Классный час по теме: Письма в Великой Отечественной войне


Классный час по теме «Письма в Великой Отечественной войне»Цель:
формирование чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.Задачи:1. Организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;2. Научить делать конверт…3. Написать письма…Планируемые результаты- личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;-метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельностиОборудование: проектор, монитор, бумага для складывания треугольников, тексты для чтения и работы в группах, фото треугольных конвертов времен Великой Отечественной войны, клип « Письма с фронта», запись песни «В землянке».
Ход мероприятия.1.Учитель: На классный час принесла вам конверты. (Показываю два конверта: современный и треугольный.)
Скажите, что у них общего? Чем отличаются?
Сегодня мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.
Целеполагание:
Вчера после экскурсии в музей, ребята задавали вопросы о письмах – треугольниках.
-Что бы вы хотели узнать? (Сегодня мы будем искать ответы на ваши вопросы)
!У вас будет возможность получить ответы на следующие вопросы.
(Вопросы на листах, на доске)
1. Когда, чем и на чём писались фронтовые письма?
2.Интересные случаи, связанные с фронтовым письмом.
3. Как приходили письма, если у военной части не было постоянного адреса?
4.Почему письмо треугольной формы? А как сложить такое письмо? Слайд№1
2. Работа с текстом.
Договоритесь, на какой вопрос будет отвечать ваша группа.
По одному представителю от группы подойдите и выберите № вопроса и текст с информацией (карточки 1,2,3,4).
(Тексты, вопрос и бумага в файле для каждой группы). Пожалуйста, приступайте к работе.
3.Работа в группах. (8 мин.)
4.Слушаем ответы на вопросы (10 мин.)
После ответа на 1вопрос. Слайд №2
Учитель: Бойцы берегли письма, носили их в нагрудном кармане (поближе к сердцу), читали и перечитывали, стирая до дыр бумагу. И с нетерпением ждали новых весточек из родного дома.
В каждой строчке писем видна любовь к своим родным, близким людям. А какими нежными, ласковыми словами они начинаются: «Дорогая моя женушка», «Моя душенька», «Моя милая», «Моя родная», «Многоуважаемая супруга Соня», «Дорогие уважаемые родители»…и потом обязательно: «Жив, здоров…» Писем ждали. Очевидцы вспоминают, что солдаты плакали, целовали конверты, полученные из родного дома.
После ответа на 2 в. Слушаем песню «В землянке» Слайд №3.
После ответа на 3 в. Слайд №4.
Учитель: Получение письма для солдата было самым важным событием. Их интересовало всё: здоровье родных, чем и как питаются, судьба знакомых и соседей. А тысячи женщин ждали фронтового письма. Пришел солдатский треугольник, значит муж, или сын, или брат – жив и здоров! По данным Управления военно-полевой почты, в годы войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. А всего за Великую Отечественную войну было переправлено около 6 миллиардов писем.
После ответа на 4 в.
Учитель: У всех получились конверты – треугольники.
5. Пишем письмо.
Послушайте письмо вашего ровесника солдату в армию. ВИДЕОКЛИП. (Учитель читает письмо)
В эти праздничные дни люди пишут письма.
Кому мы можем написать письмо в честь праздника Победы?
Ветерану войны, солдату в армию, солдату войны.
Предлагаю и вам попробовать написать такое письмо. А на уроке технологии каждый оформит конверт, и письма отнесём в Городской совет ветеранов и военкомат.
6. Ребята читают написанные письма (по желанию).
7. Вывод.
Фронтовые письма разные, но и очень похожие. В большинстве фронтовых посланий отразился повседневный ратный труд: война как тяжелая работа, за освобождение Родины от врага. Читая эти письма, мы понимаем, что выиграли ту войну обычные люди, которым было страшно, больно, холодно. Но они всё вынесли, и каждый стал героем.
(Фронтовые письма спасали наших воинов , поднимали их боевой дух, помогали солдатам хоть немного отвлечься от тягот войны. Солдатские треугольники – это страницы нашей истории. Они обращены к каждому из нас: «Берегите Родину - она у вас одна и навсегда!»)8. Рефлексия. Сейчас, ребята, продолжите эти предложения.
(Запись на доске)
Я СЕГОДНЯ УЗНАЛ (А )…
Я СЕГОДНЯ ПОНЯЛ (А) …
МНЕ БЫЛО…
Эту работу мы продолжим на уроке технологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание для группы № 1
1.Прочитайте текст:
Фронтовые письма писались в госпиталях, в перерывах между боями, в окопах, в блиндажах, когда выдавалась у солдата минутка, что бы отдохнуть и вспомнить о своих родных и близких. На передовой с бумагой было трудно, поэтому письма писали на всем, на чем только можно: на тетрадных листах, картоне, упаковочной бумаге. Поскольку бумага на фронте была на вес золота, послание писалось мелкими буквами, заполнялось текстом всё свободное пространство листа.
