Подготовка обучающихся 6-11 классов для участия в I, II и IIIэтапах Республиканской олимпиады по географии.
Общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 отдела образования администрации города КировскоеТема: «Подготовка обучающихся 6-11 классов для участия в I, II и III этапах Республиканской олимпиады по географии»
Подготовила: учитель географии
Софенина А.Г.
2016 год
Предметные школьные олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам. Олимпиады для школьников - это конкурс на лучшие знания по предмету. Олимпиады способствуют подготовке учащихся к жизни в современных условиях- условиях конкуренции.
Олимпиада по географии признана решать задачи:
1)выявление одаренных детей;
2)повышение эффективности обучения;
3) формирование активной личности.
Олимпиадные задания, какими бы сложными они не были, строятся на основе школьных курсов географии. Задачи лишь развивают и логически усложняют базовые знания.
Для того чтобы подготовить отлично ученика к олимпиаде необходимо:
1.подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
2.индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
3.использовать все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
При подготовке к олимпиаде по географии весь материал разбиваю на блоки:
1.Наша планета Земля.
2.Материки и части света.
3. Политическая карта мира.
4.Экономико-географическая характеристика мира.
5.Страны мира.
6. Занимательная география.
7.Наш Донецкий край.
8.Экологическая работа.
9.Географическая номенклатура.
В каждом блоке я учитываю определенную цикличность:
1.Главный центр знаний (объяснение нового материала, дается цельная картина изучаемого).
2.Тренинг (даются дополнительные сведения, знания углубляются).
3.Творческие задания (решаются олимпиадные задачи, занимательные вопросы, проблемные ситуации).
Каждый учитель, работающий с большой группой детей, знает, как сложно учитывать индивидуальные особенности детей, тем более одаренных.
Целями моей работы являются:
1.Развитие познавательной активности учащихся.
2.Формирование интереса к изучению географии.
3.Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления.
4.Формирование творческой активности учащихся
5.Развитие способности к нахождению аналогий
6.Обучение совместной деятельности в группе
Подготовка к олимпиаде, ее организация и проведение занимают много учебного времени. Готовя ответы на вопросы, ученик работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию учителя.
Одной из форм подготовки к олимпиадам - исследовательская работа учащихся. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Подготовку учащихся к олимпиадам можно разделить на несколько этапов:
I этап – Подготовительный.
Включает в себя:
1.Диагностика обучающихся - оценка общей одаренности.
II этап – Реализация программы.
1.Работа со способными и одаренными детьми на уроке и внеурочное время.
2.Использование системы заданий повышенной сложности.
План мероприятий по работе со способными и одаренными детьми на 2016-2017 учебный год.
№ пп Мероприятия Сроки Ответственные
1 Составление плана работы со способными и одаренными детьми на учебный год. Август, ежегодно Учитель географии.
2 Диагностика и учёт индивидуальных возможностей учащихся. Сентябрь-октябрь, ежегодно Педагог – психолог.
3 -Составление и реализация индивидуальных образовательных планов;
-проведение факультативных занятий;
-отработка форм, методов, приёмов работы;
-создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. В течение учебного года Учитель географии.
4 Организация и проведение І этапа
Республиканской олимпиады по географии. Октябрь-ноябрь (согласно графика), ежегодно Учитель географии.
5 Участие во IІ этапе
Республиканской олимпиады по географии. Ноябрь-декабрь (согласно графика), ежегодно Учитель географии.
6 Подготовка и участие в очных, дистанционных интеллектуальных конкурсах разного уровня. В течение года Учитель географии.
7 Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными и способными детьми. В течение года Учитель географии.
8 Подготовка и сдача ГИА по географии (по выбору) Ежегодно по плану Учитель географии, обучающиеся.
9 Работа с научно-популярной, учебной и справочной литературой, интернет – ресурсами. В течение года Учитель географии, обучающиеся.
10 Выполнение творческих работ, рефератов, сообщений к уроку. В течение года Учитель географии, обучающиеся, родители.
11 Подготовка и участие в предметной неделе Ежегодно по плану Учитель географии, обучающиеся.
12 Выполнение исследовательских работ, участие в декаде проектно-исследовательских работ. 3 четверть, ежегодно Учитель географии, обучающиеся.
13 Анализ и корректировка результативности и выполнения программы работы с одарёнными детьми. Май, ежегодно Учитель географии, педагог – психолог.
14 Проведение мероприятий с родителями одаренных детей ежегодно Учитель географии, заместители директора по УВР, педагог –
Система дистанционного участия детей в предметных олимпиадах
http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста»,http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия, осуществлять подготовку детей к олимпиадам. Ранее информацию по любой теме школьник мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас дети зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах. Работая с разнообразными сайтами, ребята могут «путешествовать» по странам мира, по границам водосборных бассейнов, заглянуть в глубины Мирового океана. Заочные викторины и олимпиада, а также занятия, подготовки к олимпиадам дали возможность расширить свои знания многим учащимся. Выполняя задания вне рамок урочной деятельности, дети научились самостоятельно добывать знания и почувствовали уверенность в своих силах.
План подготовки обучающихся к олимпиадам по географии.
№ Планируемое мероприятие Срок Ответственный
1 Разработка курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся август 2014 учитель-предметник, заместитель директора по УВР
2 Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам сентябрь 2016 Учитель географии
3 Проведение интеллектуальных марафонов/ турниров/ .в течение года Учитель географии
октябрь 4 Проведение мини-олимпиады, участие в предметной неделе. октябрь Учитель географии
5 Организация и проведение I этапа
Республиканской олимпиады по географии октябрь Учитель географии
6 Организация и проведение IІ этапа
Республиканской олимпиады по географии ноябрь учитель-предметник
7 Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах «Инфоурок» в течение года учитель-предметник
8 Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет в течение года Учитель географии
Содержание практических занятий.
География в системе наук. История географических открытий.
Решение задач по истории географии и географических открытий.
Основы картографии и топографии. Решение задач с использованием картографической основы.
Решение задач по топографическим картам и на контурных картах. Решением задач с применением топографического оборудования.
Главные особенности природы Земли. Решение задач, связанных с формой и размерами Земли. Решение задач на расчет показателей, характеризующих климатические особенности.
Решение задач с применением метеорологического оборудования.
Основы социально- экономической и политической географии мира Решение задач на расчет социально- экономических и демографических показателей.
Решение задач по истории формирования политической карты мира и современных конфликтам. Решение задач по количественной и качественной типологии стран мира.
Глобальные проблемы человечества.
Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия, осуществлять подготовку детей к олимпиадам. Ранее информацию по любой теме школьник мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас дети зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах. Работая с разнообразными сайтами, ребята могут «путешествовать» по странам мира, по границам водосборных бассейнов, заглянуть в глубины Мирового океана.