Конспект Любовная лирика Есенина

Любовная лирика С.Есенина
Цели работы:
исследование системы изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом;
выявление особенностей образного мышления поэта на определенном этапе его творческого пути;
обогащение словарного запаса старшеклассников за счет работы с изобразительными средствами, воспитание поэтической зоркости.
Ход работы
Вступительное слово. Слово «любовь» для русского поэта из одного ряда с такими словами, как «жизнь», «родина», «смерть», «бытие», «добро», «зло», «свет». Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить строки Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова. И Сергея Александрович Есенина невозможно понять, если не говорить о. теме любви в его лирике.
Исследований лирических текстов в этой лабораторной работе предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворении поэта.
Словарная работа:
Имажинизм.
Выявление жизни через образ».
Имажинизм (от англ., image образ) литературное течение, которое возникло в России в первое послереволюционное десятилетие. «Единственным несравненным методом - выявление жизни через образ и ритмику образов». На первый план в эстетике имажинизма выдвигался образ «слово-метафора». Оно шокировало новизной восприятия, оно соединяло отдаленные по знанию и предметы или явления.
1 Скирда большой, обычно продолговатый стог сена (соломы) или сложенные по особому способу снопы хлеба для хранения под открытым небом.
2 Риза 1) верхняя одежда, облачение священника при богослужении; 2) оклад на иконах, накладная одежда на образах, покрывающая выпуклой чеканной работой всю доску, кроме тела.
3 Посолонка пропитанная солью земля.
4 Заболъная, забольно завидно, досадно на людей глядя.
5 Подог батог, палочка, трость подручная для ходьбы.
6 Выть пай, доля, участок, надел земли, луга.
7 Гать дорога по топкому или песчаному месту, заваленная хворостом, соломой, землей.
8 Веретье здесь: не заливаемая во время разлива возвышенность на покосе вдоль реки.
9 Таган подставка для котла в виде железного обруча на ножках для приготовления пищи на открытом огне.
10 Кукан островок, появляющийся во время спада воды в реке.
11 Дрёмная от слова «дрёмы» сны, видения, грёзы, мечты, игра воображения. Дрёмные песни песни, в которых находят отражение мечты поющего.
12 Корогод хоровод.
13 Лёха гряда, ряд, порядок, полоса, борозда, межа.
14 Купель само слово «купель» означает купальный водоем, сосуд для погружения крещае-мого. По-видимому, Есенин имеет в виду растение купальницу, купавку, т. е. лютик или бубенчик, кувшинку, кубышку, которая растет на болоте. Использование слова «купель» поэтически оправдано благодаря лексическому ряду «вечерня, смирна, ливан, волхвы», который подчеркивает пантеистичность (пантеизм религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, со всем мирозданием) воззрений поэта.
15 Куга болотное круглостебельное безлистное растение, губчатый тростник, осока.
16 Смирна смолка, пахучая древесная смола, которая служит для окуривания, дымления.
17 Ливан то же, что ладан пахучая смола.
18 Наумяк то же, что наумёк наобум, наугад, с маху.
Прослушаем песню «Тихо струится река серебристая» в исполнении трио «Реликт» и убедимся, что её написал поэт- имажинист.
В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает все то, что его окружает: ярче его радость и сильнее боль.
Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим три периода в жизни Есенина.
19141915 гг. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но дает силы жить и творить. В эти годы поэт создает самые светлые свои стихи.
19201921 гг. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, «темные» метафоры определяют характер поэзии.
19241925 гг. Последние годы жизни. Поэт не ждет от нее подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком «прям», слишком обаятельный, слишком шумный во всем слишком.
Итак, первый период «светлый», второй «темный», третий ... ? Вот на этот вопрос вам и предстоит ответить в ходе лабораторной работы.
Каково было мироощущение поэта в последние годы жизни? Каким предстает лирический герой Есенина 19241925 годов?
Выделенные образы мы будем оформлять в виде таблиц по каждому из периодов. Например:

19141915 годы
Эпитеты
Метафоры, олицетворения
Сравнения





Эпитет художественное определение, направленное на изображение предмета, явления, на показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков.
Метафора троп, представляющий собой перенос значений по сходству; в основе имеет неназванное сравнение.
Олицетворение стилистический прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
Сравнение прием, основанный на сопоставлении явления или понятия: (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отнощении признак объекта сравнения.
Помните, что по форме сравнение не исчерпываются оборотами со сравнительными союзами. Часто они содержат форму творительного падежа, существительного в роли именного сказуемого или приложения, оборота с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия.
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, / Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что за гляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви: весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913-1915).
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. Прослушайте стихотворения, написанные Есениным в первый период творчества. Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в приведенных поэтических текстах интepecующие нас образы и оформите в виде таблицы.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. Каков образ любви и отношение к ней поэта в стихотворениях 1914 1915 годов? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. Прочитайте стихотворения, написанные в 19201921 годах. Подберите эпиграф к таблице и запишите в нее наиболее характерные образы, отражающие мироощущение Есенина в этот период творчества.
ЗАДАНИЕ четвёртое. Как воспринимает поэт окружающую его действительность? Какие из выписанных вами образов ярче всего передают трагическое восприятие Есениным перемен, происходящих в российской деревне.
Вывод:
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупо е счастье»):
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
ЗАДАНИЕ пятое.
Прочитайте стихотворения, написанные в последние годы жизни поэта. Выпишите в таблицу наиболее характерные образы, подберите эпиграф из стихотворений. Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):
Сыпь, гармоника. Скука... Скука...
Гармонист пальца льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хошь?
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до жив отной потребности, но в конце стихотворения жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».
Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:
Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
ЗАДАНИЕ ШЕСТОЕ. Составьте 68 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 19241925 годы. Постарайтесь, чтобы в ваших словосочетаниях были разные виды связи (согласование, управление, примыкание).
ЗАДАНИЕ СЕДЬМОЕ. Выпишите все цветообразы (слова, корни которых обозначают цвет) из стихотворений каждого из периодов, сгруппируйте и оформите по образцу:
19141915 гг. «Скирды солнца», «зеленя»,
«синий плат небес» и т. д.
19201921гг. «Золотистое пламя», «телесного воска свеча» и т. д.
19241925 гг. «Дом с голубыми ставнями»,
«серенький ситец небес» и т. д.
Используя эти записи, составьте таблицу по образцу, помещенному ниже. В первую колонку вы можете добавить цвета и оттенки. В остальных столбцах укажите количество встреченных вами цветообразов.
Цвета и оттенки
I период
II период
-III период

