Рабочая программа по географии 72 часа технический профиль


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Рассмотрена
на заседании МК
Председатель методической комиссии
Протокол № 1 от«_____» ________ 20 г Согласована
Заместитель директора по УМР
__________ С.Д.Муранова«_____» __________201 г. Утверждаю
Директор ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
_____________Н.А. ГречинПриказ №____от« _____» _______201 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУдб.09. ГЕОГРАФИЯ
для профессий среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
технического профиля
08.01.06 Мастер сухого строительства

Срок обучения: 2года 10 месяцев
Разработчик:
ОГБПОУФурмановский технический колледж
Преподаватель И.Ю. Лебедева
Введен в действие с « 01» сентября 2015 года
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка ……………………………………………………2
2.Общая характеристика учебной дисциплины «География»………………………………………………………..…………3
3.Место учебной дисциплины в учебном плане …………………………..6
4.Результаты освоения учебной дисциплины…………………………… 7
5.Содержание учебной дисциплины……………………………………… 10
6.Тематическое планирование…………………………………………….. 16
6.1.Тематический план учебных занятий по учебной дисциплине
6.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
6.3.Поурочное планирование по учебной дисциплине
7.Характеристика основных видов деятельности студентов……………. 43
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
«География»…………………………………………………………………….. 55
9.Рекомендуемая литература………………………………………………..57
10.Приложения:
10.01. Контрольно-оценочные средства
10.02. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «География»……………………………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).Содержание рабочей программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернет, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, о населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством
междисциплинарных связей, в частности, широко использует базовые знания
физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и др. культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать ее как одну из классических метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у
студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
В содержание учебной дисциплины включены практические занятия,
имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО. Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по вы-
бору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС
среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОПСПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебном плане ППКРС место учебной дисциплины «География» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического профиля профессионального образования.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи
географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Практические занятия:
Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Составление карт (картосхем), отражающих различные географические
явления и процессы..Использование статистических материалов и геоинформационных систем.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и со-
временные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся
государственные образования. Группировка стран по площади территории и
численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития.
Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Практические занятия:
Ознакомление с политической картой мира.
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы
стран по уровню социально-экономического развития.
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов
на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные
сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Практические занятия:
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран
мира основными видами природных ресурсов.
Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.
4. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения.
Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и
самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира.
Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
Практические занятия:
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической
политики в различных странах и регионах мира.
Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах
мира.
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное
географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная
интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран вмировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и
экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее
основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового
растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи
различных видов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.
Географические особенности мирового потребления минерального
топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические
особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие
мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические занятия:
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового
хозяйства.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
6. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.
Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географическогоположения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. При-
родно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли
международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географическогоположения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия
их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.
Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Практические занятия:
Составление комплексной экономико-географической характеристики
стран и регионов мира.
7. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI вв. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.
Практические занятия:
Определение роли России и ее отдельных регионов в международномгеографическом разделении труда.
8. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические занятия:
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектовНовейшие изменения политической карты мира;
Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира;
Типы природопользования в различных регионах и странах мира;
Особенности современного воспроизводства мирового населения;
Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты;
Качество жизни населения в различных странах и регионах мира;
Языки народов мира;
Современные международные миграции населения;
Особенности урбанизации в развивающихся странах;
Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира;
Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки;
«Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;
Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства;
Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа;
Крупнейшие автомобилестроительные компании мира;
Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства;
Международный туризм в различных странах и регионах мира;
«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы;
Запад и Восток Германии сегодня;
Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии;
Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае;
Особенности политической карты Африки;
Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки;
Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;
Географический рисунок хозяйства США;
Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки;
Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии;
Особенности современного экономико-географического положения России;
Внешняя торговля товарами России;
Глобальная проблема изменения климата.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6.1.Тематический план учебных занятий по учебной дисциплине
ОУДб.09. ГЕОГРАФИЯ
ИНДЕКС Наименование разделов и тем
Количество
часов
ОУДб.09.01. Введение.
