Урок литературного чтения на тему: Татарская народная сказка Три сестры
Класс: 2 «Б»
Урок: Литературное чтение
Тема: Татарская народная сказка «Три дочери»
Цели урока: Ознакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери»; углубить практическое представление о сказке, как о жанре;
продолжить работу по формированию навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в паре, группе.
Продолжить работу по развитию:
- умения давать героям оценку;
- умения воссоздавать прочитанное;
- умения раскрывать причинно-следственные связи;
- развивать устную связную речь;
- обогащать словарь новыми словами
Воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.
Оборудование: презентация по теме, шифровка, материал для работы в группах и парах
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности. ( слайд 2)
Прозвенел уже звонок.Начинается урок.В путешествие пойдём.В страну сказок попадём.Слушай, думай, наблюдай,Сказку нашу отгадай.Глазки дружно закрывайте.Сказку в душу пропускайте.
Настроились на серьезную работу, мысленно пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения на уроке . Белочка и я приветствуем вас. Белочка будет с нами весь урок и она будет вас оценивать. За каждый правильный ответ она подарит вам орешек, а в конце урока мы подсчитаем ваши заработанные орешки, и вас ждет сюрприз.
Эпитетом к сегодняшнему уроку я хочу взять строки из стихотворения Дмитрия Быковицкого«Хоть немодным прослыть рискую,
К милосердию всех зову,
Чтоб сумели, смогли боль чужую
Вы прочувствовать, будто свою. (слайд 3)
-Сегодня мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери». (слайд 4 )
-Что такое сказки? (один из литературных жанров, УНТ)
-Какие бывают сказки? (ВОЛШЕБНЫЕ, БЫТОВЫЕ, О ЖИВОТНЫХ) (слайд5)
-Сказка обязательно учит чему-то людей и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»(слайд 6)
-Посмотрим, какие же уроки мы извлечем из сказки сегодня.
-Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены девушки) (слайд7)
-Предположите, о чём мы сегодня будем читать.
-Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери, сёстры или какие- то девушки. Значит, к какому виду сказок можно отнести нашу? (бытовая)
-На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами. (слайд
Вы знаете, что все народные сказки древние, поэтому в ней встречаются много устаревших слов, которые мы сейчас не используем. Для того, чтобы лучше понять сказку, давайте узнаем значение слов, которые в ней встречаются. (слайд 8,9)
Таз - широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.
ЯРМАРКА- это расширенная торговля различными товарами.
ХОЛСТ – льняная ткань обычно ручной выделки.
ДЕНЬ-ДЕНЬСКОЙ – ежедневно. Тяжко заболела –тяжело.
Вовек – всегда, вечно
Подготовка к первичному восприятию.
Мы предположили, о чём пойдёт речь, теперь давайте проверим, правильно ли мы догадались. Примите позу читателя и помните, что, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать.III. Чтение сказки «Три дочери» подготовленными учащимися.
IV. Проверка первичного восприятия.
- Мы познакомились со сказкой «Три дочери», как вы думаете, а сколько настоящих дочерей было у мамы?
Вам понравилось это произведение? Что понравилось?
- К какому литературному жанру относится это произведение?
- Докажите, что в ней сказочного?
- Перед знакомством со сказкой мы сделали предположение, что она может быть бытовой. Подтвердились ли наши предположения? (бытовая с элементами волшебства)
–Кто главные герои сказки?
Какую ошибку допустили сёстры?
Какие чувства вы испытали?
Чему учит сказка?
О ком вы думали во время чтения сказки?
V. Релаксация под музыку. (слайд 10)
- А сейчас на минутку закройте глаза и представьте свою маму.
(Музыка)
- Мама… закрой глаза и прислушайся… И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим.
Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. (Ю.Я. Яковлев)
Несколько уроков назад вы писали сочинение «За что я люблю свою маму». Мне очень понравились ваши сочинения и я хочу, чтобы некоторые прочитали отрывки из них. (Зачитываем отрывки о маме, авторский стул)
А сейчас вы поработаете в парах.
-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача - составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.
(Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.)VI. Физминутка. (слайд 11)
Про детей часто говорят такие слова. Дети – цветы жизни. Давайте изобразим при помощи позы, мимики и жестов красивые цветы. Превратитесь в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек, убрать голову и закрыть руками). Цветочки бережно поливают, ухаживают за ними (гладят по голове и телу). Пригрело солнышко и семечко начинает медленно расти (поднимаются). Растет стебелек (вытягивается тело). Появляется правая веточка с бутоном, левая веточка с бутоном (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (разжимаются кулачки). Он видит вокруг себя друзей и знакомится с ними.
VІI. Работа с текстом произведения . Мы познакомились с текстом сказки. Давайте теперь поработаем над текстом, уточним кое-какие детали. Может, мы что-то упустили?
1. Выборочное чтение. (слайд 12,13)
- Какой вы представляете себе мать?
- Каких дочерей она вырастила? Найдите и прочитайте подтверждение из текста.
- Что было с ними дальше?
- Что произошло с матерью через несколько лет?
- Как об этом узнают дочери?
- Как на просьбу матери прореагировала старшая дочь?
- Что ответила белочка? Ответьте словами из текста. ( каким тоном надо прочитать слова белочки?)
- Как на просьбу матери прореагировала средняя дочь?
- Что ей ответила белочка?
- Как можно назвать поступок, который совершили старшая и средняя дочери?
Легкомыслие – это беззаботность души, отсутствие порядка и глубины в мыслях и чувствах.
- Как отблагодарила белочка младшую дочь за её отзывчивость?
- За что люди любили младшую дочь?
- Есть ли в этой сказке чудеса?
- О какой из дочерей можно сказать «Всем хороша, да слепа душа».
- Какова главная мысль сказки?
VIII. Работа в группах.
1 группа: Составление кластера на тему «Милосердие»
-Что значит для вас «Милосердие» (доброта, сострадание, любовь, сочувствие, забота)
2 группа: Составление синквейна о младшей дочери
Презентация работ
IX. Рефлексия урока.
Чему учит нас эта сказка? (учит доброте и отзывчивости. Она учит быть добрыми, милосердными и благодарными прежде всего к своим близким людям, особенно к маме)
X. Домашнее задание: Читать сказку по ролям. По желанию нарисовать рисунок к сказке.
XI. Обобщение. - В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает но все равно, дети забывшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть будет их мучить за плохое отношение к человеку, который все отдал)
XII. Вывод: сегодня наш урок был посвящен самому дорогому на земле
человеку – маме. Я прошу вас, почаще дарите ей минутки счастья и согревайте своим теплом, говоря: «Мама! Я люблю тебя!». (слайд 14)