Жизнь и творчество Б. Пастернака. Лирика поэта


План урока теоретического обучения
Дата: 17.03.2016 г.
Специальность: 19.01.17 Повар, кондитер
Предмет (дисциплина): Литература
Тема урока: Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика поэта.
№ урока: 76-77
Тип (вид урока): урок формирования новых знаний.
Цель урока:
Образовательная: формирование знаний студентов о жизни и творчестве Б. Пастернака, о философской насыщенности его поэзии.
Развивающая: совершенствование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков студентов; совершенствование навыков анализа стихотворения, развитие речи, мышления, воображения студентов; создание условий для формирования общих компетенций: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Воспитательная: создание условий для формирования общих компетенций: работать в коллективе, команде, эффективно общаться с однокурсниками; создание условий для творческого самовыражения студентов.
Метод(ы) обучения: наглядно-словесные, практические (групповая работа), репродуктивные (работа со стихотворным текстом).
Оформление: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина.
Междисциплинарные и внутрипредметные связи: русский язык, история, музыка, литература XX века.
Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебники.
По итогам обучения студент должен:
- знать жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака;
- иметь представление о философской насыщенности поэзии Б. Пастернака;
- уметь анализировать стихотворные тексты;
- иметь навык выразительного чтения текстов, применения своих знаний на практическом занятии.

Ход урока:

Набор модулей
урока (с указанием продолжительности) Деятельность преподавателя Деятельность студента Формирование
ОК
Средства обучения и контроля
Организационный момент
(2 мин.)
Приветствие, проверка отсутствующих студентов.
Краткое вступительное слово преподавателя Приветствуют преподавателя, настраиваются на образовательный процесс. ОК 2 Журнал, тетради, тексты стихотворений, учебник.



Актуализация
опорных знаний
(5 мин)




- Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Где начать? Чем закончить? И вообще, можно ли начинать и заканчивать то, если то, о чём я говорю – душа? А душа есть везде, всюду, вечно… Душа поэта, душа поэзии, душа вечности.
Б.Л.Пастернак – один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, В сердечной смуте До сущности протекших дней До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины»
Именно так определил свое жизненное и творческое кредо Б.Л. Пастернак.

Слушают преподавателя.

ОК 2, ОК 3
тетради, тексты стихотворений, учебник, презентация,
слайд № 1.
Формирование
нового
понятия (способа действия)
(25мин.)

















































































































































































































































Физминутка (2 мин)
- Запишите сегодняшнее число и тему урока
«Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.».
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Бориса Леонидовича Пастернака, а также с его лирикой, будем
совершенствовать
выразительное чтение и умение анализировать
стихотворные
произведения.
Мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак – атмосферу музыки, живописи, философии, и, конечно же, поэзии. В процессе урока вы должны записывать ассоциации, которые вызовет у вас лирика Бориса Пастернака.
а в конце урока каждый из вас мне их озвучит.

- На прошлом уроке я задавала индивидуальное задание некоторым студентам: приготовить сообщение о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака. Давайте послушаем выступление.

- Сегодня на уроке мы  прочтем и проанализируем два стих-я Б. Пастернака: одно из ранней лирики поэта, а другое из более поздней, для того, чтобы мы смогли проследить внутренние переживания и отношение поэта к поэзии в разные периоды его творчества. стихотворений Б. Пастернака. Для этого я разделю вас на две группы, каждая группа будет анализировать свое стихотворение, а что значит проанализировать стих-е - выяснить о чём оно, что хочет показать автор, объяснить художественные приёмы, выразить своё отношение к стихотворению. Ребята из других групп могут дополнять ответы отвечающей группы. Я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.

- Высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла была для поэта природа, выступающая в качестве образца. И воспринимается она не как тема, а как источник человеческой жизни: обращение к природе позволяет понять, объяснить события, происходящие в мире, в человеческой судьбе.
Пастернак ощущает себя частичкой природы. «Его грудь заполнена природой до предела, - говорила о поэте Марина Цветаева. - Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю - и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».
Природа у Пастернака - не фон для чувств героя, природа для него - это единое целое, а он - часть этого целого.
«Вы - явление природы, - писала поэту близкий друг М. Цветаева. - Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком».
Ранняя лирика Пастернака наполнена почти языческим поклонением природе. И уже тогда Пастернак стремится вывести в центр поэзии человека с его желаниями и заботами, любовью к природе, глубоким гуманизмом. Обратимся к стиху, которым открываются все сборники поэта.
Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать»

- У вас на партах лежит листок со стихотворениями поэта. Найдите это стихотворение, прочитаем его все вместе, а ребята первой группы проанализируют его.

- Вопросы:
1. О чем это стих-е?
2. Какие мысли и чувства рождает это произведение?
3. Докажите, что в этом стихотворении ощущается влияние символизма на
творчество Пастернака?
Но для начала все вспомним, что такое символизм?
4.   Найдите в стих-е образы-символы. Что они олицетворяют?
5. Какие объединения слов стали для вас неожиданными?
6. Каким цветом ассоциируется весна у поэта. Что символизирует этот цвет?
7. Обратите внимание на большое количество глаголов, что не присуще поэзии. Как вы думаете, какая их роль в этом стихе. Какие глаголы создают ощущение движения? Что они символизируют?
8. Какой же он, лирический герой Пастернака, к чему стремится?
- Мы называем поэзию Пастернака музыкальной. Докажите это.
9. Какими же звуками наполнено стих-е?
- Вспомним, как называется частое повторение согласного звука в слове? (Аллитерация).
10. Скажите, а какие еще звуки повторяются?

