Вводный урок по Базам данных

Вводный урок по базам данных
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель математики и информатики
Статья отнесена к разделу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Объявление
Цели урока:
Образовательная. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий поле, запись, ключ, тип поля и знакомство с классификацией БД.
Развивающая. Развивать умение отбирать нужную информацию, умение определять и объяснять понятия.
Воспитательная. Продолжить формировать коммуникативные умения делового общения в ходе групповой и фронтальной работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Средства урока:
Учебная литература
Бейджи с ролями[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Набор слайдов для закрепления нового материала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Карточки с набором заданий для работы в группах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Тесты для рефлексии[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Этап
Учитель
Учащиеся

1. Организационный момент.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Распределяет роли в группах. Напоминает обязанности каждой роли.
Приветствуют учителя.

2. Актуализация.
Мы с вами закончили изучать тему "Электронные таблица Excel". К сегодняшнему уроку я просила вас приготовить в Excel небольшие таблицы по географии. Одна группа готовила таблицу по рекам материков, другая – по горным вершинам. С помощью электронной таблицы мы можем определить горные вершины с наибольшими высотами или материк с наименьшей площадью. Но иногда возможностей электронных таблиц бывает недостаточно, например: необходим список рек с шириной не менее 50 метров и наличием водопадов, но данные о реках, местах их протекания и наличии водопадов хранятся в разных таблицах. В этом случае возможностей Excel может оказаться недостаточно.
Внимательно слушают учителя

3. Целеполагание и мотивация.
Приведу другой пример. Существуют исторические архивы, архивы служебных дел, киноархивы, архивы звукозаписей, фотоархивы. Порой такие архивы занимают целые здания и поиск нужных документов требует значительных усилий. В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры. Информация в компьютерах хранится в виде файлов. Так вот, для того чтобы поиск нужной информации не занимал много времени необходимо организованное (систематическое) хранение данных. В этом помогают базы данных.
Итак, тема нашего урока "Базы данных".
Давайте сформулируем цель нашего урока.
Записывают тему урока
Обсуждают. Формулируют цель урока

4. Изучение нового материала.
Хорошо, вы с базами данных встречались.
Например: классный журнал – база данных ваших оценок, записная книжка – база данных адресов и телефонов ваших друзей и знакомых.
Давайте попытаемся дать определение базы данных.
База данных – это структурированная совокупность взаимосвязанных данных в некоторой предметной области.
Пр.: банк данных книжного фонда библиотеки, банк данных учеников школы и т.д.
Существуют различные классификации баз данных.
По характеру хранимой информации:
фактографические;
документальные.
хранится краткая информация в строго определенной форме (пр. картотека в библиотеке).
всевозможные документы причем не только текстовые, но и видео и звук (пр. музыкальные клипы, списки сотрудников).
По способу хранения:
централизованные (всё на одном компьютере);
распределенные (на нескольких компьютерах).
По структуре организации данных:
реляционные (таблицы – расписание движения поездов);
иерархические (многоуровневая файловая структура);
сетевые (свободная связь между данными различного уровня).
В школьном курсе информатики более подробно изучаются реляционные базы данных не потому, что учебный курс ограничен по времени, но и потому что реляционный тип баз данных используется в настоящее время часто и является универсальным.
Теоретически доказано, что любая система может быть представлена в виде таблиц.
Простейшая база данных содержит 1 таблицу, более сложная может состоять из множества таблиц, взаимосвязанных между собой. Значит ваши таблицы из домашнего задания – это простейшая фактографическая реляционная база данных.
Сейчас мы более подробно рассмотрим реляционные базы данных.
Работать будем в группах.
Раздает задания по группам.
Дают определение БД
Слушают, делают записи в тетради
Каждая группа получает задание и выполняет его. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. Первичное закрепление.
Заканчиваем работу в группах. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Отчитываются группы.

6. Закрепление изученного материала.
Демонстрирует слайды.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Отвечают на вопросы.

7. Рефлексия.
Раздает тесты. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заполняют тесты на выбор правильного ответа.

8. Итог урока
Организует подведение итогов урока
Отчитываются по ролям в группах

9. Домашнее задание.
Объявляет и поясняет домашнее задание.
Записывают домашнее задание.

Литература:
И.Семакин, Л.Залогова, С.Русаков, Л.Шестакова “Информатика” учебник по базовому курсу 7-9 классы и Задачники-практикумы к нему


ЂЂ
ЂЂ
type="text/javascript" src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js" Заголовок 115