МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ по осовам философии для студентов заочной формы обучения СПО
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
города Москвы
«Московский государственный образовательный комплекс»
(ГБПОУ МГОК)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
для студентов заочной формы обучения
Учебной дисциплины
ОГСЭ01 Основы философии
специальности 080110 «Банковское дело».
Москва
2015 год
-41910220408500
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
дизайна и социально-гуманитарныхдисциплинд
84391515684500Протокол №
21526515303500От 201__г.
Заведующий кафедрой
(название кафедры)
-4191015875000
(ФИО)
-419101397000(подпись)
Разработчик: преподаватель ГБПОУ МГОК__
Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Содержание дисциплины
Методические указания по выполнению контрольной работы
Задания для контрольных работ
Содержание промежуточной аттестации
Список используемых источников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания и контрольные задания предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 080110 «Банковское дело» среднего профессионального образования при освоении программы дисциплины «Основы философии».
Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности в части освоения студентами заочной формы обучения дисциплины «Основы философии».
Результатам освоения дисциплины является приобретение студентами следующих знаний и умений:
Знать:
Основные категории и понятия философии;
Роль философии в жизни человека и общества;
Основы философского учения о бытии;
Сущность процесса познания;
Основы научной, философской и религиозной картин мира;
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Уметь:
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста
Студентам следует помнить, что все требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к результатам освоения учебной дисциплины и к его содержанию является обязательными для изучения и освоения. Содержание этих требований отражено в данных методических рекомендациях.
Приступая к изучению дисциплины, необходимо познакомиться с её содержанием, уяснить объем, руководствуясь приведенным списком информационных источников. Учебно-методические материалы по дисциплине изучаются студентами самостоятельно в соответствии с рабочими программами и графикам учебного процесса.
Согласно учебного плана студентами выполняются домашние контрольные работы. Домашняя контрольная работа является одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний, а так же средством самоконтроля. Выполнять их следует в соответствии с установленными учебным планом и графиком учебного процесса сроками сдачи. Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без оценки.
Для выполнения домашней контрольной работы необходимо:
ознакомиться с общими вопросами организации и выполнения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения;
ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;
определить свой вариант, выбор которого зависит от последней цифры шифра студента (если шифр заканчивается на цифру 1, то выполняется первый вариант, на цифру 2 – второй вариант и т.д., если шифр заканчивается на 0, то студент выполняет 10-й вариант) или по таблице выбора вариантов, которая помещена в данном пособии;
выполнить все задания по всем пунктам.
Домашняя контрольная работа может выполняться письменно (отпечатано), оформленная в соответствии с установленными требованиями, сдается на заочное отделение для проверки преподавателем.
Содержание дисциплины
Формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и знаний обеспечивается предметным содержанием, которое включает в себя:
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Введение.
Философия как наука 2 Тема 1.1.
Философия, ее предмет. Исторические типы философии. Содержание учебного материала 2 1 Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Предмет философии. Основной вопрос философии. Язык философии. Основные категории философии: бытиё и материя. 1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся23 Раздел 2.
Человек-сознание-познание. 2 Тема 2. 1.
Человек как главная философская проблема. Учение о сознании и познании. Содержание учебного материала Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Проблема сознания в философии. Смысл жизни человека. Философия о происхождение и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, сомосознание и сознание как поток переживаний (душа). Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. 2 1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся14 Раздел 3
Духовная жизнь человека. 2 Тема 3. 1
Философия и научная картина мира. Философия и религия. Содержание учебного материала Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпритация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. 2 1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся11 Раздел 4
Социальная жизнь 2 Тема 4. 1.
Философия и история. Философия и культура. Содержание учебного материала Философские концепции исторического развития: концепции однолоинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Заповедники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории». Теория происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культуры. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. 2 1
Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся14 Дифференцированный зачет 2 Всего: 62 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Данная контрольная работа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 080110 «Банковское дело» по дисциплине «Основы философии».
Варианты контрольной работы содержат три вопроса:
теоретический (задание 1);
проблемная ситуация (задание 2);
терминология (задание 3).
Задания контрольной работы составлены по всем темам курса «Основы философии» в соответствием с формированием у студентов общих компетенций.
Первый вопрос контрольной работы - теоретический. Он требует полного раскрытия его содержания. Для этого надо использовать рекомендуемый учебник по философии, а также лекции.
Во втором вопросе необходимо прокомментировать высказывания исторических деятелей, учёных, проанализировать то или иное явление, т.е. показать своё отношение к данной проблеме.
В третьем вопросе дать определение философскому понятию или категории.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1.
1. Что такое философия? Предмет и метод философии. Её роль в обществе.
2. Древнегреческий философ Диоген днём ходил с зажжённым фонарём и объяснял спрашивающим: «Ищу человека». Он всегда говорил, что людей много, а человека найти трудно. Как вы объясните эти слова Диогена.
3. Гносеология - ?Вариант 2.
1.Основной вопрос философии. Его смысл.
2.Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай вовне, но войди внутрь себя!». Как вы понимаете эти слова?
3.Онтология - ?Вариант 3.
1.Основной вопрос философии. Его смысл.
2.Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай вовне, но войди внутрь себя!». Как вы понимаете эти слова?
3.Онтология - ?Вариант 4.
1.Русская религиозная философия. Её своеобразие, особенности и черты. Западники и славянофилы.
