ДЕНЬ НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ
Ершова Наталья Олеговна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
г. Минеральные Воды Ставропольского края
ДЕНЬ НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь полностью раскрыть свои способности.
И опытные и начинающие, знают со студенческой скамьи: ничего в школе: ни урок, ни какое-либо из великого множества и разнообразия мероприятий - не проводится без постановки воспитательной и развивающей целей. Если же эти цели не поставлены или они не внятны, то на положительный эффект от такого мероприятия рассчитывать не приходится. Вот почему мы по крупицам собираем тот опыт, который оказался особенно удачным, особенно эффективным. Для нашей школы таким положительным опытом стали ежегодные Дни науки и творчества. Теперь это уже наша традиция, наша визитная карточка - ежегодно отмечать день рождения школы проведением праздника знаний.
К этому дню учителя готовят что-то особенно интересное, может быть такое, для чего не хватает времени на уроке, используют интересный дополнительный материал, апробируют новые формы проведения мероприятия, а учащимся предоставляется возможность выступить со своими исследовательскими работами, проявить творчество.
В процессе подготовки этого мероприятия происходит сплочение учительского и детского коллективов. Без внимания не остается никто: каждый учитель и каждый ребенок вовлечен в совместную творческую деятельность.
Хотя основная цель и задача любого Дня науки и творчества остается традиционно неизменной - главенство знаний и творчества, но по форме и тематически День науки и творчества может ежегодно меняться.
Когда мы только начинали организовывать это мероприятие, выбор темы оставался за методическими объединениями, впоследствии поняли, что одна общая тема - это интересно. Далее Дни науки и творчества имели определенное название: "История школы, события, люди", " 130 - летию города Минеральные Воды посвящается". Даже по названиям это видно: секция русского языка и литературы назвала своё заседание «Я оду городу пою», секция математиков - «Наш город в цифрах и фактах», секция технологов назвала своё заседание «Город мастеров», историки выбрали тему «Женщины Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны», секция учителей иностранного языка -«Место, где мы живем», начальная школа выбрала литературно-музыкальные композиции с элементами русского народного творчества, игровыми и спортивными элементами.
В этом мероприятии есть место применению новых информационных технологий, актуальных педагогических технологий, таких как проектная.
Мы целый год учим детей, а в этот день с удовольствием смотрим и слушаем их. Дети готовят доклады, презентации, рассказывают о результатах своей проектной деятельности.
Естественно, при организации проектной, исследовательской деятельности учащихся очень важны единые подходы в организации подобной деятельности, основы которой закладываются еще в начальной школе. Здесь же в начальной школе вырабатывается алгоритм
выполнения проектов, который потом переносится в старшую школу.
Учащимся предлагаются памятки, в которых очень лаконично отображены все этапы работы над проектом. В принципе, такая памятка может сопровождать учащегося до выпускного класса без значительных изменений при выполнении проектной, исследовательской работы.
В качестве иллюстрации к вышесказанному хотелось бы привести пример подобной деятельности, с результатами которой ознакомились на очередном Дне науки и творчества: проект учащихся второго класса «Охрана растений». На уроках ИЗО готовились рисунки к выставке по данной теме, на уроках труда оформлялся гербарий из растений, собранных во время экскурсии, на уроках русского языка использовали прилагательные для описания природы. Каждая группа ребят оформила свой проект в виде газеты, альбома или выставки. В ходе подготовки проектов совершили экскурсию на гору Змейка, изучили произведения Бианки и Пришвина, поработали с «Красной книгой».
Опыт, полученный детьми в начальной школе, не останется невостребованным, потому что в среднем и старшем звене они с удовольствием и уже некоторыми навыками могут продолжить работать над схожей темой, участвуя в разработке «Экологических маршрутов КМВ» - проект, которым руководят учителя биологии и географии Мотовиловы Любовь Ивановна и Андрей Николаевич. Поэтому не удивительно, когда наши учащиеся с удовольствием и весьма успешно участвуют в районном слете участников туристско-краеведческого движения «Отечество», ежегодно демонстрируют результаты исследовательской деятельности в рамках научной конференции студентов колледжей и учащихся школ на КМВ, а затем наши выпускники нередко выбирают вузы, связанные с их школьной проектной деятельностью. Это пример работы по экологическому направлению. Но то же самое происходит и по другим предметам.
Когда слушаешь отдельных учащихся во время Дня науки и творчества, то понимаешь, что некоторые работы «тянут» на курсовую работу студента вуза. Это и есть наша основная задача - подготовить учащихся к жизни, обеспечить необходимый уровень их развития.
Важным составляющим звеном этой пирамиды являются учащиеся средней ступени. Для них мы всегда традиционно проводим интеллектуальный марафон, для которого характерен соревновательный дух. Проводим мы его в три этапа и результаты подводим тоже в рамках Дня науки и творчества в виде игры «Самый умный».
По окончании Дня науки и творчества весь коллектив анализирует его итоги, ничей вклад не остается незамеченным. Готовим также информацию для школьной газеты «Школьный звонок», в которой могут поделиться своими впечатлениями и учителя, и учащиеся. Дети с удовольствием читают свою любимую газету, тем более приятно найти там информацию о себе и о своем классе, учителях.
Каждый год мы приглашаем гостей: родителей, жителей микрорайона. В книге отзывов можно прочитать об их впечатлениях. Не сочтите это не скромным, но я с удовольствием и законной гордостью все-таки приведу некоторые отзывы гостей:
«Мероприятие очень понравилось. Дорогого стоит, что ученики в своих работах затронули актуальные вопросы, такие как: демография и миграция, рождаемость и причины ее снижения в стране. Прослеживалась межпредметная связь математики истории, социологии и информатики. Мы увидели связь истории всей страны и малой родины. Очень понравилось, что учащиеся в своих творческих работах умело поставили гипотезу, обосновали ее, защитили свои работы примерами и фактами, сделали грамотный научный анализ. Большое спасибо».
«Увидели воочию, как реализуется современный подход в обучении, воспитании, развитии творческих способностей детей. Благодарны педагогическому коллективу школы №20 за то, что наши воспитанники смогли реализовать себя и свои способности в школе».
«На мероприятии Дня науки и творчества были подняты очень серьезные проблемы современности: такие, как загрязнение окружающей среды. Мы по достоинству оценили работу учеников 11 классов - Приходько А., Мельник Д., Коваленко М. Они проделали гигантскую работу - исследование. Возможно, этот День науки и творчества стал самым «познавательным».
В завершении хочу сказать, что это - результат работы большого творческого коллектива учителей и детей. При организации этого мероприятия стараемся избегать жестких рамок: Максимум демократичности, фантазии и творчества. Жесткое требование только одно - мероприятие должно быть интересным, полезным, развивающим, в центре должен быть ребенок и все вертится вокруг него и для него.
Естественно, что мы дорожим и гордимся своей традицией, стараемся сохранять собранный материал, чтобы можно было использовать наиболее интересное в дальнейшем.
Уважаемые коллеги, я не призываю вас копировать данный удачный для нас опыт. В каждой школе есть что-то, что могли бы позаимствовать другие, просто на данном примере хорошо видно – не ленивая душа учителей, творческий поиск, выдумка и фантазия всегда найдут выход в неформальных мероприятиях, а может и в формировании хороших традиций школы.