Урок литературы в 8 классе по теме «Если не можете быть счастливыми, так будьте же хоть веселы, друзья»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
п. Лесогорск Чунского района, Иркутской области









Урок литературы в 8 классе
по теме
«Если не можете быть счастливыми,
так будьте же хоть веселы, друзья»
(Урок по юмористическим рассказам А.Вампилова)























Лесогорск -2015




Тема: «Если не можете быть счастливыми, так будьте же хоть веселы, друзья» (Урок по юмористическим рассказам А.Вампилова)
Цель:
Познакомить учащихся с личностью А.Вампилова и избранными страницами биографии писателя на основе выступлений учащихся, анализа цитатного материала и рассказов.
Познакомить учащихся с юмористическими рассказами Вампилова на основе презентаций рассказов, подготовленных творческими группами учащихся.
На основе заполнения таблицы и эвристической беседы выявить наиболее часто используемые автором приемы создания комического.
Через деятельность на уроке способствовать развитию у ребят креативных способностей, потребности определять смысл своей деятельности.

Оформление:
Портрет писателя
Выставка произведений А.Вампилова
Цитаты из записных книжек писателя
Иллюстрации к рассказам А.Вампилова

Ход урока:
Орг. момент.
Начальная рефлексия:
- Используя цветные карандаши или фломастеры, нарисуйте на полях тетради схематическую фигурку, передающую ваше настроение. Поясните выбор цвета, выбор фигуры.
Вступительное слово учителя
- Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения, посвященного памяти нашего земляка, замечательного иркутского писателя А.Вампилова:
«Переезжайте в Ленинград»
Он разорвал письмо устало:
«Я Ленинград увидеть рад.
Но все ж
останусь у Байкала»
«Перебирайтесь к нам в Москву»,-
Ему поклонница писала.
«Москву во сне и наяву
Я вижу, право,
у Байкала».
Шумел, горел он –
Сердцем смел.
Спешил, писал – все мало, мало!..
И, как он сам того хотел,
Навек остался
у Байкала.
- А что вам известно о нашем знаменитом земляке, какие факты его биографии особенно вам интересны? (выступления учащихся)
Определение темы, выбор формы урока. Целеполагание.
- На протяжении всей своей недолгой жизни Александр Вампилов вел записные книжки, которые по праву можно назвать сборником вампиловских перлов. Благодаря ним перед нами раскрывается творческая лаборатория писателя. Многие пронизанные иронией фразы и реплики, остроумные диалоги, озорные парадоксы, искрометные афоризмы со страничек записных книжек «перекочуют» в произведения писателя.
На доске перед вами – цитаты из записных книжек. Какие эмоции вызывают они у читателя? Каким вы представляете автора этих строк?
- Действительно, все, кто знал Вампилова близко, подтвердят: он был человеком веселого, общительного нрава. Его невозможно было представить в компании без шутки, без театральной байки, без легкого, усмешливого лицедейства. Своим близким он советовал : «Если не можете быть счастливыми, так будьте же хоть веселы , друзья»
- А в какие произведения писателя вошли эти строчки?
1. и Ромео с Джульеттой на танцах познакомились. («Девичья память»)
2. Будем называть друг друга на «ты», тем более .., что мы друг друга не уважаем. («Коммунальная услуга»)
3.ушел создавать художественные ценности. («Сумочка к ребру»)
4.Самые искренние ее мысли - это мысли, которые она высказывает нечаянно. («Ревность»)
- А к каким произведениям, по - вашему, сделаны иллюстрации? («Стечение обстоятельств» ,«Девичья память» ,«Глупости» ,«Свидание» ). Какие это рассказы? Почему мы их можем назвать юмористическими?
- Сформулируем вместе тему урока (запись темы в тетрадь)
- Какие цели вы ставите перед собой сегодня на уроке? (познакомиться с юмористическими рассказами Вампилова, определить, при помощи каких приемов автор добивается комического эффекта и т.д.)
- А каким образом мы будем реализовывать поставленные цели? (повторим необходимые сведения из теории литературы, познакомимся с рассказами, проанализируем их)
Игра «Кто больше?»
- Запишите в тетради все известные вам приемы создания комического.
- Кто больше? ( Учащиеся называют прием и поясняют его, делают необходимые дополнения в свои записи. Оценка выставляется последнему.)
Приемы создания комического:
Говорящие фамилии
Гиперболизация
Литота
Фантастика
Контраст и т.д.
Презентация рассказов А.Вампилова
- Первый рассказ Вампилова «Стечение обстоятельств» был опубликован под псевдонимом А.Санин в 1958 году, когда автору было всего двадцать лет и он учился на третьем курсе университета.
Последние рассказы «Листок из альбома», «Последняя просьба» датируются началом 60 – х. Позже, судя по всему, к рассказам Вампилов не возвращался. Перелистаем вместе страницы избранных юмористических рассказов.
По ходу выступлений творческих групп учащиеся заполняют таблицу
Рассказ
Комические приемы




Выступления творческих групп:
«Стечение обстоятельств» - прием персонификации – рассказ от лица Катеньки Иголкиной
«Девичья память» - художественный пересказ
«Глупости» - интервью с героиней Лилей
«Свидание» - инсценировка
Вывод:
- При помощи каких приемов автор добивается комического эффекта? (обсуждение)
- Рассказы Вампилова – просто забавные истории или нечто большее? Какие уроки жизни получили вы благодаря встрече с Александром Вампиловым и его рассказами?
Домашнее задание
Саша Вампилов – чистая песня,
Саша Вампилов – белый кораблик
Это строчки из стихотворения «Памяти Александра Вампилова» Б.Архипкина, одного из многих, посвященных нашему замечательному земляку.
Напишите и вы синквейн, посвященный памяти А. Вампилова.
VII. Итоговая рефлексия
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Чью работу на уроке вы хотели бы отметить? Почему? (выставление оценок)
- Какую фигурку и какого цвета вы нарисовали бы сейчас? Почему? Всем спасибо за работу





Библиография:

Венок Вампилову
Издательство Иркутского университета, 1997г
А. Вампилов. Записные книжки
Издательство Иркутского университета, 1997г
А.Вампилов. Стечение обстоятельств: Рассказы, очерки, пьесы.
Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1988г.






































13PAGE 15


13PAGE 14515