Урок — обсуждение фильма Щенок

Беседа о фильме «Щенок»
- Первое впечатление ваше?
- Авторов знаете?
Режиссер: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сценарист: Николай Агафонов
Оператор: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Композитор: Ким Урываев
Художник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Продюсер: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Производство: Кинокомпания "Мироздание"
Год: 2009
Актеры: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Анастасия Изотова, Алексей Шокун, Александр Лебедев (IV),Тимофей Рассомахин, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Жанр: детский фильм, семейное кино
- В какое время происходят события? Конец 70-х – начало 80-х.
- Кто герои фильма? Алёша, которому 11 лет. Валера, у которого нет родителей, его бабушка. Их ровесники. Семья Алёши.
- Как вы поняли суть событий?
Школа, юные пионеры со своими представлениями о добре и дружбе. Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки - непохожего на всех остальных детей 11-летнего мальчика. Он в силу своих отклонений является изгоем в среде жестокого детского общества. Алеша, как и все его товарищи при каждом удобном случае издевается и обижает Валерку. Но однажды происходит событие, которое заставляет Алешу совершенно иначе взглянуть на Валерку, а затем и на весь мир в целом
- Как связаны начало и конец фильма? Эффект контраста: в начале они на дьякона вообще не обращают внимания, занимаются своими делами, хотя звонок на урок уже был. Только появление директорши заставляет их сесть смирно и демонстративно сложить руки на партах "как положено". Да и после ухода директора они ерничают, пересказывая библейские сюжеты. А в конце они сидят как завороженные, и не разбегаются после звонка, а переживают рассказ, явно даже не расслышав звонка. Это подчёркивает важность основного события. Дети изменились.
- Почему дьякон начал занятия по Библии с рассказа о своей жизни? (Одно событие может изменить жизнь человека – он стал служить Богу)
- Почему Алёша не зовёт одноклассников, когда видит Валеру под мостом?
(Звучит музыка, напоминающая звуки колокольчиков, которые символизируют некое очищение. Алексей не позвал разъярённую толпу своих одноклассников, наверное, вполне осознавая, что Валерке в этом случае пощады не будет. Рассматривая стоящего в воде и прижимавшего к себе щенка мальчика, Алёша увидел в нём то же тепло к Тишке, что испытывал и он сам. Тогда Алексей задумался о Валере как о человеке. Мы чувствуем, что есть где-то в глубине Алёшиной души что-то доброе. Оно пока маленькое и очень слабое).
- Как дальше развиваются события? (Дети рассказывают о том, что Алёша, заглянув в дом Валерки и услышав бабушку, будто оказался в другом мире: здесь иконы, рассказ о Богородице, как о живом существе: она плачет, когда кто-то берёт чужое. Сама бабушка удивительно прозорливый человек – она сразу поняла, что Алёша бросил Тишку без присмотра. И он узнаёт о том, что Валера круглый сирота. Это особенно потрясает его, он не может представить себе, как дети могут оказаться без мамы и папы. Не случайно здесь вспоминаются сцены дня рождения и картина перед сном, где отец укладывает Алёшу в постель. А утром мама будит его и провожает в школу. Родители всегда рядом).


-Почему Алёша отдаёт Тишку Валере? (Встреча с Богом – это потрясение, когда вдруг мир оживает, ты видишь людей по-другому. У тебя появляется неодолимое желание помогать людям. Валера был для Алёши изгоем, над которым сам он издевался. Обратили ли вы внимание, как Валера наблюдал за муравьишкой, которого как будто вёл солнечный лучик. Солнечный лучик – символ Валеркиной души: светлой и печальной. Но вот Алёша выбил мяч, и луч погас! Наверное, это был образ души. У кого-то она сияет и видит красоту в любом живом существе, а у кого-то вымазана в грязи. И вдруг он почувствовал себя сильным – вот как нужно самоутверждаться – защищая других! Это настоящий поступок, акт духовного пробуждения. Будто в ребёнке проснулся взрослый человек: мудрый, сильный, смелый. Даже мама его удивилась взрослению сына).
- Как вы думаете: всем этот фильм нравится?
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ
2009г. - Приз зрительских симпатий конкурса "Наше новое детское кино" на VII Московском фестивале отечественного кино "Московская премьера" (Мария Евстафьева). 2009г. - Приз за лучшую детскую роль конкурса "Наше новое детское кино" на VII Московском фестивале отечественного кино "Московская премьера" (Денис Сухомлинов). Победитель фестиваля социально значимых программ и фильмов «Герой нашего времени» в номинации «Игровой фильм, сериал» (26-28 августа 2009 г., г. Тверь).  Вторая премия в номинации «Игровое кино» на VII международном фестивале «Покров» (г. Киев, 09-12.10.2009 г.). 2010г. - "Лучшая роль мальчика" - Федор Толстяков за фильм "Щенок". Конкурс детского кино "КиномалыШок" (КиноШок - 2010).
