Статья Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Семейные ценности


Семейные ценности
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: в области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование   у   обучающегося   уважительного   отношения   к 
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование  представления о  семейных ценностях,  семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно- историческими   и    этническими традициями российской семьи.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Важнейшей проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей.
Дети, пришедшие за парты сейчас, более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций.
Главными ценностями семьи всегда были: духовно здоровая семья; чувство любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи; послушание родителям; совместный труд; семейные традиции.
В настоящее время, когда во многих российских семьях остаются невостребованными духовно-нравственные ценности, роль школы по формированию у детей ценностного отношения к семье и семейным традициям возрастает.
Большие возможности в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина открывает реализация воспитательного потенциала программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.
Набирая учеников в первый класс и анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила:
неумение  детей трудиться на общее благо,
нетерпимость друг к другу,
эгоизм, дефицит общения,
негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Судя даже по результат конкурса рисунков «На кого я хочу быть похожим»-менее 50% хотят быть похожими на своих родителей)
Я в очередной раз убедилась, что внеклассная работа по формированию у детей ценностного отношения к семье, проводимая мной в предыдущих наборах, остаётся по-прежнему актуальной.
В своей работе я использую следующие формы:
- Внеклассное чтение и обсуждение  произведений духовно-нравственной тематики;-Тематические классные часы;-Творческая художественная деятельность;-Организация выставок и поделок;-Проведение праздников и внеклассных мероприятий;-Использование презентаций в работе;- Проведение   родительских собраний.
Программа внеурочной деятельности «Я- исследователь», разработанная мной, имеет несколько разделов, но самые большие из них работа над проектами - «Моя малая родина», «Моя семья», «Наш класс- дружная семья», которые несут большую ценность в достижении, поставленных мной целей.
Многие внеклассные занятия и мероприятии построены таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей: поиск необходимой информации, интервью с родителями, опрос членов семьи о профессиональной деятельности и старших родственниках, создание родословного древа каждой семьи и класса, рисунки, поделки и письма благодарности, адресованные взрослым. Вместе с родителями дети инсценируют, сочиняют сказки, исполняют песни. В нашем классе уже есть сборник загадок и стихов о животных, сейчас мы накапливаем материал о членах семьи, причем, обсуждаем роль каждого члена на нескольких занятиях, а результат оформляем в интересной для ребят форме. Ребята с удовольствием защищают свои работы , рассказывают о своих родителях.
Мне удаётся заинтересовать родителей в проведении многих мероприятий, ставших традиционными: «День именинника», походы в лесную зону посёлка, экскурсии-поездки, спортивные и развлекательные конкурсы.
Тематика родительских собраний помогает мне вести параллельно и работу с родителями: «Родители глазами детей», «Родительская любовь и её роль в воспитании детей» и т. д. Для проведения таких собраний я провожу анкетирование детей и взрослых, консультируюсь с психологом. Ну, и, конечно, в конце каждого учебного года традиционно провожу родительское собрание – концерт вместе с детьми «Для родных и близких с любовью». Песни, инсценирования, стихи, конкурсы, которые мы отбираем в течение учебного года, посвящены, конечно же, нашим родителям.