золотой желтый рыжий ржавый




синий голубой




красный кровавый цвет зари розовый




Прокомментируйте таблицу, ответив на вопрос: «Какие выводы об эволюции палитры поэта можно сделать?»
ЗАДАНИЕ ВОСЬМОЕ. Определите, какие типы текста представлены в стихотворениях Есенина, обратившись к каждому стихотворению из заданий 1, 3, 5. Оформите так:
I период.
«Край любимый! Сердцу снятся...» описание.
«Топи да болота...» описание и т. д.
Сделайте вывод о том, какие типы текста преобладают в каждом периоде. С чем, по-вашему, это связано? Какие из стихотворений вы могли бы определить как элегии?
Напоминаем, что «элегия стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби» (По кн.: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности). Как правило, своеобразным конфликтом такого стихотворения является столкновение лирического героя с непреодолимыми препятствиями (неизбежностью старости и смерти, неразделенным чувством, ударами судьбы и т. п.).
С чем, на ваш взгляд, связано появление элегических мотивов в творчестве любого поэта, в том числе и Есенина? «Персидские мотивы» (1924-1925) попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина к Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тояальность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в яерсидскои лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.
Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой двет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны» «Персидские мотивы» противовес «Москве кабацкой»:
Улеглась моя былая рана
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем. Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи,
Путник, в лазурь уходящий,
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Символом персидской красоты и любви является образ розы:
«Тихо розы бегут по полям...»;
«Губы к розам так и тянет, тянет»;
«Лепестками роза расплескалась»;
«Красной розой поцелуи веют,
/ Лепестками тая на губах».
Однако Персия в художественном воображении поэта лишь временный покой. Одна из тем цикла ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних
/ На цепи не держим, как собак»;
«Как бы ни был красив Шираз, /
Он не лучше рязанских раздолий»;
«Там на севере девушка тоже /
На тебя она страшно похожа»;
«Сердцу снится страна другая».
Вспомним «Соловьиный сад» Блока. Персидский «сад» Есенина (и там есть «песня соловьиная», «розу кличет соловей») не более чем миф, греза. Постепенно наступает разочарование:
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья...
Глупое сердце, не бейся.
Многие видел я страны, Счастья искал повсюду, Только удел желанный Больше искать не буду. Глупое сердце, не бейся.
Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет динамику, развитие чувств и настроений лирического героя.
IV. Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924)
Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 19241925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня.
Какова основная тема этого произведения?
(Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только разделенные отточием, но и про тивопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, «плачевное» непонимание смысла происходящего и «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».)
Каковы особенности размерного строения поэмы? (Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:
Я стал не тем, Кем был тогда...
Простите мне... Я знаю: вы не та...)
Каким мы видим лирического героя в этом произведении? (Герой, подписывающийся под письмом: «Знакомый ваш / Сергей Есенин», максимально приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только две автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни «русский кабак», и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «Вразвороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.)
Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков... был / И что... сталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой» свое состояние «тогда» «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел / Катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несет нас рок событий...
Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, / Пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствия, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры и поддержки, ее отпугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья с кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем...»).
Суть нового взгляда на мир состоит в приятии исторической закономерности поиска «новой жизни», «новой славы». В современных общественных преобразованиях герой увидел стремление воплотить вечные ценности «вольность и светлый труд». Такая оценка событий, ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу / Лица не увидать. / Большое видится на расстоянье») привела к изменению общественной позиции:
Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик...
Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта?
Как понимаете определение яростный? Какой смысл приобретает это слово в данном контексте?
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Согласие с ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями. Несмотря на оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой женщине, отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось» «теперь», он готов винить во всем только себя:
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше...
Простите мне...,
не решаясь вмешиваться в ее жизнь: Живите так, Как вас ведет звезда...
Важным следствием исторического взгляда на современные события является оценка «рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого периода, как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы», 1924). Авторские представления о «Суровом гении» «страны родной» («Ленин», 1924) связаны с пушкинскими мотивами.
Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью: Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность!
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Ведь знаю я и знаешь ты, Что в этот отсвет лунный, синий На этих липах не цветы -На этих липах снег да иней. Что отлюбили мы давно, Ты не меня, а я другую, И нам обоим все равно Играть в любовь недорогую. Но все ж ласкай и обнимай В лукавой страсти поцелуя, Пусть сердцу вечно снится май И та, что навсегда люблю я.
Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
V. Прослушивание романсов на стихи С. Есенина в исполнении ансамбля «Реликт»
15