Сценарий экскурсии в мини-музей «Русская изба» (по изодеятельности)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№16 «Солнышко» компенсирующего вида
Щёлковского муниципального района МО
Сценарий
экскурсии в мини-музей
«Русская изба»
(по изодеятельности)
с детьми подготовительной к школе группы
с общим недоразвитием речи.
Составил и провёл:
Степанькова Г.Г.
воспитатель МБДОУ №16
10.03.2015г.
Конспект: «Экскурсия в мини-музей «Русская изба».
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; « Познавательное развитие»
Цель: Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская, богородская игрушка, павлово-посадский платок) и с их характерными особенностями.
Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Инициировать декоративное оформление фигур из бумаги – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре.
Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Прививать интерес к посещению музея.
Словарная работа: народные промыслы, прикладное искусство, элементы росписи.
Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание стихотворений; беседы с детьми о народном прикладном искусстве;
лепка игрушек, расписывание силуэтов; рассматривание иллюстраций с узорами декоративной росписи; повторение правил поведения в музее.
Предполагаемый результат:
1. Расширится кругозор, воображение, художественный вкус, творческие способности.
2. Дети познакомятся со старинными и современными изделиями народных мастеров.
3. Словарный запас обогатится названиями городов и сел – родиной народных промыслов.
Материалы и оборудование: предметы хохломской, гжельской, дымковской росписи и другие предметы народно-прикладного искусства, наглядно – иллюстрационный материал элементов дымковской росписи, вырезанные из бумаги фигуры по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, аудиозапись « Русские напевы».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Мы вспомним и заново полюбуемся теми предметами народных промыслов, которые собраны в нашем музее, и познакомимся с новыми. Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!
Рассмотрим эти с вами предметы старины
Поведают они нам секреты красоты,
Введут нас в мир России,
Приданий и добра.
Расскажут о народных
Чудо - мастерах!
Воспитатель: Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Я их приглашаю присоединиться к нашей экскурсии посмотреть и послушать о наших экспонатах, а вы мне в этом поможете.
-Ну, ребята, подходите –
На игрушки поглядите.
( дети подходят к выставке дымковских игрушек, их встречает дымковский индюк)
-А вот и наш первый гость. Что вы можете рассказать ему об этих игрушках.
( дети рассказывают о дымковской игрушке)
Воспитатель: Ребята, раньше игрушки расписывали сухими красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Да и красок было не так много, а сейчас какие цвета используют мастера для росписи игрушек? ( ответы детей)
Индюк : Молодцы ребята! Как много вы знаете о Дымковской игрушке.
А я игрушка знатная,
Складная, да ладная.
Я повсюду славлюсь,
Может вам понравлюсь.
Воспитатель: Вы догадались, что это за игрушка? (ответы детей, индюк распускает хвост)
Воспитатель:
Да! Это дымковский индюк!
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите: пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок;
А высокий гребешок,
Красной краскою горя, –
Как корона у царя!
- Оперенье индюка от раза к разу изготавливалось все более мастерски, именно поэтому фигурка перестала быть пригодной для игры. Отныне она начала занимать почетные места на комодах и украшать любую другую мебель. Дымковская игрушка делается вручную и раскрашивается каждый раз по- новому, поэтому нет двух одинаковых фигурок, каждая является единственным экземпляром, каждая дымка уникальна, каждую игрушку согревают своими руками мастерица.
Индюк: Я хочу подарить для вашего музея игрушку на память!( ковровская барыня)
Воспитатель: Посмотрите какая красивая барыня. Как вы думаете, что это за игрушка?(ответы детей)На самом деле эта игрушка наша с вами землячка. Её сделали мастера из города Коврова, что на реке Клязьме. Она очень похожа на дымковскую, такая же яркая, расписная, но все же отличается. Посмотрите, у нее элементы росписи совсем другие... Спасибо гость дорогой за твой подарок!
-Ну, что пошли дальше? ( дети подходят к выставке матрешек)
-Вот наша следующая гостья.
Матрешка: Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может - три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.... (матрешка) (ответы детей)
Матрешка: Молодцы ребята !Вы меня узнали, а если вы еще скажете откуда я родом.(ответы детей)
Сергиев Посад святой –
для матрешки дом родной!
Куклы более ста лет
радуют весь белый свет!
Воспитатель: Посмотрите сколько матрешек собрано у нас в музее. Они все такие разные. В каких уголках России только не делают эту игрушку. Матрешка считается исконно русским сувениром, который стараются привезти из России иностранные гости.
