Разработка урока по теме: Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»


ПЛАН  УРОКА 
Урок-проект создания презентации «Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».
Цель – понять замысел автора, осмыслить художественную картину произведения, выявить авторскую позицию. Что будем исследовать?
Задачи:
Рассмотреть систему персонажей.
Выявить особенности композиции.
Определить роль художественных деталей в тексте.
Маршруты поиска смысла:   читательские вопросы, актуализирующие познавательный интерес учащихся.
Авторский замысел рассказа:  сопоставление черновых редакций фабулы рассказа с окончательным вариантом.
Отличие:
  Герой счастлив!
  У героя появился брат.
  История Н.И. получила обрамление (рассказ в рассказе). 
Проблемный вопрос урока: Почему автор меняет  финал истории о Н.И. с грустного на счастливый?
Гипотезы.
Чтобы включить в сюжет реакцию И.И. на счастье своего брата.
Чтобы сравнить счастливого И.И. с другими героями произведения.
Чтобы усилить впечатление на читателя от истории И.И
Этапы проекта.
 Счастье Н.И.
Н.И. и другие.
Авторское понимание счастья. 
Работы в группах.
 I этап: задания  на осмысление счастья Н.И. (по группам).
1)      Рассмотреть этапы жизни Н.И. и распределить их в хронологическом порядке на часах жизни героя.
2)      Рассмотреть пространственную картину мира героя, чем окружил себя Н.И. в усадьбе?
3)      Определить, как менялся характер героя по мере приближения к мечте.
В картину мира рассказа впишите теперь самую важную деталь – крыжовник.
Что символизирует  эта деталь?
Сочувствует ли автор такому счастью?
Как И.И. реагирует на счастье своего брата?
Вывод: Николай Иваныч – «футлярный человек»!





II этап: задания на осмысление счастья других героев рассказа (по группам).
2 и 3 группы вывешивают на доске карточки с художественными деталями, которые у них остались после выполнения предыдущего задания. Это  подсказки для следующего этапа работы.
Далее каждая группа работает со своим героем (используем текстовый материал):
1)      группа: Иван Иваныч.
2)      группа: Буркин.
3)      группа: Алёхин.
Вывод: каждому из героев что-то мешает быть счастливыми. Расширяется понятие футляра.
III этап: задание на осмысление авторского представления о счастье (по группам).
Есть ли в рассказе авторское понимание счастья?  Кто из героев является выразителем авторской позиции?
Вспомните, как отреагировал И.И. на рассказ Буркина о Беликове («Человек в футляре»). Как он объяснил метафору «футлярная жизнь».
Вам предлагается в группах поработать в цитатами из текста (реплики Ивана Иваныча), объяснить их смысл в контексте всего рассказа или даже  всей «футлярной трилогии».
Итогом выступления групп должно стать новое осмысление понятия футляра  в трилогии Чехова.
Футляр  в рассказе «Крыжовник» – это
     усадьба и крыжовник Николая Иваныча;
     успокоенность  Буркина его и безразличие к рассказу  И.И.;
    красивый и уютный дом Алёхина;
    жизнь Ивана Иваныча до встречи с братом.
 Самооценка.
Возвращаемся к целям и задачам урока, к проблемному вопросу. Удалось ли нам выполнить задуманное?
Рефлексия.
На завершающем этапе урока ученикам предлагается написать мини-эссе на тему
«Мое понимание счастья». 
Просмотр презентации. Объяснение домашнего задания.
Найти в рассказах «Человек в футляре» и «Крыжовник» общие мотивы.  Оформить их в виде слайда к презентации или письменно в тетради.
Используя выводы урока, придумать и нарисовать или оформить в виде слайда обложку к «футлярной трилогии»  Чехова.
Самостоятельно прочитать рассказ «О любви» и сделать презентацию к осмыслению авторской позиции в тексте.