Методы и приемы работы с лексикой на уроках английского языка
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка
Лексика в системе обучения иностранному языку является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важнейшее место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Его задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения.Задача практического овладения иностранным языком требует поиска путей совершенствования как методики обучения речевым умениям, так и большого внимания к организации языкового материала.
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:
Ознакомление
Первичное закрепление
Развитие умения использования навыков в различных видах речевой деятельности.
Первые два этапа часто объединяют в один - презентация лексики. Этап презентации играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму.
Основные этапы презентации лексикиОзнакомление включает в себя работу над формой, значением и употреблением слова.
Работа на слуховой основе
первичное звуковое предъявление слова (Это произнесение нового слова учителем или диктором).
воспроизведение слова учащимися (Это повторение слова вслед за учителем или диктором).
вторичное предъявление слова и его семантизация (Это чаще всего беспереводной способ с помощью картинки, игрушки и т.д.).
контроль понимания (Контрольным вопросом может быть: What’s the Russian for to buy? или Will you translate the word to buy, please?).
употребление слова в контексте (микроситуация), (заключается в установлении морфологических и синтаксических связей слова в пределах ограниченных задачами данного цикла).
Работа на графической основе
запись слова
упражнения в чтении
упражнения в письме
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Презентация лексики - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых одинаково важен для последующей работы над лексикой.
2. На этапе презентации необходимо использовать разнообразные виды работы над словом: на слуховой и графической основе; изолированно и в контексте; индивидуально, фронтально и коллективно.
3. Важную роль для последующей работы над лексикой имеет запись слова в словарь.
4. Слова целесообразно водить и записывать тематически, что способствует активизации процессов памяти.
Рекомендации учащимся в помощь обучения лексики
На уроке английского языка учащиеся учат много слов, и как их запомнить, я бы предложила вам ряд рекомендаций.
1.Записать все изученные новые слова в словарь (слово-транскрипция-перевод)
2. Прочитать их вслух, а затем про себя (5 раз)
3. Запомнить (выучить) перевод каждого слова
4. Закрыть столбик («слово» в словаре) и прочитать его транскрипцию и перевод
5. Закрыть следующий столбик («транскрипция») и прочитать слово и его перевод
6. Закрыть последний столбик в словаре («перевод») и перевести данное слово без помощи
7. Открыть тетрадь и прописать каждое слово по строчке
8. Смотреть на перевод данного слова и самому постараться написать слово по-английски
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Многообразие различных приемов семантизации и первичного закрепления позволяет выбрать прием, соответствующий целям и задачам данного урока, возможностям учителя и варьировать их от урока к уроку
Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.
Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
Приведу несколько игровых примеров:
Словарный квадрат
Задание: найти в словарном квадрате как можно больше слов по теме
C
U
R
R
E
N
C
Y
R
B
Q
U
A
S
A
X
S
D
N
U
F
N
I
A
U
B
C
F
S
I
L
V
E
R
H
N
C
N
I
O
C
E
H
O
F
U
N
D
S
E
H
K
P
T
O
E
G
C
H
A
N
G
E
P
U
R
S
E
U
R
C
H
E
Q
U
E
Y
M
S
K
R
W
N
I
E
R
A
M
D
I
N
T
E
R
E
S
T
A
N
S
D
O
U
P
Z
A
T
A
R
H
F
N
U
E
V
A
S
S
K
X
O
M
U
O
F
O
T
H
A
M
D
N
E
Y
N
F
S
P
O
I
R
E
S
N
P
R
I
C
E
Y
A
P
L
L
O
S
U
P
L
S
P
E
N
D
E
I
L
L
F
O
W
E
A
L
T
H
A
U
R
N
E
I
P
T
N
E
M
E
T
A
T
S
T
G
W
M
Кто быстрее справится с заданием «написать перевод к словам»:
_______cash___________________mark____________________save________________tax____________________currency_________________pay_________________pound_________________notes____________________change______________gold___________________coin____________________fortune_______________silver__________________treasure_________________well-off ______ _______spend__________________funds___________________wealth_______________rich___________________statement________________price_________________money_________________interest__________________purse________________shopping_______________account__________________bank________________cheque_________________fee_________________________________________millionaire______________penny________________________________
Вставьте пропущенные буквы в слова по теме «Еда»:
T-RKEY, D-CK, VE-L, LAM-, TRO-T, T-NA, CRA-FISH, O-STERS,
S-UR CR-AM, MARG-RIN-, MAY-NNA-SE, B-N, SEMOL-NA, RO-L
В старших классах при наличии достаточного количества учащихся можно провести такую игру – дискуссию:
Класс делится на две группы по определенному признаку. Скажите о преимуществах своей группы.
SMOKERS - NONSMOKERS
LEFT - RIGHT HANDED
HAVING BROTHERS - SISTERS
CAN RIDE A BICYCLE - CAN RIDE A CAR
CAN SWIM - CAN DANCE
Угадайте, какие продукты описывает учитель, и назовите их:
PASTA IN THE SHAPE OF HOLLOW TUBES. (MACARONI)
PASTA IN THE SHAPE OF LONG THIN PIECES THAT LOOK LIKE STRING WHEN THEY ARE COOKED. (SPAGHETTI)
MEAT, ESPECIALLY BEEF THAT HAS BEEN FINELY CHOPPED IN A SPECIAL MACHINE. (MINCE)
YELLOW SUBSTANCE LIKE BUTTER MADE FROM ANIMAL OR VEGETABLE FATS, USED IN COOKING OR SPREAD ON BREAD. (MARGARINE)
Другой действенный и современный метод работы над лексикой - метод компьютерной техники. Использование компьютера представляет определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем, самым их лучшему запоминанию.
Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять, индивидуально используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:
Укажите правильный вариант перевода:
снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball
Какое из написанных слов является лишним по смыслу:
winter, February, cool, December, November, January
Выберите самую подходящую фразу к данному слову – warm:
What awful weather! It's windy! Is it usually as hot as this? It's too dark. It's raining.
Выберите самую неподходящую фразу к данной - What's the forecast for tomorrow?:
What awful weather! It's windy! It's raining. I can't sleep. Is it usually as hot as this? What a beautiful day!
В отечественной и зарубежной методической литературе одной из основных проблем в настоящее время является работа над лексикой. Недостаточный словарный запас вызывает чувство неуверенности у учащихся и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной из основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся. В заключении скажу, что работу по презентации лексики необходимо начинать задолго до начала работы над темой.
Заголовок 315