Почитаем отзывы в интернете. Конечно, есть среди них и негативные, но они скорее от непонимания. Больше всего отзывов доброжелательных:
Я начала смотреть фильм, предполагая, что это будет либо какая-то слезливая история, либо, наоборот, всем хорошо, мир прекрасен. Я не предполагала, что за каких - то 45 минут фильм может раскрыть и оправдать себя полностью. Когда я увидела название, я думала, что фильм будет посвящён собаке но это оказалось далеко не так.
После фильма мне стало очень легко и светло на душе Сейчас так мало хороших, добрых фильмов. Кругом насилие и убийства Я сравню этот фильм с лучиком света среди тьмы
После просмотра этого фильма чувствуешь необыкновенное душевное просветление и не жалеешь о потраченном времени. Поэтому подобные кино нужно обязательно смотреть как детям, так и взрослым.
В этой короткометражке обращаешь внимание не на игру актёров и не на картинку. Главный её плюс это мысль о том, что нельзя издеваться над человеком только из-за его непохожести на тебя и что надо уметь жертвовать чем-то любимым ради ближнего.
- Кстати, у вас есть в школе подобные дети? (Оказывается, что такие дети есть везде. Их преследуют не только ровесники, но и дети помладше. А вот защитников у них мало. 16 ноября – Международный день толерантности, напоминающий нам, что мы должны быть терпимее к тем людям, которые непохожи на нас).
- Появление маленькой собачки помогло главному герою преобразиться и найти нового друга, ни такого как все, но очень доброго, сердечного.
- Почему фильм так назван? Маленькая собачка помогла найти друга. Сюжет фильма «Щенок» раскрывает путь к добру, учит нас думать, отзываться на чужую боль, горе, трудности.
Вот ещё отзывы:
Фильм мне очень понравился. Тем, что опять заставил задуматься о Боге (я атеист, если что). Некой наивностью, которая, по-моему, близка к наивности древних отцов-пустынников.
Рекомендую всем смотреть этот фильм самим и обязательно показать своим детям.
Рад, что российский кинематограф еще жив, что есть режиссеры, способные снимать не только чернуху и попсу. И очень потрясла последняя сцена, когда дети после звонка не разбегаются из класса. Это говорит о том, что и нынешнее поколение не полностью меркантильно и способно воспринимать духовность.
Моя дочка очень любит этот фильм, он лежит на её DVD – полке. А я первый раз посмотрела, потрясена.
Посмотрев фильм "Щенок", я понял очень - очень многое. От осознания того, как всё, оказывается, просто, признаюсь честно, даже слёзы навернулись на глаза после просмотра.
Случайно наткнулся на этот фильм, скачал и посмотрел. Хотя почему случайно? Долгое время я уже задаю себе вопрос: "Ну что же значит - найти Бога, встретиться с Ним? Как это, что для этого надо?" 
К сожалению, я нигде не видел упоминания об этом фильме. Почему? Всякую чушь рекламируют везде, а такие вот фильмы- жемчужины, днем с огнем не сыщешь.
- У нас есть возможность снова пережить эти события, прочитав книгу. Всегда интересно сравнить книгу и фильм. Николай Агафонов "Очень важный поступок".
- Что ещё вас впечатлило? (Детей возмутил образ учителя).
- Я не могу согласиться только с образом учителя. Я ведь тоже работала в те годы. Да, были очень строгие учителя, но была и забота о детях, а в фильме уж очень страшный и какой-то равнодушный учитель. Кстати, если вы заметили, она показана на фоне картины «Немцы под Москвой». Тут прямо с фашизмом перекличка, имя у неё, кстати, тоже немецкое. Возможно, авторы хотели подчеркнуть одиночество её и единство детей Возможно, в конфликте с педагогом раскрылись черты героев ярче.
- А какой бы вы написали отзыв? (Детям предлагается написать отзыв или аннотацию. Можно обсудить требования к этим жанрам. А можно написать письмо-призыв к школьникам о бережном отношении к детям с ограниченными возможностями. Пример сложной судьбы девочки Яны из Кемерово, которая 11 лет не могла видеть и ходить. Её вылечил полуслепой дельфин Ян. Да, животные порой великодушнее людей).
15