Урок литературы 8 кл. Я люблю сомневаться во всём (по рассказу А.П.Чехова Крыжовник, Школа 2100
Урок литературы в 8-м классе " Я люблю сомневаться во всём…"
Разделы: ЛитератураУчитель МОУ СОШ №7 Котенко Т.Д.
Класс: 8 (программа «Школа – 2100»)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: фронтальная работа и работа в парах, группах
Цели урока:
Обучающие:
Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова и поэзией поэтов 19 века;
проанализировать рассказ «Крыжовник», как рассказ о человеческих сомнениях.
Развивающие:
продолжать обучение устному монологическому высказыванию;
развивать навыки анализа прозаического текста, подтверждать свои мысли текстом умение наблюдать, обобщать и делать выводы;
расширять литературный кругозор учащихся.
Воспитательные:
на основе рассказов выявить, что дает человеку сомнение;
помочь учащимся познать себя и обрести свое место в жизни;
понять, что для достижения цели не все средства хороши.
Оборудование урока: мультимедийная установка с материалами урока, листы А3, маркеры
Ход урока
1. Организационный момент
Слово учителя: Мы продолжаем «жить» (Слайд 1-2 щелчка) в «Доме без стен». Само название символично. Дом без стен – это сценическое пространство театра. Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я».
(Слайд 2-3 щ.)
Пролог «Человек толпы. Человек в толпе» закончен. В антракте вы написали сочинение. С вашими суждениями, вашим взглядом на человека я ознакомлюсь, проверив написанные сочинения. Не забудьте их сдать по окончании занятия. А с сегодняшнего урока мы участники действия: «Человек размышляющий»
- Откройте учебники. Рассмотрите иллюстрацию на стр.122. Обсудите в парах «На изучение каких произведений настраивает нас эта иллюстрация?» (Произведения будут о вечных вопросах жизни, о разных взглядах героев на жизнь.)
- Картина1 «Сомнение» Как вы понимаете смысл ключевого слова «СОМНЕНИЕ»? (Слайд 3-1щ.)
Сомнение –
Неуверенность в истинности чего-нибудь, отсутствие твердой веры в кого-нибудь.
Затруднение, недоумение при разрешении какого-нибудь вопроса.
Думаю, после осмысления значения данного слова вам легко будет понять спор оптимиста и пессимиста, которым открывается первая картина первого действия.
(Слайд 4-2щ.)Сценка. Суркова А. и Шандарова Д. Пессимист и Оптимист ведут спор о вреде и пользе сомнений в жизни человека.
- В чем основная мысль спора? (Сомнение, по мысли Пессимиста, отравляет жизнь человека, делает его слабым; по мысли же Оптимиста, сомнение дает человеку импульс к развитию).
- Сегодня на уроке мы рассмотрим произведение А.П.Чехова(СЛАЙД 5 – 2щ.) из «Маленькой трилогии» - «Крыжовник», как рассказ о человеческих сомнениях. Запишите тему урока «Я люблю сомневаться во всём…» (ПЕЧОРИН,ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.)
И ключевое слово в нашей теме тоже СОМНЕНИЕ.
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока:
1. Продолжение знакомства с творчеством А.П.Чехова и поэзией поэтов 19 века.
ЗАДАЧИ:
проанализировать рассказ «Крыжовник», как рассказ о человеческих сомнениях.
понять, все ли средства хороши для достижения цели.
2.Работа по подведению учащихся к размышлениям по теме урока.
А) Поговорим о том, как вы поняли смысл названия рассказа. ( Выскажите свои мысли о заглавии перед чтением и после прочтения. Что-то изменилось в восприятии?
Б) Ким М. дома попробовала самостоятельно определить особенность композиции рассказа. (ей слово)
- Почему автор прибегает к такому приёму? (сюжетно герои: учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович и помещик Алёхин - не связаны с Николаем Ивановичем Чимша Гималайским, но чтобы читателю стала понятна и их жизненная позиция, Чехов использует приём «рассказ в рассказе».
3.Для того, чтобы достичь поставленных целей, работаем в группах
10 минут. Ознакомьтесь с заданиями и приступайте к работе. Правила работы в группе.
