Работа мини-музей Русская изба


Работамини -музея «Русская изба» Подготовила: Сасина Т.А. «Если мы хотим лучше жить, нужно, чтобы страна была более привлекательнее для всех, и у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи кроме патриотизма Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Президент Российской Федерации В.В. Путин Актуальность: Дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о истоках русской культуры, традициях, нравственных устоях, самобытном укладе жизни русского народа, недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно – патриотического воспитания. Задачи: - Формировать чувство патриотизма, любви к Родине на основе знакомства с народными культурными традициями;Ориентировать семью на нравственно-патриотическое воспитание детей;- Оказывать помощь семье в формировании ценностей сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям народной культуры, традиционному укладу жизни русского народа. Новизна Знакомство детей с музейной работой. Подготовка экскурсоводов;Создание оптимальных условий для ознакомления детей с историей, культурой, бытом и народными традициями русского народа на основе музейной практики;Приобщение родителей к совместной педагогической деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию детей через музейную работу;Использование материалов Дороновой Т.Н. «Детский календарь» в работе музея.Считаю, одной их эффективных форм знакомства с историей русской культуры, традицией, народной духовностью – работу мини – музея «Русская изба». Результат 1.Дети получают обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве; 2.Дети знакомятся со старинными предметами домашнего обихода; 3.Словарный запас обогащается названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.; 4. Знакомство с народным фольклором: песни, хороводы, пословицы, поговорки, игры Курской области; 5. Дети знают русские народные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводные: «Вставай, вставай Иванушка», «Вейся капустка», «Колпачок», «Ровным кругом», «Арина» и многие другие и играют в них; 6. Положительное отношение к культурным ценностям, традициям русского народа, гостеприимство, почитание старости; 7. Знают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине; 8. Укрепление института семьи, изменение отношения родителей к нравственно – патриотическому воспитанию, как к важному средству формирования личности ребенка. Что такое мини - музей? Конечно, в условиях нашего детского сада невозможно создать экспозиции отвечающие требованиям музейного дела, поэтому назвали мини – музей. Слово «мини» в нашем случае отражает возраст детей, для которых он предназначен. Рис.1 – Просим в гости к нам. Русская печь – душа избы Рис.2 – Русская печь Рис.3 – Чаепитие с караваем Рис.4 – Русский народный календарь А. Некрылова На протяжении всего времени знакомлю детей с русскими – народными традициями: провожу праздник «Покрова», праздник урожая, «Рождество», колядки, «Масленица», «Кулики-Сороки», «Пасха», «Троица». Рис. 5 – Игра «Вставай, вставай, Иванушка…» Большое значение в оформлении мини – музея имеет работа с родителями. Провожу консультации для родителей. Они принимают участие в организации экскурсий, делают своими руками игрушки, куклы, костюмы и обереги. Рис.6 - Оберег музея Для работы с родителями и детьми помогают материалы под редакцией Т.Н. Дороновой, которые помогают собрать богатый дополнительный материал для работы в мини – музее «Русская изба». Через календарь дети узнают много нового и интересного о старинных вещах, которыми пользовались наши предки. Читая русские народные сказки, мы часто сталкиваемся с терминами «изба», «печка», «лавка», «сундук» и др. Чтобы объяснить детям их значение, показываем картинки, фотографии, рисунки. Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше без компьютеров, телевизоров. Спали на печке, вещи хранили в сундуках. Вот я и решила создать в группе макет русской избы, чтобы дети могли и смотреть, и играть. Рис.7 – Убранство музея Ах,  как же интересно детям  заниматься в этой избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальной яйцо. Всему этому учатся дети в нашем музее. Рис.8 – «Хлеб – соль» В самой светлой части избы, по диагонали от печи, расположен «красный угол». В нём на специальной резной полочке(божнице) стоит икона Веры, Надежды, Любви и материи их Софии, покрытая расшитым божником и освещаемая лампадкой, символом духовного послушания хозяев. Здесь же, под иконой находится обеденный стол и деревянные скамьи. «Красный угол» и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи. Рис.9 – Красный угол Неописуемый восторг вызывает у детей настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате. Я знакомила детей с тем, как наши предки приносили воду. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Рис.10 – «А я по воду ходила…» В центре стола как своеобразный символ семейного уюта и дружеского общения расположился блестящий самовар. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке семьи. Рис.11 – Традиции русского чаепития Лепка детьми изделий из соленого теста: баранок, калачей, праздничного пирога, которые будут использованы как атрибуты русского музея. Рис.12– Изготовление атрибутов для русского музея из соленого теста Рис.14 – «Как рубашка в поле выросла» Рис.13 – Убранство деревенской койки и детской люльки Рис.14 – Игольница Рис.15 – Троицкий венок Рис.16 - Рубель На базе мини - музея «Русская изба» проводятся занятия, экскурсии, досуги и праздники для детей и родителей. На них дети и взрослые знакомятся с произведениями устного народного творчества, народной музыки и искусства, традициями и бытом русского народа. Для меня было важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством Курского края, Кожлянской глиняной игрушки. Кожлянская игрушка по России славится,Прославляет Курский край,Соловьем заливается. На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего музея к нашим детям возвращается национальная память. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядом, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие духовности. Он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Рис.17 - Добро пожаловать в мини музей «Русская изба» Родина - слово большое, большое!Пусть не бывает на свете чудес,Если сказать это слово с душою,Глубже морей оно, выше небес. В нём умещается ровно полмира:мама и папа, соседи, друзья,поселок родимый, родная сторонка,бабушка, детский сад, котёнок... и я. Рис.18 – «Моя Родина…» Спасибо за внимание!