Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде по химии


Республика Хакасия. Город Черногорск
МБОУ СОШ №5.
Учитель биологии Подшибякина Ирина Анатольевна
Подготовка к олимпиадам по химии
Введение.
История химического олимпиадного движения в России.
Роль химических олимпиад в образовании и науке.
Методика подготовки и проведения олимпиад различного уровня.
   Организация химических олимпиад: от простого к сложному.
   Подготовительная, основная и заключительная стадии олимпиад.
    Классификация олимпиадных задач.
    Практические навыки, необходимые для успешного выполнения экспериментальных задач.
    Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах
6.Система работы по подготовке и проведению химических олимпиад Подшибякиной И.А.
7.Список используемой литературы.
Введение
История химического олимпиадного движения в России
  В 2014 году отмечается 75- летие олимпиадного движение по химии. Первые олимпиады проводились в 1939 году. На них предлагались либо «школьные» задачи, доступные очень многим, либо задания общеобразовательного, развивающего и «завлекающего» типа, например, историко-химические. Таким образом, изначально олимпиады были призваны привлечь в науку как можно больше школьников.
    Начиная с середины 60-х годов, движение стало регламентироваться специальными положениями. Первое «Положение о Всероссийских физико-математической и химической олимпиадах учащихся восьмилетних и средних школ» было утверждено Министерством просвещения РСФСР 23 января 1965 года,  и содержало основные цели олимпиады: а) повышение интереса учащихся к соответствующим наукам, активизация и дальнейшее развитие естественно- технических кружков, клубов, лекториев и других видов работ во внеурочное время; б) содействие улучшению физико-математической и химической подготовки учащихся и качества преподавания математики, физики и химии в школе; в) подведение итогов работы кружков, и других видов работы с учащимися, интересующихся физикой, математикой и химией; г)оказание помощи учащимся старших классов в выборе специальности, привлечение наиболее способных из них в ведущие вузы страны; д) выявление сильнейших учащихся.
    К началу 70-х годов задача массового привлечения школьников к олимпиадам перестает доминировать, усиливается другой аспект – углубление знаний. В это время задания делят на обязательные и по выбору. Постепенно в олимпиады стали включаться нестандартные задачи, изменились цели олимпиад. Вместо развития личности школьника в положение включается выявление одаренных детей. Усложнялись олимпиадные задания.
    Роль химических олимпиад в образовании и науке
   Олимпиады способствуют привлечению большего числа школьников к серьезному изучению химии и содействуют повышению уровня преподавания химии в школе. Подготовка к олимпиадам часто является основой различных внеурочных занятий: кружков, факультативов, предметных конференций. Олимпиадные задания помогают выявить не только наиболее одаренных учеников, но и людей, умеющих решать нестандартные задачи.
    Важно, что победители и призеры разных этапов олимпиад имеют льготы при поступлении в вузы. Таким образом, олимпиады являются реальной альтернативой ЕГЭ.
    В содержании олимпиадных заданий отражаются достижения современной науки, значит, осуществляется взаимообратная связь олимпиадного движения и развития науки.
Методика подготовки и проведения олимпиад различного уровня
   Организация химических олимпиад: от простого к сложному
   Положение о Всероссийской олимпиаде школьников от 2007 года предусматривает четыре этапа химической олимпиады: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.
    Каждый этап состоит из нескольких туров: одного или двух теоретических и экспериментального.
   Не достаточно просто разработать комплекты заданий. Олимпиада любого уровня – это результат долгой, кропотливой работы многих людей, поэтому организации каждого этапа нужно уделять должное внимание.
   Подготовительная, основная и заключительная стадии организации олимпиад
   Подготовительная стадия. Первый этап олимпиады – это школьный тур. Привлекать ребят к школьной олимпиаде нужно по принципу добровольности. Для возникновения интереса к олимпиаде можно создать выставку научно-популярной и учебной дополнительной литературы. При наличии дополнительных занятий и факультативов нужно разбирать на них варианты олимпиадных заданий, если дополнительных занятий нет, необходимо провести 1-2 занятия для тех, кто собирается участвовать в олимпиаде: ознакомить с целями олимпиады, регламентом проведения, с примерами заданий.
    Число заданий в школьном туре может быть больше, чем на других этапах (более шести). Уровень сложности заданий в школьном этапе должен быть доступен для большинства ребят, но задания должны отличаться от контрольной работы необычностью постановки вопроса, носить занимательный характер, для решений предполагается применение нестандартных приемов.
    Основная стадия. Школьный этап олимпиады проводится после уроков. Школьники садятся так, чтобы вместе не сидели  ребята из одного класса. На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов, если это невозможно, то в комплект заданий нужно включать задачу, требующую мысленного эксперимента.
    Призеры и победители школьного этапа определяются по результатам, сведенным в ранжированные таблицы по параллелям (по мере убывания количества баллов). Участники, набравшие менее половины от максимального количества баллов, не могут являться победителями и призерами.
    Заключительная стадия. С целью повышения эффективности школьного тура целесообразно провести разбор заданий, решений и анализ допущенных ошибок и неточностей. Учитель составляет отчет, к которому прилагает: списки учащихся, отобранных на муниципальный этап; Сводные ведомости результатов по каждому классу; условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился школьный этап.!!!    Важную роль при разработке олимпиадных задач играют межпредметные связи. Нельзя рассматривать химию в отрыве от других естественных наук.
    Задачи по химии традиционно подразделяют на две группы: качественные и расчетные (количественные), кроме того задачи бывают комбинированные.