2.Есть много людей, которые знают о том, что такое добро и зло, знают правила морали, но, тем не менее, сознательно творят зло. Может быть, разум (интеллект) и нравственность, доброе сердце вообще никак не связаны между собой? Каково ваше мнение?
3.Материя - ?Вариант 5.
1.Учение о бытии и материи. (Содержание философской категории «бытие». Формы бытия. Небытие. Строение материи. Атрибуты материи).2.Родоначальником нового подхода к науке, к философии Нового времени является Френсис Бэкон. Ему принадлежат слова, ставшие афоризмом «Знание – сила». Как вы можете их объяснить?
3.Диалектика - ?Вариант 6.
1. Диалектика, её основные принципы, категории и законы.
2.В 19 веке в споре о пути развития России появилось два направления: западники и славянофилы. Они есть и сейчас. Одни считают, что Россия должна идти своим путём, что Запад нам не указ, что «умом Россию не понять». А другие – что чем скорее мы внедрим в России западные формы экономики и жизни, которые уже доказали свою эффективность на Западе, тем быстрее заживём нормальной жизнью. Каково ваше мнение в этом вопросе?
3.Бытие - ?Вариант 7.
1.Человек как главная философская проблема. Смысл жизни человека.
2.Древнегреческому философу Гераклиту принадлежат слова: «Всё течёт, всё изменяется» и «Нельзя войти в одну и ту же воду дважды». Как вы понимаете эти афоризмы?
3.Агностики - ?
Вариант 8.
1.Сознание, его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное.
2.Немецкая философия сыграла большую роль в развитии науки. Фридрих Ницше своей философией замыкает 19 век. Он считает, что сущность вещей – это слепая воля к власти. Всё слабое Ницше презирает, а всё сильное воспевает. Симпатии его на стороне сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы. Философия Ницше легла в основу идеологии фашизма. Каково ваше отношение к этой философии? 3.Эмпирики - ?Вариант 9.
1.Учение о познании. Гностицизм и агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики и рационалисты. Практика – основа и цель познания. Истина и её критерии.
2.Марк Твен говорил: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает всё, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю всё, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что моё отец знает кое-что». Элементы какого закона диалектики проявляются в этом высказывании? 3.Рационализм - ?
Вариант 10.
1.Философия и научная картина мира. Философия, религия, культура. Философия и история.
2.Как вы понимаете фразу: «Жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а интенсивностью переживаний», и аналогичное выск4азывание М.Монтеня: «Бывает, что человек прожил долго, пожил мало»?
3.Личность - ?СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачёту по дисциплине «Основы философии»
1. Что такое философия? Предмет и метод философии.
2. Основной вопрос философии и его две стороны.
3. Какие стадии в своём развитии прошла философия? Охарактеризуйте их.
4. Что такое мировоззрение? В чём специфика философского мировоззрения?
5. В чём заключается специфика философии и чему она учит человека?
6. Какие проблемы мы называем философскими?
7. Досократовская или натурфилософия. Фалес, Гераклит, Демокрит, Пифагор.
8. Вопросы нравственности в философии Сократа.
9. Философия средних веков и её отличие от философии античности.
10. Философия эпохи Возрождения. Френсис Бэкон и Рене Декарт.
11. Немецкая классическая философия 1-й половины 19 века.
12. Марксизм – философия классического материализма середины и конца 19 века.
13. Философия новейшего времени.
14. Своеобразие, особенность и черты русской религиозной философии. Её значение и периодизация.
15. Западники и славянофилы.
16. Онтология – учение о бытии. Содержание категории «бытие». Формы бытия. Небытие.
17. Материя и её атрибуты. Движение, пространство, время.
18. Диалектика – учение о развитии. Категории и принципы диалектики.
19. Законы диалектики.
20. Философское понимание человека. Смысл его жизни.
21. Сознание, его происхождение и сущность. Три стороны сознания. Сознание и бессознательное.
22. Гносеология – учение о познании. Основные подходы к проблеме познания. Принципы и структура познания.
23. Практика – основа и цель познания. Практика – это источник познания, цель познания и критерий познания.
24. Теория истины. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины.
25. Философия и наука. Научные знания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы научного познания.
26. Философия и искусство. Виды искусства. Искусство – отрасль культуры. Массовая и элитарная культура.
27. Философия и религия. Основные мировые религии.
28. Философия общества. Социология – наука об обществе.
29. Философия и история. Направленность исторического процесса. Место России в историческом процессе.
30. Философия и глобальные проблемы современности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100701.51 «Коммерция» (по отраслям) (базовая подготовка).
Рабочая программа по учебной дисциплины «Основы философии», автор Смирнова Г.В.
Основные источники:
1.Губин В.Д. Философия // Детская энциклопедия для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. М., Олимп, 2008.
2.Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов ССУЗ. М., 2008.
3.Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. М., Академия, 2006.
4.Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
Дополнительные источники:
1.Канке В.А. Основы философии. Учебник для студентов СПО. М., «Логос», 2009.
2.Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., издательство «Центр», 2008.
3.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., Мысль, 2005.
4.Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 2006.
Интернет-ресурсы:
1. Журнал «Вопросы философии» http://vphil.ru/2. Лекции по философии http://h-sciences.ru/philosophy/
3. Доклады по философии («Смысл жизни») http://voov.narod.ru/sta/doklad.htm