Разработка урока по теме Увеличительные приборы.
Биология 5 класс
“Прибор, открывающий “невидимое”.
Тема урока:Увеличительные приборы.Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока(для учителя): сформировать представления об увеличительных приборах, их видах и значении в изучении объектов природы.Планируемый результат: Познакомиться с различными увеличительными приборами, их характеристиками, значением для изучения объектов,формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение увеличительных приборов
Задачи урока:Воспитывающая-воспитать культуру общения обучающихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.Развивающая- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы обучающихся,научить находить необходимую информациюОбучающая-познакомить обучающихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, изучить правила работы с увеличительными приборами; сформировать умение пользоваться простейшими увеличительными приборами, научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержание Конспект УУД
1.Мотивирование (самоопределение)к учебной деятельности:
2.Актуализация знаний и фиксированиеиндивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.
3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)
4.Реализация построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Физкультминутка
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу
7.Включение в систему знаний повторения.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта об увеличительных приборах?
Зачем нужны увеличительные приборы?
Для изучения, каких объектах они используются?
Назовите эти приборы? А умеете ли вы пользоваться ими?
Кое-что об увеличительных приборах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать.
Во время урока мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, микроисследователями.
Класс делится на группы.
Группы получают задания
Изучите историческую справку, пользуясь учебником (с.16), энциклопедией юного биолога.
Найти в учебнике информацию о лупе.
Изучаете устройство микроскопа (рис. 14)
Учащиеся отвечают на вопросы , вначале в группе, а потом учителю
Ответьте на вопросы:
Восстановите историческую справедливость. С фамилиями каких исследователей сталкиваемся, когда изучаем вопросы, связанные с микроисследованиями?
Что вы знаете о лупе ? Во сколько раз увеличивают объект лупа?
Назовите основные части микроскопа.
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.А потом их развернемИ к себе скорей прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.
Заполните таблицу. (Таблица выводится на экран), потом проверяется.
Век, год Ученый Достижение
Изобретение микроскопа,
Какие увеличительные приборы вы знаете .Строение микроскопа
Работа с лупой по заданию (работа выполняется индивидуально)
Возьмите лупу, положите ее на книгу, постепенно поднимайте лупу, глядя на буквы через стекло. Как меняется картинка, которую вы идите?
Возьмите обе лупы, соедините их вместе и посмотрите через них на текст. Постепенно увеличивайте расстояние между лупами, добиваясь наиболее четкого изображения. Изменится ли размер букв по сравнению что вы видели в каждую из луп по отдельности?
Работа с микроскопом (работа в парах)
Учащиеся рассматривают устройство светового микроскопа, выявляют способ определения увеличения светового микроскопа.
Выполнение лабораторной работы №1 по инструктивной карточке ( используя учебник), оформление работы в тетради, работа выполняется в парах или индивидуально.
Есть ли у вас затруднения?
На чем стоит остановиться еще раз?
Чему мы научились на этом уроке?
Выполнили мы задания, полученные от литературного героя?
Давайте вернемся к литературному герою ,Вы поняли Кто же нам с вами написал письмо.
А что дальше? Мы узнали, как устроены увеличительные приборы, научились рассматривать объекты с помощью ручной лупы и светового микроскопа
Посмотрите на доску. Чем мы будем заниматься на следующих уроках?
Учащееся видят таблицу "Увеличительные приборы", а под ней - таблица "Строение клетки". Учитель предлагает приоткрыть первую таблицу - видна вторая таблица, следовательно учащиеся подтверждают свой вывод: мы будем изучать строение растительной клетки. Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.
Формирование умения владеть смысловым чтением.
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
1.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное..Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные: оценка личностного продвижения к цели.Регулятивные: контроль, коррекция.