Урок — игра «Наш великий помор — Ломоносов»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательное учреждение












Направление: Познавательная деятельность.
Тема: Урок – игра: «Наш великий помор Ломоносов».










Составитель: Булатова Н.И.
учитель начальных классов
1 кв.категория















с. Коркинское, 2014

Урок-игра по теме "Наш великий помор Ломоносов"

Цель:
пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю.
обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове.
дать возможность детям проявить свои умственные способности.

Оборудование:
портрет Ломоносова, доски магнитные, магниты, секундомер, колокольчик или бубен, магнитофон, музыкальные кассеты, микрофон, столы для участников, стулья для зрителей, карточки со звёздами, карточки “Своя игра” - 2 штуки, карточки “Кот в мешке” - 2 штуки, карточки с вопросами, два мешка, книга А.С. Пушкина/

Оформление: название игры, материал для заданий.

Награждение: призы.

Домашнее задание: приветствие команды, стихи о Ломоносове.

Подготовка учащихся к уроку:
К уроку игре дети читают книги о Ломоносове.

Правила игры:
Ученики разбиты на 4 команды. В каждой команде есть свой капитан.
На доске указаны названия “станций”. Напротив каждой “станции” карточки со звёздами (1, 2, 3, 4, 5,). Количество звёзд зависит от сложности вопроса. Команда, ответившая на вопрос, получает карточку со звёздами. По количеству звёзд определяется победитель игры, который награждается.























ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Ведущий: Внимание! Внимание! Говорит начальная школа!

Звучит спокойная музыка. На фоне музыки ведущий-учитель читает слова о Ломоносове.

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.
В. Г. Белинский “Литературные мечтания”, 1834 г.

Начинаем интеллектуальную игру “Наш великий помор - Ломоносов”.
Представляем участников нашей игры. Это команды .
(Приветствие команд. Каждая команда занимает свой игровой стол.)
Ведущий:
Каждая команда, посовещавшись, выбирает вопрос на определённое количество звёзд на ней. На обдумывания вопроса даётся 30 секунд. Правильно ответив на вопрос, команда получает звёзды. В случае, если у команды нет правильного ответа, даётся время на обсуждение другой команде, но уже 10 секунд. По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда даёт неправильный ответ, счёт остаётся прежним. тогда на следующем этапе будет разыгрываться дополнительная звезда.
(Разыгрывается очерёдность команд для выбора заданий.)
Если команде попалась карточка со словами “Своя игра” - участники предлагают свою ставку на количество звёзд. Если команда не отвечает на вопрос, то отдают звёзды ведущему или той команде, которая ответила на вопрос.
Если команде попалась карточка со словами “Кот в мешке”, команде предлагается 2 мешка, в которые положены предметы. Игроки должны догадаться, как эти предметы связаны с жизнью Ломоносова.

I этап. ДЕТСТВО
1 звезда. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? 10лет
2 звезды. Во сколько лет Ломоносов научился читать? 12лет
3 звезды. “Своя игра” Кто был первым учителем Ломоносова? Иван Шубный
4 звезды. Кто посоветовал Ломоносову учиться в Москве? Иван Каргопольский
5 звезд. “Кот в мешке”. В мешке 2 книги, завернутые в бумагу. Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности”? “Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого.

II этап. ПУТЬ В НАУКУ
1 звезда. В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в “низший класс”, потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр I, посетивший её не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для “воинского дела”, и для “строения”, и для “врачевского искусства”. В народе эту академию звали попросту..
Как называлась школа в которой учился Ломоносов? “Спасскими школами”
2 звезды. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:
- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
- Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.
Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? В 19 лет
3 звезды. “Своя игра”. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.
За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию?, За 5 лет
4 звезды. Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!
Где находилась эта Академия? В Санкт-Петербурге
5 звезд. В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить.
В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить? В Германию; изучить горное дело и металлургию.

III этап. ЛОМОНОСОВ-УЧЁНЫЙ
1 звезды. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? Ночезрительную трубу.
2 звезды. “Своя игра”. Назови учебное пособие, которое в наши дни является ценным источником для изучения русского литературного языка 18 века? “Российская грамматика”
3 звезды. “Кот в мешке”. В мешке лежит книга А. С. Пушкина.
- Как имя Пушкина связано с Ломоносовым? А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом" в своей статье "Путешествие из Москвы в Петербург".
4 звезды. Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела? Атомов и молекул.
5 звёзд. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии? Открытие атмосферы на Венере.


ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.











1 этап - Детство.

2 этап –
Путь в науку.

3 этап – Ломоносов – ученый.





Кот в мешке
Своя игра

Кот в мешке
Своя игра

Кот в мешке
Своя игра



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый)
В каком году и где родился М.В.Ломоносов? (В 1711 году неподалеку от города Холмогоры)
Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком)
Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (Чайка)
Какие вопросы интересовали любознательного 10- летнего Ломоносова?
(Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?)
Во сколько Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет)
Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви)
Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого)
Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках? (Он решил отправиться в Москву)
Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву? (В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву)
Сколько лет ему тогда было? (19 лет)
Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно – греко – латинскую академию)
Какой язык был международным языком науки в то время? (Латинский)
Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы? (Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег)
Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу? (В Петербург, потом в Германию)
Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину? ( В Петербургской академии наук)
В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк)
Назовите его открытие. ( Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов)
Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла)
Что сделал великий ученый для развития образования России? (По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова)
Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль М.В.Ломоносова)

























































































































1 звезда


2 звезды

3 звезды

4 звезды

5 звезд