Писали фронтовые письма преимущественно простым или химическим карандашом, в лучшем случае, из госпиталя чернилами и перьевой ручкой.
Писали письма родителям, жёнам, сестрам и братьям, но чаще писали своим мамам.
2.Ответьте на вопрос: ……
3.Зачитайте отрывки из писем.
«Уважаемые мои родители! Бьем врага, приближая час победы. В этом большая и ваша заслуга, что вы даете нам все необходимое. Ну, ничего! Надо только поднапрячь все свои силы для полного разгрома ненавистного врага…
Июль 1944, Румыния»
(Фрагмент из письма солдата Селиванова Ивана)
«Дорогая женушка. Писать много – нет времени. Около двух недель я не получаю от тебя писем. Дьявольски досадно.
Наш полк - вступил в бой. Бьёт немцев изо всех сил.. Рев моторов над головой не прекращается ни днем, ни ночью. Душой не слабну. Ночь стоял на посту, прислушивался и … думал о тебе. Целую и обнимаю всех. Ваш Евгений Селетков. 9.08.1942.»
(Из письма Евгения Селеткова.)
«Добрый день, любимая мама! С приветом твой сын… Мама, пишу, тороплюсь: предстоит огромный бой, и перед боем получил письмо. Это большая помощь для человека, ибо в таких случаях он готов крушить все за родную мать, за ее слезы, за детей, за невест, за народ своей Родины, который не покладая рук, работает на нас, а мы деремся за народ… 4.07.42»
(Фрагмент из письма Виктора Шушарина.)
Задание для группы № 2
1.Прочитайте текст:
Во время войны были интересные случаи связанные с письмами солдат. В письмах солдаты писали и стихи.
Прочитайте стихотворение.
Бьётся в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза.И поёт мне в землянке гармонь,Про улыбку твою и глаза.Про тебя мне шептали кусты,В белоснежных полях под Москвой,Я хочу, чтоб услышала ты,Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,Между нами снега и снега.До тебя мне дойти нелегко,А до смерти - четыре шага.Пой, гармоника, вьюге назло,Заплутавшее счастье - зови.Мне в холодной землянке тепло,От твоей негасимой любви.
Что напоминает это стихотворение ?Такое Письмо в стихах, написал Алексей Сурков своей жене после выхода из окружения, осенью 1941 года. А через год, композитор Константин Листов, это стихотворение превратил в песню «В землянке». Песню, которая стала лирическим символом Великой Отечественной.
Приготовьтесь рассказать об этом интересном факте ребятам.
Задание для группы № 3
1.Прочитайте текст:
С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Почте придавалось большое значение. Солдаты отправляли письма родным и получали весточки из дома.
Воинские подразделения постоянно передвигались, и у частей не было постоянного адреса, поэтому каждой войсковой части был присвоен свой пятизначный номер полевой почты. Он записывался на наружной нижней стороне конверта. Каждый солдат точно знал свой номер полевой почты.
Письма были самыми дорогими, самыми важными в годы войны. Без них невозможно было выжить и сохранить себя.
2.Ответьте на вопрос: ……
3.Обьясните на письме где писали адрес назначения, а где номер полевой почты.
ПОКАЗАТЬ ОБРАЗЕЦ.
Задание для группы № 4
1.Прочитайте текст:
В первые недели войны люди столкнулись с проблемой – нехваткой обычных конвертов. Солдаты придумали бесконвертные письма – знаменитые треугольники. Письма складывались простым треугольником.
На письмо-треугольник марки не требовалось, письмо не заклеивалось. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный адрес. Обратным адресом был номер полевой почты, пятизначное число.
Письма не заклеивались, потому, что все они в обязательном порядке просматривались военными проверяющим. После проверки на конверт ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
2.Ответьте на вопрос: ……
3. Сложите по инструкции конверт – треугольник.
ИНСТРУКЦИЯ:
1.Берём верхний правый угол – сгибаем его к левой стороне прямоугольника.
2.Затем верхний левый угол -сгибаем к нижнему правому.
3.В нижней части прямоугольника остались два уголка – сгибаем их вперёд.
4.Оставшуюся нижнюю часть заправляем внутрь.
4. Научите это делать ребят класса.
Схема выполнения письма – треугольника.

ВОПРОСЫ
1.Когда, чем, на чём писали фронтовые письма?
2.Интересные случаи, связанные с фронтовым письмом.
3.Как приходили
письма, если у военной части не было постоянного адреса?
4.Почему письмо треугольной формы? Как сложить такое письмо?