Урок по биологии Увеличительные приборы


ПРОВЕРИЛА ДИРЕКТОР ОСИПОВА Н.Н.________________
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС.
Дата: 19 сентября 2016 уч. год Урок №5
ТЕМА: Увеличительные приборы.
Лабораторная работа № 2 Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами
Целеполагание: знание увеличительных приборов, умение работать с ними
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними;
Развивающие: научит описывать результаты наблюдений, развивать умения самостоятельной работы;
Воспитательные: способствовать формированию навыков оперативности учебной работы, необходимость которых определяется высоким темпом изучения нового материала.
Оборудование:  лупа, рисунки учебника, тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, словарь
Тип урока: урок изучения нового материала.
ПЛАН УРОКА
Этапы урока Содержание деятельности Методы, формы, приемы работы
I Орг момент Приветствие, определение целей урока.
Психологический настрой
Повторение правил безопасного поведения в кабинете биологии
Беседа
II Проверка изученного материала. Процессы, протекающие в организме растения, обеспечивающие его жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие.В процессе питания организм получает из окружающей среды необходимые для себя вещества, благодаря чему живет и увеличивается в размерах.
Во время процесса дыхания в растении используется кислород. В результате выделяются углекислый газ и пары воды, а сами растения используют для жизни накопленную энергию.
Образованные в ходе жизни ненужные вещества выделяются в окружающую среду, т. е. происходит процесс выделения. Так, деревья накапливают ненужные вещества в осенних листьях и избавляются от них во время листопада.
Растения всю жизнь увеличиваются в размерах, т.е. растут, образуя новые листья, ветви и т.д.
С возрастом растение развивается, оно взрослеет и молодеет (стареет).
Все факторы среды, влияющие на организм, называются экологическими факторами
Все экологические факторы неживой природы называются абиотическими (от греч. биос + частица а - отрицание)..Все факторы живой природы называются биотическими
Почва -это верхний слой суши.
Все, что связано с воздействием человека, называется антропогенными факторами.
Вода считается самой благоприятной средой обитания для большинства водорослей.
Наземно-воздушная среда обитания отличается большим содержанием воздуха.
Почва необходима всем наземным растениям и многим водным..Другой живой организм является средой обитания для многих паразитов. Графический диктант
взаимопроверка
-11620580137000III Изучение нового материала. Какие увеличительные приборы вы знаете? В каких случаях ими пользуются?
Общий признак всех живых организмов - клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток.
Самый распространенный увеличительный прибор - луда - дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа - обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз.
Устройство микроскопа
Микроскоп (от греч. микрос - малый, скопэ -смотрю) - сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 13). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.
Основная часть микроскопа - тубус (от лат. тубус - труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окуля-рис - глазной), в нижней части - объектив (от лат. объективус - предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.
Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.
Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. На пример, если на окуляре число 15, на объективе - 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.
Приготовление микропрепарата
-6540529654500Оборудование, необходимое для работы с микроскопом: предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка, вода.
Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 14). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.
При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.
Правила работы с микроскопом:
С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливаютна расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протеретьсухой салфеткой и не передвигать до конца работы.
Препарат помещают на предметный столик.
На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается черезокуляр).
Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока непоявится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.
Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он долженхраниться в чистом шкафу отдельно.
Чтение статьи,
Эвристическая беседа.
Составление схемы в тетрадях
IV Лабораторная работа №2 Лабораторная работа №2.
Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами
Цель: познакомиться с устройством увеличительных приборов. Научиться пользоваться микроскопом.
Применяемое учебное оборудование и материалы: микроскоп, штативная и ручная лупа, предметное и покровное стекла, готовый микропрепарат.
Задания для выполнения:
Рассмотрите, как устроены обычная и штативная лупы. Во сколько раз они увеличивают изображение предметов? Чем отличаются?
Познакомьтесь с устройством микроскопа, назовите его составные части.
Не ставя готовый микропрепарат, но посматривая в объектив, постарайтесь добиться максимального количества света, используя зеркало.
Поместите готовый микропрепарат в микроскоп. Установите линзу с минимальным увеличением.
С помощью винтов настройки, смотря в объектив, добейтесь четкости изображения.
Смените линзу на большую. Вновь постарайтесь добиться четкости изображения, используя винты настройки.
Лабораторная работа
V Закрепление знаний. Общий признак всех живых организмов - клеточное строение. Самый распространенный увеличительный прибор - лупа, с помощью нее можно рассматривать клеточное строение.
Заполнение таблицы, формулировка выводов
VI Работа со словарем Клетка, увеличительные приборы, зрительная труба, штативная лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп.
Самостоятельная работа
VII Заключительный 1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: пар 5, зад стр 22,23
I. Впишите в клетки номера, соответствующие последовательности приготовления препарата из луковицы:
1. Накрывают препарат покровным стеклом.
2. Очищают луковицу от шелухи.
3.Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы.
4.На предметное стекло наносят немного воды.
5.Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу.
6.Устанавливают препарат на предметный столик.
II. Заполните таблицу, используя рис, 13.
Составные части микроскопа в соответствии с выполняемой ими функцией
Часть микроскопа Выполняемые функции
1. Направление света '
2. Часть, в которую смотрим
3. Подъем и опускание тубуса
4. Направлен на микропрепарат5. Крепление тубуса
6. Размещение препарата
7. Опора всех частей микроскопа
8. Местонахождение увеличительных стекол
Микроскоп - сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов.
Какие процессы происходят в клетке?
Назовите виды увеличительных приборов, укажите их различия.
Какие микроскопы бывают?
:•
Назовите основные части микроскопа, их расположение.
Из каких деталей состоят ручная и штативная лупы?
Расскажите о строении объектива и окуляра, укажите их различия.
Назовите части микроскопа и их функции.
Как готовят микропрепараты