Но вы знаете, прообразом русской матрешки стала фигурка японского божка, которая, как и матрешка, раздвигалась, представляя собой, вместилище для более мелкой фигурки. Русские умельцы решили сделать свою игрушку. Мастер Звездочкин В.П. выточил первые фигурки кукол (трех- и шестиместных), которые вкладывались одна в другую. Эти матрёшки не сохранились. Поэтому первой матрёшкой считается восьмиместная кукла, изображающая крестьянскую девушку с петухом , вскоре окрещенной в народе распространенным в то время именем Матрешка (Матрена).Игрушка состояла из восьми фигур девочек и мальчиков. Последняя изображала спеленутого младенца. Мастера неустанно соревновались друг с другом, увеличивая количество вкладываемых фигурок.В наши дни в фондах Исторического музея в Москве хранится и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре.
-Ребята, а каких еще матрешек вы знаете? (ответы детей ) А из чего их делают? (ответы детей)
Воспитатель: Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.
Матрешка: Какие молодцы! Вот вам подарок для вашего музея .( дарит матрешку)
Воспитатель: Спасибо Матрешка! Ребята, а какие еще изделия народных мастеров из дерева вы знаете?(ответы детей: (Городец, Хохлома, Богородская игрушка)
Правильно, Золотая Хохлома!
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в в зелени травы.
-Полюбуйтесь, как старался мастер, чтобы порадовать нас своей работой. Красива, удобна деревянная посуда.
-Ребята, вы знаете, если ешь щи или кашу такой ложкой, она рот не обжигает.
-А почему ее называют - Золотая Хохлома? (ответы детей)
(Воспитатель подводит детей к выставке богородской игрушки)
-А что это за волшебные игрушки, кто мне скажет?
(ответы детей)
Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
-Да, это богородская игрушка. Почему она так называется? (ответы детей)
-А село это находится в Московской области.
-У этих игрушек есть хитрость, которую придумали богородские мастера, они умеют оживать. Возьмите их в руки, поиграйте с ними. ( дети рассматривают игрушки)
-Все игрушки делаются из липы, которая просушивается около четырех лет. Дерево мягкое и с ним легко работать.
Воспитатель: Проходите к следующей выставке (дети подходят к Гжели)
-У нас еще одна гостья.
Гжель:
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась. Теперь
Известно всем в народе
Ее названье - (Гжель)
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а как вы догадались, что это именно Гжель? (ответы детей)
-Интересно, что еще в стародавние времена, когда гжельский промысел только зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными. А в наши дни гжель известна своими синими и голубыми узорами, нарисованными на белом фоне. Ставшая традиционной бело-голубая гжель не является исконно русской – эти цвета русские мастера подсмотрели у голландцев.
-Какими узорами любят гжельские мастера расписывать свою посуду? (ответы детей)
-Гжель тоже наша с вами землячка она находится в Московской области.
Гжель: Молодцы, вот вам подарок для вашего музея.( Гжель дарит гжельскую кружку)
Воспитатель: Спасибо ! Ой, а это что за красота такая?(накидывает на плечи платок) Кто мне скажет?
(ответ детей)
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.
Научились мастера
Павлова посада
Рисовать узор из трав
Леса, луга, сада.
Воспитатель: Павловский Посад - еще один город с берегов реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Их носили и простые люди, и знатные персоны. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение(демонстрация). Во многих богатых семьях было по сорок платков в распоряжении барышень. Именно платок был одним из самых желанных подарков. А еще, в Павлово-Посадском районе сегодня создают волшебство. Ведь именно здесь, в деревне Данилово существует фабрика елочных игрушек «Иней». Стеклянные елочные игрушки настоящее чудо. Ведь каждый такой шарик, шишка, фигурка создаются вручную. А значит, они уникальны и неповторимы. Завод проводит экскурсии для детей и взрослых, так что каждый имеет возможность увидеть весь процесс создания игрушек собственными глазами.
-Вот какими замечательными изделиями народных мастеров богато наше любимое Подмосковье! Ребята, вам понравилась наша экскурсия? А сколько еще интересного я могу вам рассказать и про филимоновскую игрушку, и про Золотую Хохлому, и про расписные жостовские подносы! И мы с вами неприменно встретимся в другой раз в нашей Русской избе и продолжим знакомство с народными мастерами и их чудесными изделиями.
-А сейчас, я предлагаю вам представить себя народными мастерами и расписать эскиз будущей дымковской игрушки. Проходите в зал ,выбирайте рабочее место. Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
“О левой и правой руке”
Посмотри-ка , две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
(дети вместе с родителями расписывают силуэты дымковских игрушек)
Воспитатель: Замечательные игрушки у вас получились.
-В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое пока оно кому то интересно, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы будут прославлять свою страну.
Список использованной литературы:
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
Ермолаева Н.В.Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб. ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.