Источники географической информации 2
ОУДб.09.02. Политическое устройство мира 4
ОУДб.09.03. География мировых природных ресурсов 4
ОУДб.09.04. География населения мира 7
ОУДб.09.05. Мировое хозяйство 18
ОУДб.09.06. Регионы мира. 30
ОУДб.09.07. Россия в современном мире 4
ОУДб.09.08. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 3
Итого: 72
Внеаудиторная
самостоятельная работа:
подготовка выступлений по заданным темам докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий. 36
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
6.3. Поурочное планирование по учебной дисциплине
ОУДб.09. ГЕОГРАФИЯ
Индекс Название разделов и тем учебных занятий 2 КУРС 3 курс
ОУДб.09.01. Введение. Источники географической информации. 2 ОУДб.09.01.01. География как наука. Источники географической информации 1 ОУДб.09.01.02. Практическая работа № 1.Ознакомление с географическими картами различной тематики, составление картосхем 2 ОУДб.09.02. Политическое устройство мира 4 ОУДб.09.02.01. Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности 3 ОУДб.09.02.02. Практическая работа № 2. Ознакомление с политической картой мира 4 ОУДб.09.02.03. Типология стран по уровню социально-экономического развития 5 ОУДб.09.02.04. Практическая работа № 3.Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. 6 ОУДб.09.03. География мировых природных ресурсов 4 ОУДб.09.03.01. Взаимодействие человеческого общества и природной среды 7 ОУДб.09.03.02. Природные условия и природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. 8 ОУДб.09.03.03. Практическая работа № 4. Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов 9 ОУДб.09.03.04. Практическая работа № 5. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. 10 ОУДб.09.04. География населения мира 7 ОУДб.09.04.01. Численность и воспроизводство населения 11 ОУДб.09.04.02. Структура населения. Трудовые ресурсы. 12 ОУДб.09.04.03. Национальный и религиозный состав населения. 13 ОУДб.09.04.04. Размещение и миграции населения 14 ОУДб.09.04.05. Городское и сельское население. Урбанизация. 15 ОУДб.09.04.06. Практическая работа № 6. Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира 16 ОУДб.09.04.07. Практическая работа № 7. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. 17 ОУДб.09.05. Мировое хозяйство 18 ОУДб.09.05.01. Научно-технический прогресс и его современные особенности 18 ОУДб.09.05.02. Мировое хозяйство. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. 19 ОУДб.09.05.03. Отраслевая структура мирового хозяйства 20 ОУДб.09.05.04. Территориальная структура мирового хозяйства 21 ОУДб.09.05.05. Сельское хозяйство. «Зеленая революция». Агропромышленный комплекс. 22 ОУДб.09.05.06. География мирового растениеводства и животноводства 23 ОУДб.09.05.07. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых 24 ОУДб.09.05.08. География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность 25 ОУДб.09.05.09. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. 26 ОУДб.09.05.10. Электроэнергетика. 27 ОУДб.09.05.11. Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. 28 ОУДб.09.05.12. Транспортный комплекс и его современная структура. 29 ОУДб.09.05.13. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. 30 ОУДб.09.05.14. Связь и ее современные виды. 31 ОУДб.09.05.15. Практическая работа № 8. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. 32 ОУДб.09.05.16. Современные особенности международной торговли товарами. 33 ОУДб.09.05.17. Практическая работа № 9. Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. 34 ОУДб.09.05.18. Практическая работа № 10. Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. 35 ОУДб.09.06. Регионы мира. 7 23
ОУДб.09.06.01. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения. 36 ОУДб.09.06.02. История формирования политической карты Зарубежной Европы 37 ОУДб.09.06.03. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Зарубежной Европы 38 ОУДб.09.06.04. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Зарубежной Европы. 39 ОУДб.09.06.05. Германия как одна из ведущих страны Зарубежной Европы 40 ОУДб.09.06.06. Великобритания как одна из ведущих стран Зарубежной Европы. 41 ОУДб.09.06.07. Практическая работа №11. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Зарубежной Европы. 42 ОУДб.09.06.08. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения. 1
ОУДб.09.06.09. История формирования политической карты Зарубежной Азии 2
ОУДб.09.06.10. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Зарубежной Азии 3
ОУДб.09.06.11. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Зарубежной Азии 4
ОУДб.09.06.12. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. 5
ОУДб.09.06.13. Практическая работа № 12. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Зарубежной Азии. 6
ОУДб.09.06.14. Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения. История формирования политической карты Африки. 7
ОУДб.09.06.15. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Африки 8
ОУДб.09.06.16. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Африки 9
ОУДб.09.06.17. Практическая работа № 13. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Африки. 10
ОУДб.09.06.18. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения. История формирования политической карты Северной Америки. 11
ОУДб.09.06.19. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Северной Америки 12
ОУДб.09.06.20. Отраслевая и территориальная специализация хозяйства Северной Америки 13
ОУДб.09.06.21. США как ведущая страна Северной Америки 14
ОУДб.09.06.22. Практическая работа № 14. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Северной Америки 15
ОУДб.09.06.23. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения. 16
ОУДб.09.06.24. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Латинской Америки 17
ОУДб.09.06.25. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Латинской Америки 18
ОУДб.09.06.26. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки 19
ОУДб.09.06.27. Практическая работа № 15. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Латинской Америки. 20
ОУДб.09.06.28. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения. 21
ОУДб.09.06.29 Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Австралии и Океании 22
ОУДб.09.06.30. Практическая работа № 16. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны или региона Австралии и Океании. 23
ОУДб.09.07. Россия в современном мире 4
ОУДб.09.07.01. Россия на политической карте мира 24
ОУДб.09.07.02. Характеристика современного этапа социально-экономического развития 25
ОУДб.09.07.03. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. 26
ОУДб.09.07.04. Практическая работа № 17. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. 27
ОУДб.09.08. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 3
ОУДб.09.08.01. Глобальные проблемы человечества. Роль географии в решении глобальных проблем. 28
ОУДб.09.08.02. Практическая работа № 18. Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией. 29
ОУДб.09.08.03. Дифференцированный зачет 30
7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение.