Качественные задачи:
Объяснение экспериментальных фактов;
Распознавание веществ;
Получение новых соединений;
Предсказание свойств веществ, возможности протекания реакции, описание, объяснение явлений;
Разделение смеси веществ.
Количественные задачи:
Расчеты состава смеси (массовый, объемный и мольный проценты);
Расчеты состава раствора (способы выражения концентрации, приготовление растворов заданной концентрации);
Расчеты с использованием газовых законов (закон Авогадро, уравнение Клайперона-Менделеева); выведение химической формулы вещества;
Расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические соотношения);
Расчеты с использованием законов химической термодинамики (закон сохранения энергии, закон Гесса);
Расчеты с использованием законов химической кинетики (закон действующих масс, уравнение Аррениуса).
    Методические требования к олимпиадным задачам:
- Содержание задачи должно опираться на примерную программу содержания ВОШ соответствующего класса.
- Для успешного решения задачи необходимо умение учащихся логически мыслить, иметь химическую интуицию.
- Задачи должны нести познавательную нагрузку.
- В задачи нужно включать вопросы качественного и количественного характера, чтобы задачи стали комбинированными, желательно содержание материала из смежных дисциплин.
- Задачи и вопросы желательно составлять и формулировать оригинально.
- Условие должно быть сформулировано четко.
- Текст задачи не должен быть громоздким.
- Вопросы задачи формулируются четко, на их основе строится система оценивания задачи.
   Практические навыки, необходимые для решения экспериментальных задач
   Формирование у учащихся исследовательских умений базируется на выполнении правил техники безопасности и навыках работы в лаборатории:
Взвешивание веществ с заданной точностью.
Измерение объемов жидкостей.
Приготовление растворов с заданной концентрацией.
Нагревание на спиртовке, газовой горелке, с помощью колбонагревателя.
Измельчение веществ.
Фильтрование.
Сушка, очистка газов и т.д.
    Важно знакомство с посудой, умение ее мыть. Эти навыки являются основой, без которой невозможно успешно выполнить эксперимент.
    На первом и втором этапах проведение экспериментального тура связано с методическими трудностями проведения этого тура.
   Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах
   Подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя и ученика. До ученика необходимо довести систему олимпиад, показать, что их ждет в случае победы в олимпиаде, разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением. Таких ребят нужно привлекать для помощи отстающим.
    Для начала одаренным ребятам нужно предлагать для чтения интересную научно-популярную литературу, разрешать самим проводить простые химические опыты. Затем планируются внеурочные занятия. Можно предложить ученику составить олимпиадные задания для других. На занятиях обращать внимание на типичные ошибки при разборе заданий.
    Организационно-методическая работа учителя-наставника
    Для подготовки ребят к олимпиадам учитель-наставник подбирает задания и составляет план работы; определяет тематику каждого занятия. Для этого необходимо иметь материалы олимпиад различного уровня прошлых лет, вузовские учебники и учебники для углубленного изучения химии, специализированную литературу.
    Учитель готовит задания первого (школьного) этапа. Задачи обсуждаются на школьных и городских методических объединениях. Постепенно у учителя накапливается картотека олимпиадных заданий.
    Важная часть работы – это выработка системы оценивания. Основа здесь – поэлементный анализ. С выбором элементов оценивания возникают сложности, так как задания носят творческий характер и путей получения ответов может быть несколько. Система оценок должна быть гибкой и сводящей к минимуму субъективность проверки.
   После проведения школьного этапа учитель разбирает с ребятами задания и ошибки, допущенные каждым на олимпиаде.
3. Система работы по подготовке и проведению олимпиад Подшибякиной И.А.
   В начале учебного года в каждой параллели я выявляю ребят, которые хотели бы участвовать в олимпиаде по химии. Строго придерживаюсь принципа добровольности. С этими ребятами начинаю подготовительную работу.  При решении задач на факультативе обязательно проговариваю, какой балл имеет задача, отмечаю элементы оценивания.
   Перед школьным туром олимпиады по возможности даю задания всем желающим для заочного тура. Причем, провожу заочный тур по-разному. Или это задания для каждой параллели с указанием баллов за каждое задание, или это общий лист с заданиями, где указано, для какого класса предназначено каждое задание, но каждый может решать задания не только для своей параллели. Причем, взяв задание заочного тура, ученик не обязательно должен участвовать в очном туре. Многие ребята берут задание просто для того, чтобы попробовать свои силы. В заданиях заочного тура обязательно число «утешительных» заданий больше, чем на очном туре. Это ставит в положение успеха даже не самых одаренных ребят. По договоренности с ребятами за успешное выполнение заданий заочного тура я выставляю им оценки в журнал.
    Школьный очный тур провожу обязательно после уроков. Принцип добровольности сохраняется.
 5. Используемая литература
Перчаткин С.Н., Дорофеев М.Ф. «Химические олимпиады в школе». М, НПО «Образование», 1997
Тюльков И. А., Архангельская О. В., Павлова М. В. «Олимпиада по химии: методическое сопровождение школьного и муниципального этапов». «Химия в школе» №8, 2008 год
Тюльков И. А., Архангельская О. В., Павлова М. В. «Методические основы подготовки к олимпиадам по химии». Цикл лекций, «Химия» (Первое сентября) № 17-24, 2008 год
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. « 2500 задач по химии (для поступающих в вузы) Москва. «Оникс 21 век» 2002 год