Конспект урока Сказочные образы в музыке и живописи
Интегрированный урок Музыки, ИЗО с исполнением ИКТ
4 класс.
Тема урока: « Сказочные образы в музыке и живописи.»
ЦЕЛИ:
- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); развивать стремление к речевому самосовершенствованию формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.
- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные и художественные произведения; наблюдать в произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки ( интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемым произведениям; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыкальном и изобразительном искусстве.
Задачи:
Обучающая:
- учить закономерности сочетаемости содержания музыкального и художественного произведения с духовным мироощущением ребенка
- выявить сходство музыкальных и изобразительных красок, посредством демонстрации картин обогатить представления учащихся о связи искусства с жизнью
- формировать художественно-графические умения с помощью цвета, соотношений главных частей композиции создать образ сказочного героя, передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции
Развивающая:
-Развивать умение чувствовать выразительность цвета в раскрытии сюжета произведения
- дать понятие об изменении цвета в пространстве
- развитие эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на красоту в изобразительном искусстве и музыке
-развивать образное мышление, музыкальный слух, память, внимание, потребность в творчестве
Воспитывающая:
-создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия сказочных образов
- воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании, исполнении музыки, демонстрации произведений художников
- воспитывать эстетические чувства у учащихся.
Тип урока: Интегрированный
Методические приёмы, применяемые на различных этапах урока: «Высказывание великих», «Домысливание», «Кроссворд», «Привлекательная цель», «Мультимедийная презентация», «Работа в группах», «Работа с иллюстративным материалом».
Оборудование: интерактивная доска, музыкальный материал, раздаточный материал по группам (схемы, таблицы, диаграммы), гуашь, кисти, палитра
Конспект урока.
Учащиеся заходят в класс под музыку, песни «Сказки» (М. Силвершер), по желанию делятся на 3 группы, занимают свои места за партами, на доске репродукции картин: В. Васнецов – «Снегурочка», «Аленушка», «Три богатыря», И. Билибин – «Баба – Яга», Комаров «Осенний гном».
Слайд №1
Учитель музыки:
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы проводим необычный урок, урок музыки и изобразительного искусства как один большой урок, объединенный одной общей темой. Работать будем в группах, за каждый правильный ответ группа получает карточки.
- Предлагаем вам самим сформулировать тему урока, для этого необходимо лишь сопоставить изображение на экране и музыкальное произведение, под которое вы вошли в класс.
Уч-ся: (высказывают свое мнение, делают вывод, каждая группа озвучивает тему урока)
- Песня и картины передают изображение сказочных героев.
Учитель музыки:
- Вы правы, тема нашего урока «Сказочные герои или образы в музыке и живописи».
Уч-ся: формулируют цель урока (используется методический приём «Домысливание» - изучим, узнаем, проверим.)
Цель урока: Убедиться в том, что музыка и живопись взаимосвязаны.
Слайд №2, №3
Учитель музыки:
- Вы уже встречались со сказочными образами и на уроках музыки и на уроках изобразительного искусства, а сегодня мы попробуем выявить сходство музыкальных и изобразительных красок в произведениях композиторов и художников.
Кстати научиться азам такой науки мечтал немецкий писатель Г. Гессе
Слайд №4
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки
О, как хотелось мне азы наук
Такой постичь
Учитель ИЗО: (предлагает 1 ученику ) Слайд №5 - Прочитайте с доски вслух высказывания, а четверостишье закончим хором, произнеся в рифму пропущенное слово.
Уч-ся: (читают)
Музыка и живопись неразделимы одно от другого, потому что с детства навсегда входят в жизнь каждого человека.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто – нибудь на нас.
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз.
Или летчик, балерина,
Или Колька – твой сосед
Обязательно картина
Называется
Учитель ИЗО:
- Что же такое портрет? ( ответы детей )
- Портрет – это один из самых распространенных жанров изобразительного искусства, причем на картине могут быть изображены один или несколько человек. Когда смотришь на портреты, начинаешь лучше понимать взгляды на жизнь, индивидуальные приемы работы карандашом, красками, умение использовать линию, форму, перспективу и колорит для выразительной передачи изображаемого, гармоничное сочетание цветов.
Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских сказок. Широко известны его картины «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». Неизменно вызывают восхищение и картины «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создает образы сказочных героев.
Этот замечательный художник иллюстрировал сказки. Иван Билибин придумывал образы героев народных сказок, создал иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Особое внимание уделял художник орнаментам, которыми украшал и страницы книги, и сами иллюстрации, придавая им неповторимое своеобразие. Глубокое знание русского народного орнамента помогло Билибину создать национальные по духу иллюстрации, представившие нам в лицах чудесный мир русской сказки Русская сказка с ее поэтичностью, вымыслом, вековой мудростью увлекла художника Ивана Билибина, сделавшись главной темой его творчества. Он создал свой графический стиль, свою индивидуальную манеру воплощения мира сказок – нарядную, яркую, радостную. Художник глубоко, с большим интересом изучал народное искусство, его истоки, особенности.