Первая группа. Черепов Влад
Смысл жизни Николая Ивановича (выпишите глаголы, которые характеризуют этапы жизни Н.И.МЕЧТА СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ МЕЧТА ИСПОЛНИЛАСЬ
Сделайте вывод: Достиг своей цели Н.И.? Мучили ли сомнения Николая Ивановича относительно правильности ведения такого образа жизни? Подтвердите текстом.
Вторая группа. Кокорев Данила
Сомневается ли Иван Иванович в том, что его брат достиг истинного счастья? Счастлив ли он сам? Почему, по мнению Ивана Ивановича. он ничего не сможет изменить в своей жизни? Хочет ли он предостеречь от ошибок молодое поколение?
( Он критически осмысливает весь неразумный путь брата к достижению нищенской цели. В итоге он говорит, что «как много довольных счастливых людей!..», но он не принимает спокойствие современной общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста…Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства: «Делайте добро», но при этом сам решительно ничего не делает, а только бранит себя и признаётся: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня болит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если бы я был молод!»)
Третья группа. Шашов Олег.
В душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и писателя одолевали сомнения, каким должен быть человек? Рассказ «Крыжовник» - результат этой борьбы. Отвечает ли на А.Чехов на вопросы : 1) Каким должен быть человек? (Цитирование)
2). Все ли средства хороши для достижения цели? (Какова позиция автора в этом?) /Автор убеждает нас в том, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо исходить из высшего и стремиться к красоте, любви, добру!/ стр.133
СЛАЙД№7-2щ.
3) Раскройте смысл названия рассказа.
Четвёртая группа. Могильников Денис. Стихотворение П.Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат…
1.Прочитать наизусть.
2.Дать связный ответ, используя вопросы,
Сравните душевное состояние лирического героя в стихотворении П.А.Вяземского и Ивана Ивановича. Кто из них вспоминает свое прошлое с умилением, а кто с недовольством? Верно ли утверждение, что в старости возможен лишь пессимистический взгляд на жизнь? От чего зависит то, в каком душевном состоянии пребывает каждый человек в старости?
В чём созвучны рассказ А.П.Чехова и стихотворение П.Вяземского? Используйте цитирование.
Итог урока.
1.К чему ведёт сомнение и почему нужно «сомневаться во всём»? Сомнение развивает человека, заставляет его работать над собой) СЛАЙД №8Чья это позиция: оптимиста или пессимиста?
Какую позицию займёте вы, покажет жизнь. А пока молоды и у вас всё впереди – делайте свой выбор!
3.Д/З. (СЛАЙД №9) Прочитать р-з Чехова «О любви» вместе с родителями, стр.135 - 142 (дать инд. задание: стр.142-наизусть стих-е В.Тушновой)
4. Оценки
Задания группам
Первая группа. Черепов Влад
Раскройте смысл жизни Николая Ивановича (выпишите глаголы, которые характеризуют этапы жизни Н.И.)
МЕЧТА СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ МЕЧТА ИСПОЛНИЛАСЬ
Сделайте вывод:
Достиг своей цели Н.И.?
Мучили ли сомнения Николая Ивановича относительно правильности ведения такого образа жизни? Подтвердите текстом.
Вторая группа. Кокорев Данила
Сомневается ли Иван Иванович в том, что его брат достиг истинного счастья?
Счастлив ли он сам?
Почему, по мнению Ивана Ивановича. он ничего не сможет изменить в своей жизни?
Хочет ли он предостеречь от ошибок молодое поколение?
Третья группа. Шашов Олег.
В душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и писателя одолевали сомнения, каким должен быть человек? Рассказ «Крыжовник» - результат этой борьбы. Отвечает ли на А.Чехов на вопросы : 1) Каким должен быть человек? (Цитирование)
2) Все ли средства хороши для достижения цели? (Какова позиция автора в этом?)
3) Раскройте смысл названия рассказа.
Четвёртая группа. Могильников Денис.
Стихотворение П.Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат…»
1.Прочитать наизусть.
2.Дать связный ответ, используя вопросы,
Сравните душевное состояние лирического героя в стихотворении П.А.Вяземского и Ивана Ивановича.
Кто из них вспоминает свое прошлое с умилением, а кто с недовольством?
Верно ли утверждение, что в старости возможен лишь пессимистический взгляд на жизнь?
От чего зависит то, в каком душевном состоянии пребывает каждый человек в старости?
В чём созвучны рассказ А.П.Чехова и стихотворение П.Вяземского? Используйте цитирование.