Паспорт программы элективного курса «Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества»
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 30
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Элективный курс
«Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества»
Название программы Элективный курс
«Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества»
Направленность программы художественная
Ф.И.О. педагога реализующего дополнительную общеобразовательную программу Нестерова Александра Валериевна
Год разработки 2016 год
Где, кем и когда утверждена дополнительная общеобразовательная программа Информация о наличии рецензии Цель Развитие интереса к народному творчеству посредством ознакомления с основами традиционной танцевальной культуры Кубанского казачества и особенностями исполнительства малых танцевальных форм.
Задачи Познакомить школьников с танцевальным народным творчеством через изучение семейных, боевых и бытовых обрядов, разнообразных танцевальных форм и характерных особенностей их исполнения;
Расширять представления о танцевальном языке и его средствах выразительности в движении, пластике, осанке, хореографической жестикуляции;
Формировать навыки танцевального исполнительства, активный интерес к танцевальной культуре казачества;
Нацелить на собственную хореографическую практику в этой области искусства;
Способствовать развитию эмоциональной и познавательной сферы, эстетического и художественного вкуса школьников и обогащению опыта творческой деятельности в области танцевального фольклора;
Воспитывать духовно-нравственные качества личности подростка через введение его в мир традиций, обычаев, обрядов Кубанского казачества.
Содействовать самоопределению и самореализации личности каждого учащегося, раскрытию его творческих способностей
Ожидаемые результаты освоения программы Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучающиеся должны знать:
Некоторые аспекты из истории казачества: различные теории происхождения казачьего рода, условия и образ жизни;
Основные позиции и положения головы, рук, ног, корпуса в традиционных казачьих танцах (мужском, женском, парно-массовом) и в народно-сценических танцах (их отличительной манеры).
Основные движения и ходы казачьего танца;
Основные понятия и составляющие народной культуры – традиционная, профессиональная;
Различные танцевальные формы;
Истоки зарождения традиционной танцевальной культуры Кубанского казачества: отличительные черты национальных танцевальных культур населения Краснодарского края (русского, украинского и адыгейского) - их танцевальные элементы, пластику, движения, костюмы;
Традиции, обычаи и обряды Кубанского казачества и связанные с ними различные виды танцев. Характерные особенности исполнения хороводов и кадрилей, парномассовых и мужских военных танцев и плясок;
Различные формы праздничных и повседневных игр станичной молодежи Кубани;
Составляющие военных игр казаков.
Название атрибутов казачьих военных игр; особенности игровых и танцевальных действий с ними.
Жанры сценической формы кубанской хореографии и отличительные черты стиля и манеры их исполнения;
Различные композиции, фигуры и движения Кубанских кадрилей: треугольные, четырехугольные фигуры, фигуры с платком, двойные диагонали, линейные и фронтальные линии, рисунки сомкнутого круга, мужские и женские движения «переходов», «обходов», «красования»). Выразительные хореографические средства: особые черты в манере исполнения движений, хореографических жестах, пластике;
Название элементов форменного костюма казаков и старинной одежды казачек. Особенности их влияния на танцевальные формы кубанского танца: на архитектонику танца, характер и манеру исполнения движений;
Виды народно-сценического танца, их особенности и характер исполнения.
Известных профессиональных исполнителей народно-сценического танца;
Основы композиционного построения сюжетных танцев;
Поэтапность работы над танцем;
Хореографическую терминологию;
Правила записи обозначений и движение в пространстве;
Основы анализа и самоанализа: правила контроля за собственным исполнением танца и осознанного восприятия исполнения профессиональных коллективов;
Творчество известных профессиональных танцевальных коллективов.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
Исполнять основные движения и ходы казачьего танца с соблюдением позиций и положений головы, рук, ног, корпуса;
Исполнять различные формы танцевального жанра в традиционной манере Кубанского казачества;
Различать национальные элементы танцевальной культуры населения Кубани (русских, украинцев, кавказских горцев) по стилистическим особенностям их исполнения;
Инсценировать молодежные танцы-игры (уличные, военные) с использованием в них танцевальных элементов с соответствующими атрибутами;
Самостоятельно выбирать движения и рисунок танца в парных фигурах Кубанской кадрили и исполнять их в соответствии с задуманным содержанием;
Применять полученные знания об этике поведения на казачьих праздниках и гуляньях в соблюдении ритуалов и обрядов («проводов», «свадебных», «уличных» и т.д.);
отличать особенности стиля и характера различных народно - сценических танцев;
в записи обозначать движения, построение и рисунок танца и читать графические рисунки танца;
эмоционально и выразительно передавать в движении характер исполнения казачьих танцев;
анализировать свое исполнение и исполнение других;
танцевать в ансамбле с другими исполнителями.
Срок реализации программы 1 год
Количество часов в неделю\год 1 час в неделю, 36 часов в год
Возраст обучающихсяЭлективный курс «Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9 классов, имеющих сформированные танцевально-исполнительские навыки, полученные на уроках ритмики в общеобразовательной школе.
Формы занятий Программой предусмотрены занятия:
теоретические;
практические;
комбинированные.
Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися
Методическое обеспечение Тематические разделы курса отражают работу над формированием навыков танцевального исполнительства в традиционной манере казачества и получения учащимися первоначальных представлений и знаний в области танцевального народного творчества.
В первой теме курса значительное место отводится истории происхождения казачества, посредством знакомства с различными теориями. Наряду с темами истории даются сведения об образе жизни и особенностях бытовой культуры казаков. Процесс усвоения знаний подкреплен разучиванием основных позиций, положений, движений и шагов народного казачьего танца.
Во второй теме курса введение в традиционную танцевальную культуру кубанского казачества осуществляется посредством знакомства с основными понятиями и составляющими национальной культуры Казачества, куда входят традиционная танцевальная культура (фольклорный и народный танец) и профессиональная культура, средством передачи которой является народно-сценический танец. Даются сведения о смешении, видоизменениях и взаимовлиянии социально-бытового уклада, семейных и бытовых обрядов, привычек, ремесел этнически неоднородного населения Кубани. Продолжается освоение основных позиций и положений головы, рук, ног, корпуса в казачьих танцах и процесс овладения основными движениями казачьего танца.
Познавательный и практический материал третьей темы программы курса подобран в соответствии с разнообразием творчества, проявляемого в обрядах казаков Кубани: свадебных, молодежных, семейно-бытовых, праздничных, служилых и направлен на интенсивное освоение народных танцевальных традиций. Углубляются знания о танцевальном жанре посредством подробного изучения его форм и видов, и характерных особенностей их исполнения.
Путем освоения техники основных движений, знакомства и разучивания простых ходов, дробных движений казачьего танца, игр разного вида (хороводных и танцевальных), обыгрывания «уличных гуляний» в танцевальных и игровых импровизациях, происходит дальнейшее формирование навыков танцевального исполнительства.
В четвертой теме программы курса в формах танцевального исполнительства и импровизации продолжается ознакомление с обрядностью и народной танцевальной культурой Кубанского казачества через выяснение влияния традиций в одежде и существовавших различий в социальном положении кубанцев на формирование своеобразия хореографической жестикуляции, пластики, осанки, характера и манеры исполнения движений, архитектоники танца, закрепление основных танцевальных движений и ходов, освоение малых танцевальных форм. Уделяется внимание усвоению учащимися знаний о выразительных хореографических средствах и приемов передачи эмоционально-образного содержания танца.
Основу пятой темы курса составляет краткое знакомство с профессиональной танцевальной культурой Казачества, являющейся частью его народной культуры и средством передачи традиционного танцевального народного творчества Кубани. В процессе знакомства для получения полного представления о танцевальной культуре казачества учащимся даются сведения об отличии фольклорного, народного и народно-сценического танца (отличительные черты позиций и положений рук, ног, корпуса, головы в народно-сценическом танце, от позиций и положений в традиционных казачьих танцах, различия в способах соединения танцевальных элементов), Исполнительское искусство рассматривается преимущественно в связи со спецификой профессиональных и любительских коллективов народного танца, деятельность которых определяла развитие профессиональной танцевальной культуры казачества и их участием в процессе передачи новым поколениям творческого наследия Казаков через анализ их наиболее значительных работ. В теме значительное место занимает вопрос технологии создания и постановки сюжетного танца через освоение правил композиционного строения этой танцевальной формы, обучение приемам записи с помощью обозначений, знакомству с этапностью и методикой работы при постановке и разучивании народно-сценического танца и методами анализа своего исполнения. Результатом освоения знаний по теме является создание и постановка сюжетного казачьего танца «Подушечка», в котором осуществляется и дальнейшее закрепление исполнительских навыков через разучивание, и отработку его основных элементов (на базе некоторых танцевальных движений и ходов, разученных за время прохождения курса)
Завершением тематического раздела с целью обобщения знаний по всем темам пройденного курса и выявления степени овладения танцевально-исполнительскими навыками запланирован показ сюжетного казачьего танца «Подушечка» для гостей – друзей и приглашенных с последующим анализом и самоанализом учащимися собственного исполнения.
Курс «Традиционная танцевальная культура Кубанского казачества» должен стать одним из важных шагов для дальнейшего духовно-нравственного, хореографического и музыкального развития учащихся. Занятия по данному курсу помогут сориентировать учащихся на поступление в образовательные учреждения, готовящие специалистов по следующим профессиям: «Преподаватель народного танца», «Педагог-хореограф», «Артист профессионального хореографического коллектива», «Руководитель ансамбля народного танца», «Искусствовед» и многим другим.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) Материально-техническое оснащение:
Видеооборудование;
Музыкальное оборудование;
Хореографический класс в соответствии с санитарно-техническими нормами;
Реквизит необходимый к танцам и играм;
Музыкальные инструменты: баян, фортепиано;
Стенд для размещения наглядных материалов, картин.
Учебно-методическое оснащение:
Наглядные средства и дидактический материал;
Аудиозаписи казачьих народных танцев;
Видеоматериалы с записями народных обрядов кубанских казаков, посиделок, выступлений танцевальных коллективов.