В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью он вырисовывает узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, обуви, шитых золотом сарафанов. Герои сказок составляют целостный образ. Билибин уже с обложки вводит читателя в чудесный мир сказок, изображая на ней сказочных персонажей ,архитектуру, декоративные украшения.
- Назовите, что в изобразительном искусстве относится к средствам художественной выразительности или изобразительными красками, что помогает художнику написать картину?
Слайд №6,7(1)
Уч-ся: (перечисляют)
Колорит, тон, цветовая гамма, цветовой контраст, цветовой фон.
Учитель ИЗО: (каждая группа работает самостоятельно) Слайд №8
- Найдите в таблице правильные определения и соедините их линией со средствами художественной выразительности.
Уч-ся: (выполняют задание на интерактивной доске, за правильные ответы получают карточки).
Учитель музыки:
- Сказочные портреты встречаются не только в живописи, но и в музыке, давайте вспомним с какими сказочными образами мы встречались в 3 классе:
Уч-ся: (за правильные ответы получают карточки)
- Снегурочка (опера Римского - Корсакова)
- Садко (опера Римского - Корсакова)
- Щелкунчик (балеты Чайковского)
- Золушка (балет Прокофьев)
Учитель музыки: Слайд №9
- Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881г).
Одним из самых известных инструментальных произведений Мусоргского стал его фортепианный цикл «Картинки с выставки», который он написал под впечатлением от посещения выставки художника В. Гартмана (1874г), представляющий собой целую галерею сказочных портретов и образов. Здесь, как впрочем, и во многих других своих произведениях Мусоргский показал себя гениальным мастером музыкальных характеристик.
- А так же послушаем произведение венгерского композитора Ференца Листа (1811-1886г), композитора романтика, который отражает в своем искусстве мир человеческих чувств: радость и горе, обман и мечтания, все высокое и низкое, прекрасное и безобразное. Композитора, который даже этюд, а это произведение, предназначенное для развития исполнительской техники музыкантов, превращает в сказочный образ.
- Мы послушаем 3 музыкальных произведения, которые нарисуют нам 3 сказочных образа. И нам предстоит из 6 представленных образов сделать правильный выбор.
- Помогут нам в этом музыкальные краски, т.е. выразительные средства музыки.
- Какие выразительные средства музыки вы знаете?
Уч-ки: (перечисляют)
- темп, регистр, лад, динамика, ритм, тембр.
Учитель музыки: (работа в группах)
Слайд №10
- Найдите в таблице правильные определения и соедините их линией со средствами музыкальной выразительности.
Уч-ки: (выполняют задание на интерактивной доске, за правильные ответы получают карточки).
Учитель музыки:
- В музыке и живописи важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность образа. И в этом композитору и художнику всегда помогают средства музыкальной и художественной выразительности.
Учитель ИЗО:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы,
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то
Была неказиста он, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Воистину мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих , как солнце, сияющих нот,
Составлена песня небесных высот.
Слайд №11(1)
- Сейчас прозвучит фрагмент произведения М. Мусоргского и вам нужно будет определить соответствие музыки с одной из репродукций предложенных картин и объяснить свой выбор оперируя понятиями «музыкальные краски», т.е. средствами музыкальной выразительности.
(Мусоргский «Богатырские ворота»)
Уч-ся: (слушают музыкальное произведение, делают вывод по группам)
- Музыкальные краски нарисовали нам образ богатырей
Учитель музыки:
- Вы правы, прозвучало произведение о богатырях, а называется оно «Богатырские ворота».
Учитель музыки:
- Поясните какой характер у данного музыкального произведения?
Уч-ся: (за правильные ответы получают карточки)
- Характер произведения торжественный, величественный, музыка звучит широко, могуче, решительно.
Учитель музыки:
- Объясните какие средства музыкальной выразительности использовал Мусоргский в этом произведении? (работа в группах)
Учитель ИЗО:
- Молодцы ребята, музыкальный образ полностью соответствует художественному образу картины В. Васнецова «Богатыри». Как художнику удалось передать настроение, колорит картины?( настроение тревожное беспокойное - не затаился ли где враг?)
Найдите прием контраста в картине. (Богатыри крупные, возвышаются над землей. Они яркие нарядные, а за ними темно и страшно. Этот прием контраста усиливает мощь героев картины ).
