Слово категории состояния как часть речи (урок русского языка в 7 классе)
Слова категории состояния как часть речи
( урок русского языка. 7 класс)
Наталья Петровна Шаркова, учитель МОУ СОШ №7 муниципального района Давлекановский район.
Цель урока:
Формирование у учащихся умения находить слова категории состояния в предложениях, устанавливать их групповую принадлежность по значению, определять их синтаксическую роль в предложениях.
Оборудование:
Карточки, плакат с комментариями.
Ход урока:
Учитель: Фронтальный опрос учащихся:
- Что такое наречие как части речи? (примеры)
- Какие группы наречий вы знаете? (примеры)
- Чем различаются сравнительные степени имён прилагательных и наречий?
2) 2 ученика выполняют у доски работу по карточке:
Карточка № 1
Определить синтаксическую роль имён прилагательных и наречий.
а) Ласковей машет вершинами лес,
солнце приветливей смотрит с небес.
б) Человек твёрже камня, нежнее цветка.
в) Подальше положишь – поближе возьмёшь.
г) Тише воды, ниже травы.
Карточка №2
а) Встань раньше да шагни подальше.
б) Кто сильнее, тот и правее.
в) Поживёшь подольше – увидишь побольше.
г) Кто больше всех спит, тот меньше всех живёт.
Остальные учащиеся выполняют задание вместе.
Учитель: Найдите в предложениях имена прилагательные и наречия в форме сравнительной степени. Определите их синтаксическую функцию. Выделите суффиксы, при помощи которых образованы формы степеней.
а) Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев)
б) Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зелёной цветут;
На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Объяснение нового материала.
Учитель:
В русском языке есть слова, похожие по форме на наречия. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды, человека, давать оценку действиям. Такие слова обозначают часть речи – категорию состояния. Они не изменяются, т.е. не имеют окончаний.
Запись на доске:
Утро (каково?) солнечно и радостно. (краткая форма прилагательного)
Глаза светились (как?) радостно. (наречие)
На душе у ребят (каково? как?) было радостно. (слово категории состояния)
Учитель: Чем похожи слова категории состояния и наречия?
Ученик: Наречия и слова категории состояния отвечают на вопрос как? и не изменяются
Учитель: Чем они различаются?
Ученик: Они различаются синтаксическою ролью в предложении: наречия относятся к глаголу-сказуемому и являются обстоятельством, а слова категории состояния не зависят от других слов в предложении и являются сказуемым.)
Учитель: Что общего и чем различаются краткие имена прилагательные и слова категории состояния?
Ученик: Они являются сказуемыми; краткие имена прилагательные изменяются, слова категории состояния – нет.
Учитель: А теперь, ребята, оформим таблицу.
Значение слова категории
состояния
Примеры
1) состояние природы
Сегодня ветрено, солнечно, пасмурно, облачно, морозно.
2) состояние окружающей среды, обстановки
В комнате грязно, светло, сыро, накурено;
в коридоре душно, жарко, шумно, дымно, людно.
3) душевное состояние живых существ
Ему грустно, весело, страшно, тоскливо, совестно, досадно, обидно, смешно, стыдно.
4) физическое состояние живых существ и человека
Ему дурно, больно, тошно.
5) оценка действий
Можно, должно, нельзя, надо, нужно, возможно;
пора, время ждать.
6) морально-эстетическая
оценка действия
Грех думать, смех вспомнить, жаль расставаться.
7) пространственно –
временная оценка
Добираться далеко, близко;
идти поздно, ещё рано.
Учитель: Запишите предложения, определите значение слов категории состояния и их роль в предложении.
По голосу можно было много понять. (оценка действия)
Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч. (состояние окружающей среды)
Хорошо того учить, кто слушает. (физическое состояние живых существ)
Молодо – не созрело, старо – перезрело. ( Физическое состояние человека)
Можно начинать. Нужно выучить. Невозможно представить. (оценка действия)
Мирно и спокойно вокруг. (состояние среды)
Как хорошо, как сладко было на душе! Спокойно, тихо, светло! (физическое состояние человека)
Учитель: Слова категории состояния могут быть составной частью сложного предложения.
Запишите предложения, выделите в них грамматическую основу, составьте схемы предложений.
Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плёса был холодный, злой. (А.П.Чехов)
Тихо-тихо вокруг, и слышны малейшие шорохи и звуки.
Было тепло, легко, всё радовало – и воздух, и небо, и белые облака, и весенний простор.
В поле было холодно, туманно и ветрено, смеркалось рано.
Учитель: Конструирование предложений (составить сложное предложение, используя одну из его частей)
Свежо, и (ласковый ветер обдувает плечи, шею, голову).
Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и (мне захотелось побежать к морю и окунуться в воду).
(Сегодня у меня день рождения), и на душе у меня радостно.
Учитель: - Что нового вы, ребята, узнали на уроке?
- Что обозначают эти слова?
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру, передающее состояние человека, созвучное с настроением природы на одну из тем: «Зимнее утро», «Незапланированные каникулы», «Снег идёт».