Пальчиковая гимнастика как средство оздоровления дошкольника — со доклад
Еще с давних времен мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлических шариков, в Японии с той же целью используют грецкие орехи. Как показали современные исследования, придумано это неспроста. Оказалось, что каждый пальчик малыша связан с головным мозгом, и развитие руки напрямую способствует развитию речи. И теперь все врачи и педагоги придают большое значение развитию мелкой моторики ребенка в первые месяцы его жизни.
Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами уже давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика
- Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений
- Развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи
-Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять
-Развивается память ребенка
-Развивается воображение и фантазия
-Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость исчезает скованность движений
Пальчиковая гимнастика делится на 3 группы
1 группа пальчиковой гимнастики это упражнения для кистей рук
- Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений
-Учат напрягать и расслаблять мышцы
-Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
-Учат переключаться с одного движения на другое
Например, давайте сделаем такое упражнение ДОМИК
Дом стоит с трубой и крышей ( Ладони направлены под углом, кончики пальцев
соприкасаются: средний палец правой руки поднят
вверх, кончики мизинцев касаются друг друга,
выполняя прямую линию (труба, балкон)
На балкон гулять я вышел
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье (Левая ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)
Если ребёнок легко выполняет это упражнение,
можно менять положение рук, попеременно)
Вот вам стул на удивленье
2 группа это упражнения для пальцев условно статистические
-Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений
Например, ЛОШАДКА
У лошадки вьется грива ( Правая ладонь на ребре от себя, большой палец
кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь
под углом, образуя пальчиками гриву. Большой
палец кверху. Два больших пальца образуют уши)Бьет копытами игриво
ЗАЙЧИК КОЗА ВИЛКА
УЛИТКА
Тычет рожками улитка (правая рука большой палец придерживает средний и безымянный. Указательный палец и мизинец –
прямые)
Заперта в саду калитка ( тычет рожками в ладони левой руки)
Отвори скорей калитку (левая рука открывает калитку)
Пропусти домой улитку (Правая рука проползает)
3 группа это упражнения для пальцев динамические
-Развивают точную координацию движений
-учат сгибать и разгибать пальцы рук
-учат противопоставлять большой палец остальным
Например, СОРОКА ВОРОНА
Сорока ворона кашу варила ( Водим своим указательным пальцем по тыльной
ладони ребенка кругами)
Деток кормила
Этому дала в ложку 5й
Этому в поварешку 4й
Этому в горшок 3й
Этому в вершок2й
А ты дружочек 1й
Печку топи
Деток корми
ТУЧКА
Тучка солнце повстречала (поочередное сжимание в кулак (Тучка) и разжимание Пальчики растопырены (Солнышко)
ладони обеих рук)
Погостить его позвала (Приглашающий жест правой рукой. Показать
ладошки левой руки (пальчики растопырены)
Нет ей солнышко в ответ (погрозить указательным пальцем правой рукиТучка закрывает свет (соединить кулачок правой руки (Тучка) и ладошки левой руки (пальчики растопырены- Солнышко)Рекомендации по проведению пальчиковых игр
-перед игрой с ребёнком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, движения
-Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой
-Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу ( к примеру показывать движения и произносить текст сразу с первого раза)
В начале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых
-Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, поменяйте игру
-Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут
- При повторных проведениях игры дети уже начинают произносить текст частично ( особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями
-Выбрав 2 или 3 упражнения постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей
Содоклад на тему
«Пальчиковая гимнастика как средство оздоровления дошкольника»
Логопед: Салыкова Р.Ж
Октябрь 2015г