Фон картины – грозовое небо, черные холмы. Что хотел художник показать этим? (Не все спокойно на Руси, много у нее врагов, которые могут неожиданно напасть. Стоят богатыри в чистом поле, готовые в любую минуту ринуться в бой за Русь великую.)
Учитель музыки:
- Прослушаем фрагмент второго произведения Мусоргского
(Мусоргский «Баба – Яга».)
Уч-ся: (слушают музыкальное произведение, делают вывод по группам)
- Музыкальные краски нарисовали нам образ Бабы - Яги
Учитель музыки:
- Поясните, какой характер у музыкального произведения?
Уч-ся: (за правильные ответы получают карточки)
- Характер произведения – сердито, тяжело, жестко, враждебно, грозно, пугающе.
Учитель музыки:
- Объясните какие средства музыкальной выразительности использовал Мусоргский в этом произведении? (работа в группах)
Учитель ИЗО:
- Вы точно определили характер музыкального произведения, он соответствует художественному образу картины И. Билибина «Баба – Яга». А как художник
Раскрыл характер, настроение картины? ( Фон темный, это дремучий лес, Много старых деревьев, внизу растут грибы мухоморы, красный цвет - это сигнал опасности, которая поджидает везде. Преобладает ощущение сумерек, сумрака. Картина тревожная. Суровость, жесткость подчеркивается вертикальными стволами деревьев. Контраст усиливают белые стволы берез. Цветовой колорит небогатый, преобладают охристые коричневые, зеленые цвета.)
Учитель музыки:
- Прослушаем фрагмент третьего произведения, композитором этого произведения является венгерский композитор Ференц Лист.
(Ф. Лист «Хоровод гномов»)
Уч-ся: (слушают музыкальное произведение, делают вывод по группам)
- Музыкальные краски нарисовали нам образ гномов
Учитель музыки:
- Поясните, какой характер у музыкального произведения Ф. Листа?
Уч-ся: (за правильные ответы получают карточки)
- Характер произведения – легко, оживленно, шутливо, энергично, светло, лукаво.
Учитель музыки:
- Объясните какие средства музыкальной выразительности использовал Ф.Лист в этом произведении? (работа в группах)
Учитель ИЗО:
- Вы правильно определили и этот музыкальный образ, он полностью соответствует художественному образу картины «Гном».А какими художественными средствами изображены гномики?( контраст величин, Яркая цветовая гамма ,Фон светлый, тон мягкий, Колорит насыщенный, богатая палитра цвета.)
(Самые активные уч-ся получают карточки)
Учитель ИЗО:
- Художники и композиторы сумели почувствовать и передать не только внешние образы сказочных героев, но и глубинную, душевную сущность персонажей. А вы сейчас под музыку попробуете в цвете передать настроение и характер ваших сказочных образов.(От каждой группы один учащийся работает за компьютером, остальные – за рабочими столами, на каждом столе лист ватмана используя гуашь, палитру рисуют один из сказочных образов урока.)
Учитель ИЗО: Выполнение практической работы. Слайд №12,13(1)
(Уч-ся рисуют сказочные образы)
Звучит музыка М.Мусоргского: «Богатырские ворота», «Баба – Яга»,
Ф. Лист «Хоровод гномов»
А. Пинегин «Гномы»
Выставка работ, оценивание.
Учитель музыки:
- Сказки мы слышим с самого раннего детства, в них живет все необычное и таинственное, и мы вместе со сказочными героями переживаем самые разные истории. А главное – это то, что сказки учат нас различать добро и зло.
Уч-ся:
Плывут угрюмые века,
Плывут как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – Живет!
Когда и кто ее сложил,
В своей избушке где – то –
И самый старый сторожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей и про царей,
И что на всеете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему? Да, потому,
Что без нее нельзя нам.
Песня «Лукоморье»
Учитель ИЗО: Выполнение заданий
- Перед вами репродукции, попробуйте правильно назвать авторов и саму картину.
(Васнецов – «Аленушка», «Богатыри», «Снегурочка», Билибин – «Баба-Яга»,
М.Врубель - « Царевна-лебедь», Комаров – «Осенний гном».)
Учитель музыки: Слайд №14
- Проверьте свои музыкальные знания, выполнив задание «Музыкальный калейдоскоп»
Учитель ИЗО: Слайд №15
- Найдите сходство в музыкальных и изобразительных красках
Обобщение темы урока Слайд №16
Оценивание за работу на уроке, по наличию карточек.
Слайд №17
Разгадать кроссворд «Музыкальные и изобразительные краски». Найдите ключевое слово.
Если внутренняя музыка души Слайд №18
Она как память о полу забытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
Мы желаем вам всегда оставаться в душе детьми и через всю свою жизнь пронести в своем сердце веру в чудо, добро и сказку.
15