Программа изучения классного коллектива 5 класса. 
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА 5 КЛАССА.
№ п/п Направление изучения Объект изучения Сроки
1 Общие сведения о классе и история его формирования количество учащихся, из них мальчиков и девочек;
возрастной состав;
когда сформировался класс;
были ли слияния с другими коллективами;
была ли смена классных руководителей. Август - сентябрь
2 Содержание и характер коллективной деятельности. - учебная деятельность (общая характеристика успеваемости, наличие контроля  за успеваемостью отдельных учащихся, требования к ним  классного руководителя,  актива класса и всего коллектива,    взаимопомощь, ее формы и организация;  дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних  заданий);   отрицательные   моменты  в  учебной  работе  (шпаргалки, подсказки, списывание).-  жизнь коллектива вне учебных занятий,  интерес к современным   политическим  событиям,   музыке,   искусству,   литературе, спорту;  формы проявления этих интересов;  участие класса в общественной жизни школы.
-  общественно-полезный труд и его место в жизни    коллектива:  виды труда и характер его выполнения;  проявление сознательной дисциплины в процессе, труда.
- органы самоуправления в классе, их влияние на жизнь коллектива. Сентябрь - октябрь
3 Личность классного руководителя и его влияние на коллектив. - образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов,  его авторитет среди учащихся. август
4 Особенности межличностных отношений в классе.
-   групповая  структура   класса
-  определение  статуса  учащихся  в классном коллективе
-  микрогруппы в классе
- референтная группа класса и ее влияние на жизнь коллектива
- мотивы выбора в системе межличностных отношений Октябрь
(вместе с психологом)
5 Уровень развития коллектива. - ценностно-ориентационное единство коллектива 
-   опосредованность межличного восприятия целями и задачами основной совместной деятельности  Октябрь
(вместе с психологом)
6 Психологический климат коллектива.
- проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, уважения Октябрь
(вместе с психологом)
7 Психолого-педагогические выводы.
-  на основе всех методов изучения коллектива
(выводы  должны заключаться в прогнозировании пути развития данного коллектива и в планировании по дальнейшему руководству им) Октябрь - ноябрь