Из опыта работы. СтатьяДуховно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности образовательных учреждений Ставропольского края 
Доклад на тему : «Духовно-нравственное воспитание  во внеурочной деятельности образовательных учреждений Ставропольского края»
Кочерыгина И.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ А.Н.Мороховца  села Прасковея Будённовского района»
Духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.[1]
В условиях  становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство идет активный процесс  поиска моделей образования, которые позволят сохранить   духовно - нравственные и культурно - исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные в современный периоды его развития.Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе, к которому можно отнести   рост детской беспризорности,  алкоголизма, наркомании, и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Важно подчеркнуть актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников, так как  общество нуждается в подготовке широко образованных,  и обладающих  высоконравственными чертами личности.  
В нашем современном мире ребёнок получает множество разнообразных как позитивных,  так и негативных факторов, поэтому крайне необходимо воспитать в нём положительные черты. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.[2]
Использование материалов по духовно-нравственному воспитанию  возможно проводить в различных аспектах. Сюда можно отнести и  реализацию различных направлений внеурочной деятельности,   формирующих нравственные качества личности, и укрепление связей с общественными и религиозными (православными) организациями, ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию, и создание детских и юношеских общественных объединений, в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности. [2]
Наша школа тесно сотрудничает с духовно-просветительским центром  «Елеон» с. Прасковея. Преподаватели центра знакомят учащихся  с богатым материалом о жизни и деятельности русских святых, рассказами  о православных праздниках. Ребятам нравится чтение и обсуждение статей журнала «Свечечка».
Воспитательный потенциал позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая в школе такие дисциплины, как история и литература, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по этим предметам помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками: историей, биологией, искусством, отчасти религией.     
Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности  является привлечение к ней родителей, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. В этом учебном году активно работают кружки туристско-краеведческого направления «Я и моя Родина», «Поиск»,  «Юный исследователь». Посещая занятия, ребята,  уже в начальной школе, составляют проекты  на темы: «Моя семья», «Изучаем семейные традиции», «Моя родословная», «История моей семьи», ведут  исследовательскую работу на материале местных источников. Очень нравятся учащимся экскурсии в краеведческие музеи, посещения памятников-мемориалов. Во внеурочной деятельности широко используются уроки-презентации «Моя малая Родина», «Земля - наш дом родной», заочные экскурсии, фото- конкурсы.
Такие формы работы позволяют решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая учащихся в круг определённых нравственных ценностей и идеалов, постижения смысла жизни. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в нашей школе проводится с детьми немало различных внеклассных мероприятий:  недели эстетики, классные часы  «Давайте жить дружно», "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", акции «Забота», «Милосердие», «Спешите делать добрые дела», беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, праздники, фото-конкурсы « Мир глазами детей», конкурсы рисунков «Красота Божьего мира»,  «Миру-мир».
Именно тогда  проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, дети учатся сопереживать, общаются  с миром литературы, истории и искусства,  приобщаются к трудолюбию, учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, толерантности.
Вместе с тем, говоря  о возможностях использования потенциала урочной и внеурочной деятельности  для духовно-нравственного воспитания учащихся, можно выделить ряд противоречий между:
необходимостью  духовно-нравственного воспитания личности школьника и недостаточным использованием возможностей уроков  и внеурочной деятельности для его развития;
углублением интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;
развитием теоретических представлений о формировании целостности мировоззрения школьника и несогласованностью влияний  учебных предметов в школе.
 Духовно-нравственное воспитание в школе будет успешным, если:
выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал базового гуманитарного образования и, прежде всего, литературы;
учтены особенности социокультурного окружения старшеклассников и системы дополнительного образования для построения социально значимой деятельности;
подготовлены методические рекомендации по использованию в курсе изучения предметов в старшей школе святоотеческого наследия.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов воспитательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.[1]