Рабочая программа по литературному чтению УМК Планета знаний 3 класс
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Согласовано:
Председатель МС___________
протокол № 1 от 29.08.2014 Утверждена приказом
и.о.директора МБОУ СОШ №2
от 29.08.2014 № 63-од
___________Аверина М.И.
Рабочая программа
начального общего образования
по предмету «Литературное чтение»
для 3 класса
Количество часов: 140
Учителя Ланчевой Жанны Викторовны
Программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования, Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 3 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная программа: [сборник], авторской программы Э.Э.Кац.Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол от «29» августа 2014 года № 1
Руководитель методического объединения _____________________/Чаркина И.И./
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Э. Э. Кац «Литературное чтение» (УМК «Планета Знаний»);
- Недельного учебного плана для учащихся, реализующих ФГОС НОО на 2014-2015 учебный год;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 г.Грязи;
- Локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, реализующей основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника.
Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса к чтению и потребности в нем;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
развитие воображения, творческих способностей;
формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
обогащение представлений об окружающем мире.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Во втором и третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Список произведений, предлагаемых к чтению третьеклассниками, по сравнению с первым и вторым классом расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обогащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения.Кроме того в 3 классе расширяется представление учащихся о типах литературных текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики (о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей.
Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомится с творчеством того или иного автора. В учебнике третьего класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий:
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч. - М.: ACT, Астрель.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: ACT, Астрель.
Э. Э. Кац. Литературное чтение: Проверочные и диагностические работы: 3 класс: к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение» / Э.Э.Кац, Н.А.Миронова - М.: ACT, Астрель, 2014.
Э.Э.Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. – М., АстрельМЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы по литературному чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 70 часов, 2 часа в неделю и 2 часа добавлены из части, формируемой участниками образовательного процесса для формирования навыка чтения, расширения читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности, развития речи.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 140 часов в год, 4 часа в неделю.
1 четверть – 36 часов
2 четверть – 28 часов
3 четверть – 40 часов
4 четверть – 36 часов
В рабочую программу внесены изменения, т.к. первая неделя 4 четверти неполная, а 23.02, 09.03, 04.05 – праздничные дни. Таким образом, количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» сокращается до 135 часов в год.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Содержание программного материала Количество часов
1 «Уж небо осень дышало... » 16
2 Народные сказки 15
3 Поэтические страницы 5
4 О мужестве и о любви 12
5 «Зимы ждала, ждала природа... » 9
6 Авторские сказки 13
7 Басни 10
8 Братья наши меньшие 15
9 О совести и долге 14
10 Весна пришла 9
11 И в шутку, и всерьез 16
Резерв 6
Итого: =SUM(ABOVE) 140
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (140 часов)
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало... » (16 ч)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»
Народные сказки (15 ч )Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (5 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви (12 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа... » (9 ч)
В. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (13 ч)
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (10 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие (15 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (14 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла (9 ч)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьез (16 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Научно-популярные статьи
Резерв 6 ч
Виды деятельности
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логических ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
составлять план произведения, рассказы о героях;
сопоставлять разных героев;
определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его;
выявлять отношение автора к персонажам;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Развитие воображения, речевой творческой деятельностиРазвитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
вести рассказ от лица героя;
читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
Литературоведческая пропедевтикаЗнакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличие;
различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные);
находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;
выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнаты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться:
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
могут быть сформированы:
познавательная мотивация учения;
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;
сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;
определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;
выявлять отношение автора к персонажам;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;
создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия;
различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т. п. );
находить в тексте метафоры, олицетворения;
выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.); • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;
• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫКритерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предметуУровень Отметка Комментарий
Материал не усвоен «2»
(неудовлетворительно) Учащийся не владеет терминологией,
не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т. п. )Минимальный
уровень «3»
(удовлетворительно)
Выполнение читательского задания
с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе
«4»
(хорошо) Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с несерьезными ошибками
Программный уровень
(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) «4+»
(очень хорошо) Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат
«5»
(отлично) Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно
Высокий уровень
(решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) «5+»
(превосходно) Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т. п.
Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию. Все данные вносятся в таблицу с помощью знакового, балльного, цветового или словесного обозначения.
Мониторинг сформированности навыка чтения
учеников 3__ класса зачетверть20- 20 __ учебного годаФамилия, имя ученика Скорость чтения
(сл./мин.) Плавность
(буквенное, слоговое, целыми словами) Выразительность
(соблюдение пауз, логических ударений, интонаций героев) Грамотность
(правильное чтение слов) Понимание
(ответы на вопросы по содержанию) Отметка Примечание
Для мониторинга индивидуального развития навыков чтения учащегося можно вести личную таблицу, которая помещается в портфолио ученика.
Фамилия, имя ученика
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Скорость чтения (сл. /мин.) Плавность Выразительность Грамотность Понимание содержания Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.
Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.
Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:
индивидуальную динамику развития скорости чтения;
индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
индивидуальную динамику развития понимания текста;
индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т. п.
Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению
Вид
работы «5»
(отлично) «4»
(хорошо) «3»
(удовлетворительно) «2»
(неудовлетворительно)
Контрольное чтение Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющими на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы
Послоговое чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию
Тестирование Безошибочное выполнение всех заданий Безошибочное выполнение более 80 процентов заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях (неполный или неточный ответ на некоторые вопросы)
Безошибочное выполнение более 50 процентов заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях Безошибочное выполнение менее 50 процентов заданий
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.
Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п.).Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа:
Выразительное чтение.
Объяснение новых слов.
Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
Ответы на вопросы по содержанию.
Ответы на вопросы на понимание смысла.
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
Разнообразие источников информации.
Выразительный устный рассказ.
Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Количество проверочных и контрольных работ
1 четверть Контрольное чтение 1
2 четверть Контрольное чтение 1
3 четверть Контрольное чтение 1
4 четверть Контрольное чтение 1
Год Итоговое тестирование 1