Методическая разработка классного часа для 1 класса «Учимся пользоваться календарем»
Методическая разработка классного часа для 1 класса «Учимся пользоваться календарем»
Методические рекомендации. Занятие способствует закреплению у детей временных представлений; развивает внимание, память, мышление; формирует навык работы с календарем.
Оборудование: календари для каждого ученика за текущий год, наборы карточек с сокращенными названиями дней недели, рисунок сжатой ладони, анкеты для самостоятельной работы.
Учитель. Отгадайте загадку: «Сам дней не знает, а другим их указывает». (Календарь.)
Сегодня мы будем учиться пользоваться календарем.
Разминка.
➢ Сколько месяцев в году? (12)
➢ Сколько дней в неделе? (7)
➢ С какого месяца начинается год? (С января.)
➢ Каким месяцем заканчивается год? (Декабрем.)
➢ Полгода — это ... месяцев. (6)
➢ Год делят на два полугодия два месяца: ... и ... . (Июнь и июль.)
➢ Кто поляны красит белым
И на стеклах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима.)
➢ Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой — улей — пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной.)
➢ Клены смотрят удивленно:
Маляра и краски нет...
Кто окрасил их, зеленых,
В красный цвет? (Осень.)
➢ Солнце печет, липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
Учитель. Ребята, посмотрите на календарь. Что мы видим на нем, какие обозначения? (Названия месяцев, названия дней недели, числа.)
Значит, для того, чтобы научиться пользоваться календарем, нужно хорошо знать эти обозначения. Давайте повторим их. Послушайте стихотворение Ю. Чернова.
Календарь природы
Открой, читатель, календарь —
И снегом запуржит январь.
А в седогривом феврале
Кружит поземка по земле.
Проталинками встретит март —
Весны рождающийся старт.
Апрель — и солнце шлет лучи
Поют, звенят, бегут ручьи.
А вот и май, зеленый май.
Ночь соловьиную встречай!
Июнь. Как ртуть, дрожит роса,
Блестит на солнышке коса.
В июле, влагой налитой,
Поднялся колос золотой.
Приходит август — друг садов,
Деревья гнутся от плодов.
За ним, справляя сентябрины,
Зардели ягоды рябины.
Пришел октябрь — поджег леса,
Надвинул низко небеса,
Чтоб в ноябре встречали мы
Метель — разведчицу зимы.
И год венчая, в декабре
Весь мир как будто в серебре.
А теперь проверим, насколько внимательны вы были.
Вопросы.
➢ В каком месяце кружит поземка по земле? (В феврале.)
➢ Когда звенят ручьи? (В апреле.)
➢ Какой месяц — друг садов? (Август.)
➢ Какой месяц «поджигает» леса? (Октябрь.)
➢ В каком месяце весь мир как будто в серебре? (В декабре.)
Учитель. Все месяцы можно распределить по временам года. Сколько времен года вы знаете? Какие? Давайте вместе разгадаем кроссворд, который так и называется — «Времена года». (Кроссворд начерчен на доске.)
По вертикали.
1. Наступает за весной,
Мир становится цветной.
Море солнечного света.
Ну, конечно, это — ...
2. К нам придет после зимы,
Очень-очень рады мы.
Говорят, она «красна»,
Называется ...
По горизонтали.
3. К нам приходит после лета,
И ее дождливей нету.
Мало солнца, хоть и просим,
Ну, конечно, это — ...
4. После осени приходит,
Песню снежную заводит,
Вся земля белым-бела,
Называется ...
Учитель. Сейчас я буду читать отрывок из какого- либо произведения, а вы должны догадаться, о каком времени года идет речь, и показать в календаре три месяца, относящиеся к этому времени года.
«На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья». (По И. Соколову-Микитову.)
➢ «Вот мы с сестренкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая елка. А под елкой лежат подарки. А на елке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки». (М. Зощенко.)
