа, соблюдение всех требований, записанных в задании - карточке; 
умение уложиться по времени при решении задачи 
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
взаимопомощь в группе; 
умение общаться с коллегами; 
умение организовать работу в группе; 
умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы. 
Количество баллов за тактичное поведение во время игры – 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.
 За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
каждое замечание ведущего или эксперта – 1 балл; 
несоблюдение правил игры – 2 балла; 
грубое нарушение – до 5 баллов.
Подготовительный этап 
Учащиеся разбиваются на 2 команды (2-е фирмы) и занимают места за разными столами. 
 Игровые группы выбирают 1- капитана (директор фирмы и исполнитель заказов), он координирует работу всей команды и помогает всем участникам,  1 - представитель банка, 1- бухгалтер для расчета зарплаты сотрудникам фирмы. Эксперты (жюри) выбираются из приглашенных гостей или из числа участников игры. 
Вопросы для блиц - опроса:
 1. Назовите характеристики материнской платы.
 2. Что на ней находится?
 3. Назовите характеристики процессора.
 4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера?
 5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них.
 6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней?
 7.  Назовите характеристики оперативной памяти?
Во время блиц - опроса учащимся выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем суммируются при выставлении баллов. Во время блиц-опроса приглашенные на урок гости  заполняют бланки заказа.
Выполнение заказов. 
Заказы для 1-ой команды:     
 1-ый заказ: 
 Заказчик просит вас собрать для него самый дешевый компьютер без периферийных устройств, но с колонками.
 Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!
1-ый заказ:
 Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сумма заказа ____________ 
На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________ 
Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните) 
Нужен ли принтер? __________, какой?________________________ 
Нужен ли сканер?____________ 
Желаете ли выходить в Internet?_______________ 
 Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________ 
Заказы для 2-ой команды:     
 Заказчик просит вас собрать для него самый лучший и дорогой компьютер без периферийных устройств, но с колонками.  Монитор желает приобрести с диагональю  17 дюймов.
 Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!
2-ой заказ: 
 Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
Сумма заказа ____________ 
На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________ 
Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните) 
Нужен ли принтер? __________, какой?________________________ 
Нужен ли сканер?____________ 
Желаете ли выходить в Internet?_______________ 
 Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________ 
Вы должны оформить в Excel счета и распечатать их   в 2-х экземплярах  –  один  заказчика, другой - для ведущего. На счете должны быть название вашей фирмы, логотип, адрес и телефон. Для выполнения работы в компьютерах уже есть реальные прайс-листы (взятые в компьютерных фирмах). 
 Пример оформления заказа:
Один из заказчиков желает взять кредит в банке на покупку компьютера. Представители банков. По окончании расчетов он должны сообщить  сколько  заказчик  будет платить каждый месяц, и сколько он переплатит в итоге (за год). Игроки – представители банка садятся за компьютеры, где открывают заранее заготовленный файл в электронных таблицах  Excel.
 Для 1-ой команды:
 Условия предоставления кредита. Срок кредита -12 мес.                                                                                                                      
 Процентная ставка 22 % годовых                                                                                                
 Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера.
 Рассчитать сколько  плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.
Для 2-ой команды:
 Условия предоставления кредита.
 Срок кредита – 6 месяцев.
 Процентная ставка 21 % годовых
Покупатель желает взять кредит на ___________ руб. на покупку компьютера.                     
 Рассчитать сколько  плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.
Образец документа
 Бухгалтер в это время идет рассчитывать з/плату работникам фирмы.
 Ученик-бухгалтер садится за отдельный компьютер, где заранее заготовлена таблица в электронном варианте, в которой он должен быстро сделать расчеты		 	 	 	 
Представление выполненных работ
Команды предлагают варианты конфигурации компьютера для заказчиков (используя реальные прайс-листы). 
 Разговоры представителей фирм - команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Заказчиками выступают приглашенные гости, которые задают вопросы по предоставленным счетам.
Подведение итогов урока 
Учитель дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности;  оценивая общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
Игроки высказывают своё мнение об игре – о её содержании, организации.
Рисунок 2Рисунок 315