Технологическая карта урока по биологии Увеличительные приборы (5 класс)


Урок 4. Мхи.
Цель: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации
Основное содержание темы: Существенные признаки представителей мхов; их роль в природе и жизни человека.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Предлагает заслушать сообщения о водорослях как представителях растений; решение биологических задач (приложение 1) Устные сообщения по материалам параграфа. Развивать умение слушать и оценивать выступления других Оценка своих учебных успехов и успехов одноклассников Закрепление знаний о водорослях
2. Определение темы урока через создание проблемной ситуации. Актуализация субъектного опыта учащихся. Предлагает решить проблемную ситуацию и сформулировать учебную задачу
-Почему мхи живут в местах, богатых водой, но не относятся к водорослям?
-А что вы знаете о мхах?
Предлагает определить тему урока
О чем пойдёт речь на уроке?
Какие цели и задачи перед классом можно поставить? Определяют проблему: это другая группа растений
Потому что у мхов есть органы – стебли и листья (судя из названия группы – Листостебельные мхи)
Определяют границы своих знаний
Тема урока: «Листостебельные мхи»
О растениях, которые имеют в отличие от водорослей органы тела.
Узнать особенности строение мхов и их экологическое значение Развитие ставить учебные задачи и решать их; использовать субъектный опыт Умение аргументировать своё мнение; находить ответы на поставленные вопросы Развитие интереса к использованию приобретённых знаний
3. Изучение нового содержания Предлагает рассмотреть строение мхов на примере рисунка учебника. Что является главным признаком мхов?
Предлагает прослушать текст сообщения (приложение 2)
- Как называется наука о мхах?
- Где живут мхи?
-Каково значение мхов? Называют особенности строения мхов – лист, стебель.
Слушают текст, отвечают на вопросы учителя
Развитие умения ставить учебные задачи и решать их
Воспринимать на слух нужную информацию Решение поставленных задач – понимание структурно-функциональной зависимости организации мхов; работать по плану, сверять свои действия с целью
Развитие интереса к использованию умений в поиске информации;
4.Интеллектуально-преобразовательная и рефлексивная деятельность Предлагает записать ход основное о мхах.
Указывает на необходимость зафиксировать результаты.
-А почему разные мхи относят к одной группе?
Предлагает ответить на вопросы:
-Почему мхи способствуют заболачиванию местности?
-В чем проявляется взаимопомощь разных растений сфагнума в зарослях сфагнума?
- При строительстве бани часто используют мох. Почему? И какой лучше использовать?
-Какой из пней быстрее разрушится – поросший мхом или нет? (необходимо подвести к мысли о том, что мхи наапливают воду, а в воде быстрее работают бактерии гниения)
Заполняют таблицу «Значение мхов» Записывают признаки мхов, обмениваются тетрадями, проверяют записи, корректируют и принимают общую запись. Зарисовывают строение мхов
Проводят сравнение между разными видами мха, находят общее
Отвечают на вопросы учителя
Видеть значимость умения работать с текстом; анализировать полученный материал Оценка своих учебных успехов и успехов одноклассников; перенос одного вида информации в другой (биологический рисунок, таблица) Развитие интереса к использованию умений в практической деятельности и исследовательской деятельности
5. Домашнее задание. Ответить на вопросы и выполнить задания на с.26 учебника Записывают домашнее задание. Приложение 1.
Биологические задачи по теме «Водоросли»
1. Какие условия среды являются для водорослей необходимыми?
2. Как связана возможность дыхания водных животных и наличие водорослей в водоёме?
3. Что ограничивает распространение водорослей а) на поверхности почвы; б) в толще почвы?
4. Почему не рекомендуется ставить аквариум вблизи окна?
5. Почему водоросли относят к низшим растениям?
Приложение 2.
Моховидные – обширная группа растений, разнообразных по своему строению. Во всём мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высщих растений они занимают второе место по количеству видов после покрытосеменных.
Наука, изучающая мхи, называется бриология. Моховидные – очень древняя группа растений. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода. Почти все они – многолетние растения.
Среди других растений мхи наиболее неизвестны большинству людей. Это не удивительно, ведь мхи – одни из самых мелких из наземных растений. Их высота колеблется от 5 мм до 5-7 см. Лишь те, кто обитает в тёплом и влажном климате, могут достигать высоты 60 см.
У мхов нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов, но они играют очень важную роль в жизни других растений, животных и человека.