➢ «Далеко-далеко разносилась песня жаворонка по полям, по лутам и даже по глухим лесным чащобам. Заслышав эту песню, торопливо полезли из своих норок, из щелок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода». (По Г, Скребицкому.)
➢ «Я надела поясок,
Подвязала туесок,
Побежала по малину
Через луг, через лесок». (Е. Благинина.)
Учитель. Найдите закономерность в каждой строке:
а) сентябрь, октябрь, ноябрь (осенние месяцы);б) февраль, март, апрель, май, июнь (месяцы, идущие друг за другом);в) декабрь, март, июнь, сентябрь (первые месяцы каждого времени года).
Найдите ошибку в порядке следования месяцев:
а) февраль, март, апрель, май, июль, июнь (июль и июнь нужно поменять местами);
б) июль, август, сентябрь, ноябрь, декабрь, январь (пропущен октябрь);
в) декабрь, январь, февраль, май, апрель, март (май и март нужно поменять местами).
Учитель. Повторим названия дней недели и порядок их следования. (Дети называют дни недели хором в порядке их следования.) Поиграем. Догадайтесь, о каком дне недели я говорю, и покажите карточку с соответствующим обозначением. (Можно пользоваться календарем как подсказкой.)
➢ Это последний день в неделе. (ВС.)
➢ Он стоит между вторником и четвергом. (СР.)
➢ Он следует за субботой. (ВС.)
➢ Он начинает неделю. (ПН.)
➢ Этот день предшествует среде. (ВТ.)
➢ Он находится между четвергом и субботой. (ПТ.)
➢ Он занимает такое место, что ему предшествуют три дня от начала недели, а за ним следуют еще три дня до конца недели. (ЧТ.)
Учитель. Потренируемся находить в календаре нужные числа и будем называть день недели, на который они приходятся.
23 апреля, 8 нарта, 14 сентября, 28 июня и т. д.
Учитель. Посмотрите на календарь и скажите, сколько обычно бывает дней в месяце? (30, 31, 28 (29) в феврале.) Сколько дней в декабре? В мае? В феврале? В апреле?
А знаете ли вы, как легко запомнить, сколько дней в каком месяце, не глядя на календарь? Существует народный способ определения количества дней в месяце по сжатому кулаку. (Учитель демонстрирует рисунок)
Обратите внимание: на схеме четко выделяются «горочки» и «ямочки». «Горочка» повыше, значит, дней в месяце побольше, то есть 31. «Ямочка» пониже, значит, дней в месяце поменьше — 30, 29—28.
Выбираем любой кулак (левый или правый) и начинаем называть месяцы по порядку: январь — «горочка», значит, 31 день; февраль — «ямочка», значит, 28 или 29, если год високосный; март — «горочка», значит, 31 день; апрель — «ямочка», значит, 30; май — «горочка, значит, 31; июнь — «ямочка», значит, 30; июль — «горочка», значит, 31. Переходим на другой кулак или начинаем снова на том же кулаке. Август — «горочка», значит, 31 и т.д.
Теперь потренируемся. Пользуясь кулаком, скажите: сколько дней в июле? Ноябре? Сентябре?
А сейчас самостоятельная работа. Она поможет вам узнать, как вы усвоили тему. (Дети получают анкеты и, пользуясь календарем, самостоятельно заполняют пропуски.)
— Вторник наступает после ... (понедельника).
— В году ... месяцев. (12)
— Ноябрь идет за ... (октябрем).
— Первый месяц года — ... (январь).
— Июнь стоит между ... и ... (маем и июлем.)
— В январе ... дней. (31)
— Пятый месяц года ... (май).
— В феврале ... дней. (28 или 29)
— В апреле, и ... по 30 дней (июне, сентябре, ноябре).
— Первый день недели ... (понедельник).
— В неделе ... дней. (7)
— По этому календарю праздник 8 марта приходится на ... твой день рождения — на ... 1 января — на ...
Учитель. Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»