- Значит, в стих-е есть несколько аллитераций. Это уже система, а система аллитераций называется звукописью.
Звуки рождают слова, слова - мысли, раздумья на «вечные темы. Это стих-е
воспринимается как крик первых
весенних грачей и как крик души, которая осознала свою творческую силу и захотела об этом рассказать миру.


ФИЗМИНУТКА
(включить видеоролик с песней «Снег идет»)



- Творческий путь у Б. Пастернака был нелегким. Особенно тяжелыми для него были последние три года перед смертью (умер в 1960 г.). Семь долгих лет он писал свой главный роман «Доктор Живаго», понимал, что в Советском Союзе его не напечатают по политическим соображениям. Роман был напечатан в Италии и переведён на 24 иностранных языка.
Его высоко оценили. Шведская академия присвоила ему Нобелевскую премию. Это самая почётная в мире награда для писателя.
Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии. Среди поздних стихов Пастернака немало посвященных зиме: многие из них можно назвать итоговыми «После перерыва», «После вьюги», «Снег идет». Мы остановимся на стихотворении «Снег идет». Прочитаем его совместно, а представители второй группы его проанализируют.

- Вопросы:
1. О чём это стихотворение?
2. Только ли погоду имеет в виду здесь автор?
3.Обратите внимание во второй строфе на слово смятенье. Что оно означает («Смятение» - «сильное волнение, возбуждение, тревога, вызванные борьбой противоречивых чувств»)?
4. Что находится в смятенье?
5. Прочитайте вслух четвёртую строфу. Что заметили интересного?
6. Какой литературный приём в третьей и четвёртой строфах создаёт атмосферу сказки, тайны?
7.Найдите в стих-е слово убеленный. Дайте ему прямое и переносное значение, опираясь на текст стихотворения. Кого можно назвать такими словами?
8. И заканчивается стихотворение важными словами «перекрестка поворот». Почему?
- Подводя итог, хочется спросить всех ребят:
О чём это стихотворение? Каков был замысел поэта?
10. Какое настроение пытается выразить Пастернак в стихотворении?
11. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Слушают преподавателя, делают записи в тетради.


































Сообщение студентов с использованием презентации, остальные студенты слушают выступление.





Слушают преподавателя.








































Слушают преподавателя
































































Приступают к чтению и анализу стихотворения.





Студенты 1 группы анализируют стихотворение, отвечая на вопросы.
















































Слушают преподавателя
























Студенты
расслабляются под музыку, просматривая видеоролик


Слушают преподавателя













































Студенты 2 группы анализируют стихотворение, отвечая на вопросы.

















































ОК 3.
тетради, тексты стихотворений, учебник
слайд № 2.



































тетради, тексты стихотворений, учебник
слайд №3-17









тексты стихотворений









































Тексты стихотворений
































































текст
стихотворения
«Февраль. Достать чернил и плакать!»



















































































видеоролик






















































Текст
Стихотворения «Снег идет»,























































Обобщение и систематизация материала (закрепление опорных знаний)
(3 мин.)
-При всем различии двух стихотворений Б.Л. Пастернака о поэзии вы ощутили, насколько ответственно относится поэт к своей миссии в нашем мире. Путь поэта, писателя труден, жертвенен (буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать
и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию), но он должен быть пройден во имя людей, ибо поэзия есть жизнь, а жизнь – поэзия.

-Подводя итог урока, ответьте на один вопрос:
Какова философская тематика сти-ий Пастернака? (его стих-я-это всегда размышления о природе, творчестве, любви. Это три ценности, которые составляют смысл жизни поэта)

-Итак, давайте посмотрим, достигли ли мы целей сегодняшнего урока:
1. Мы познакомились с жизнью и творчеством Б.Пастернака, с его лирикой;
2. Мы прочитали и проанализировали два его стих-я;
3. Проникли в атмосферу музыки, философии, в которой жил и творил писатель.

Слушают преподавателя.



























Отвечают на вопрос
преподавателя.










Слушают преподавателя, дают анализ уроку. ОК 3 Тексты стихотворений.












































Слайд №1
Инструктаж по выполнению домашнего задания
(2 мин)




Выставление
оценок (3 мин) I. уч.с.307-309 [2], ответить на вопросы , выучить стих- е «Нобелевская премия»


II. Спасибо за работу. Вы были талантливыми читателями и внимательными слушателями. Особенно хочется отметить…
(Комментирую оценки).
Записывают домашнее
задание в тетради.




Слушают преподавателя
ОК2, ОК 3 Тетради







Рефлексия
(3 мин) - Ребята, и сейчас не угасает интерес к песням на стихи Б.Пастернака, одна из самых популярных песен «Зимняя ночь». Это стих-е из романа «Доктор Живаго», который мы будем с вами изучать на следующем занятии.
В начале урока вы записывали себе ассоциации, которые вызвала у вас лирика Пастернака.
Сейчас каждый из вас мне их озвучит. Но перед этим я вам включу романс-видеоролик «Зимняя ночь», в исполнении Н.Носкова, который поможет вам сосредоточиться в своем ответе. Слушают преподавателя,
высказывают
свои впечатления, ассоциации по лирике Пастернака. ОК 3, ОК 6
романс-видеоролик.