1. Источники географической информации Объяснять междисциплинарные связи географии.
Называть традиционные и новые источники географической информации.
Демонстрировать роль Интернет и геоинформационных систем в изучении географии.
2. Политическое устройство мира Показывать на карте различные страны мира.
Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.
Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира.
Объяснять различия развитых и развивающихся стран по уровню социально-экономического развития.
Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития.
3. География мировых
природных ресурсов Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека.
Выделять различные типы природопользования.
Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.
Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.
Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.
4. География населения
мира Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.
Выделять различные типы воспроизводства населения и приводить примеры стран, для которых они характерны.
Называть основные показатели качества жизни населения.
Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.
Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.
Объяснять основные направления и причины современных международных миграций населения.
Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.
Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового
хозяйства Давать определение понятий «Международное географическое разделение труда», «Международная специализация» и «Международное кооперирование».
Выделять характерные черты современной научно-технической революции.
Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.
Называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню экономического развития.
География отраслей первичной сферы мирового
хозяйства Выделять характерные черты «зеленой революции».
Приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.
Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.
Показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира.
География отраслей вторичной сферы мирового
хозяйства Приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.
Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.
Выделять страны с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.
Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.
География отраслей
третичной сферы мирового хозяйства Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.
Приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.
Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.
Показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.
Объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.
Называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.
6. Регионы мира
География населения и
хозяйства ЗарубежнойЕвропы. Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.
Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровнюэкономического развития.
Приводить примеры стран Зарубежной Европы,наиболее хорошо обеспеченных различными видамиприродных ресурсов.
Называть страны Зарубежной Европы снаибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основныепромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.
Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании.
География населения и
хозяйства ЗарубежнойАзии Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.
Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.
Называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.
Приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.
Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии.
География населения и
хозяйства Африки Называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.
Объяснять причины экономической отсталости стран Африки.
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.
География населения и
хозяйства Северной Америки Объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.
Выделять отрасли международной специализации Канады, показывать на карте и характеризовать ее
крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.
Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США.
География населения и
хозяйства ЛатинскойАмерики Показывать на карте различные страны Латинской Америки.
Сопоставлять страны Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.
Выделять страны Латинской Америки, наиболее обеспеченные различными видами природных ресурсов.
Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.
Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому составу населения.
Объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.
Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.
Выделять отрасли международной специализации Бразилии и Мексики.
География населения и
хозяйства Австралии и
Океании Объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.
Выделять отрасли международной специализации Австралии, показывать на карте и характеризовать
ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.
7. Россия в современноммиреОбъяснять современные особенности экономико-географического положения России.
Выделять основные товарные статьи экспорта и импорта России.
Называть ведущих внешнеторговых партнеров России.
8. Географические аспекты современныхглобальных проблем человечества
. Выделять глобальные проблемы человечества.
Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.-
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
Освоение рабочей программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет вовремя учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02).
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География», входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную (См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»)программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др. по географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «География»
студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным мате-
риалам по географии, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет,
(электронные книги, практикумы, тесты).
9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. Базовый уровень. 10–11 классы.
— М.: 2011
Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география
мира. Учебник для 10 класса. — М.: 2012
Холина В.Н. География. Профильный уровень. В 2 кн. 10—11 классы.
— М.: 2011, 2013
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17
мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования
в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс
для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования. — 5-е изд., пере-
работанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство
«Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11
классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная
география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко.
— М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси-
пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и
др. – М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина,
вед.ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред.
М.Д. Аксёнова. – М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака-
ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
Интернет-ресурсы
www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США
www.wikipedia.org — сайт общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и
продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологическойслужбы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации