О.Генри Последний лист 
                                                                        Технологическая карта урока.
Предмет: Литература
Учитель: Демидова С.В.
Класс:   6 «а»
Авторы УМК:   Р.Н. Бунеев, Е.В. БунееваТема:  Великая сила искусства (по рассказу О. Генри «Последний лист)
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Цель   урока: достичь образовательных результатов:
Личностный результат: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся: сочувствия, сопереживания, уважения, любви к людям, к жизни.
Метапредметный результат: уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательную задачу на основе анализа информации; работать в группе, слушать других, обобщать, анализировать, оценивать свои результаты.
Предметный результат: знать содержание рассказа, понимать авторскую позицию, уметь находить худ.детали в тексте,   извлекать необходимую информацию ( в том числе и подтекстовую) из художественного произведения.                        
Формируемые УУД:
Личностные УУД:           самоопределение,  нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД:        целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить;
Познавательные УУД:   постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное 
построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и воспроизведение текста художественного   произведения; 
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.    
        
             Этапы  урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность обучающихся      Формируемые УУД
  1.Мотивация к учебной деятельности.
 На слайде слова:
Литература, музыка, живопись, театр, кино. 
- Что объединяет эти понятия?
(это виды искусства)
- Что такое искусство?
Иску́сство — образное осмысление действительности; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
 — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, мотивирует к учебной деят-ти. Организует словарную работу Готовятся к уроку, работают над формулировкой определения слова «искусство» Л: внимание, самооценка готовности к уроку.
Р: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;
К: согласованность действий со сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
 2.   Погружение в тему.  - Для чего нужно искусство?
Создание кластера
     воспитывает           облагораживает
826135196850
заставляет                          помогает открыть новое
 сочувствовать                      развивает
приносит наслаждение          помогает преодолеть
                                                  трудности Организует подводящий диалог. Мобилизуют свои знания и жизненный опыт, включаясь в диалог с учителем. Создают кластер.
  Отвечают на проблемный вопрос. Л: самоопределение
П: умение находить и выделять необходимую информацию, анализировать, умение доказывать, осознанно и произвольно выстаивать речевое высказывание в устной форме;
Р:  прогнозирование
К: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3.Подведение к теме урока.  - Чем обладает искусство? (силой) Подберите эпитеты к словосочетанию  «сила искусства» ( волшебная, великая)
- Сформулируйте на основе этого словосочетания тему,
 Великая сила искусства.
Создает проблемную ситуацию.
Организует  диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется тема урока Формулируют тему Л: умение сочувствовать и спереживатьР: планирование, коррекция
П: формулирование проблемного вопроса.
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , постановка вопросов.
4.Целеполагание 
и планирование деят-ти на уроке На основе чего мы можем построить доказательства на любом уроке литературы.( на примере произвед. Худ лит-ры)    Он грезил литературой, а вынужден был пробовать себя в роли ковбоя, скромного клерка, топографа…Этот романтик верил в счастье, но рано потерял возлюбленную. Его гениальные произведения  родились в тюрьме. Часто ему хотелось сдаться на милость судьбы. И тогда он открывал свой рассказ  …и начинал писать жизнь  с чистого листа.
 - Кто этот автор и что это за рассказ?
Дописываем тему
Великая сила искусства ( по рассказу О. Генри «Последний лист»)
Совместно с уч-ся планирует деятельность на уроке.
Указывает объект исследования Ставят цель, планируют деятельность на уроке.
 способы её решения.
К:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов
Л: самоопределение, побуждение к деятельности; 
Р: умение составлять план и  устанавливать последовательность действий;
5. Актуализация изученного- Почему так называется?
-Какие чувства вызвал рассказ?
Просмотр видео 
Вопрос перед просмотром
- Какие чувства вызвал  этот рассказ вызвал у создателей ролика? (те же)
- Какую роль еще играет искусство? (вызывает сочувствие, объединяет)
О чем это произведение?
( о болезни, о жизни и смерти, о дружбе, о шедевре)
 - Что такое шедевр? Примеры ( проверка д з. – из разных источников)
 - Можно ли назвать шедевром рассказ О. Генри. Почему? (мы до сих пор его читаем и переживаем за героев)
  Организует проверку д.з, словарную работу, просмотр видеоролика. Работают со словарем, приводят примеры, смотрят видео, проводят сравнительный анализ двух произведений иск-ваП: обобщение, сопоставление, анализ
Р: умение строить рассуждения.
К: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.6. «Открытие нового знания»
Исследование учебной задачи в группах. Создание мини-проектов. Что же делает такой маленький рассказ шедевром,  вызывающим у нас такие чувства.
Объект нашего исследования – текст рассказа.
Цель – доказать, что искусство – великая сила.  Каждая группа (а их 4) будет работать над своим мини-проектом.
Мини-проект№1 «Болезнь Джонси».
Найдите описание состояния Джонси. Что, кроме болезни, могло погубить ее? (процитировать)
 
Доп. вопрос всему классу:
Объясните слова доктора: «Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти» 
 
Мини-проект №2 «Настоящие подруги»
Докажите, что Сью – настоящая подруга. Как она ведет себя во время болезни Джонси?
Доп. вопрос всему классу:
Почему она называет Джонси «гадкой девчонкой», а мысли подруги «глупыми»?
Мини-проект №3 «Мысли Джонси о смерти»
Какую мысль внушила себе Джонси и как потом она относится к своему поступку?
Мини-проект №4 « Шедевр Бермана»
Расскажите о Бермане, о смысле его жизни. Что можно сказать о последнем его поступке?
Доп. вопрос всему классу:
Почему Сью называет его рисунок шедевром?
( о нем будут помнить. Он спас этим человеческую жизнь. Сделал добро)Учитель консультирует обучающихся, оказывает необходимую помощь.
После выступления каждой группы задаёт вопросы и подключает к обсуждению  класс.
Работа в группах: находят нужную информацию, анализируют текст, систематизируют материал, создают образовательный продукт, готовят выступление.
Л: ценностно-смысловая ориентация. умение удерживать учебную задачу
П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. 
Р:  умение ставить цель и планировать деятельность, обсуждать предметные способы решения проблемы;
К: умение сотрудничать  в группе,  находить и собирать информацию; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить
7. Обобщение полученных знаний. - Вернемся к кластеру. Что можно еще добавить?
 (Искусство исцеляет, даже спасает людей.) 
- О чем же еще этот рассказ?
 (О великой силе искусства).
Ставит проблемный вопрос.
Отвечают на вопрос,  П: обобщение, сопоставление, анализ
Р: умение строить рассуждения.
К: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.8. Рефлексия. Итог урока. Самооценивание результатов деятельности  Сделайте вывод, какую же роль играет искусство в жизни человека.( опора на кластер)
- Когда было написано произведение? А мы живем в 21 веке.  Что же еще делает искусство?
 Послушайте, как прочувствовал этот рассказ другой талантливый человек – наш современник, музыкант Дидюля.
-Подумайте, какую роль еще играет искусство? (подталкивает людей на творчество)
Возвращает к кластеру и проблемному вопросу.
Проводит рефлексию
Учитель  предлагает послушать музыку Дидюлинайти связь с произв. О.ГенриВысказывание своей позиции, сравнение с авторской идеей.
Подводят итог своей работе, сравнивают с прогнозом в начале урока. находят связь с муз. произведениием.
Заполняют оценочные листы. Л: осознание  обучающимися практической и личной значимости результатов урока;
 П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме
Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли9. Домашнее задание
Может и вас этот маленький рассказ подтолкнет к творчеству.
1.Творч задание: написать худ. произведение по мотивам рассказа О.Генри ( по желанию)
В городе Гринсборо (США) стоит необычный памятник – памятник рассказу. Огромная каменная книга раскрыта на знаменитом рождественском рассказе О.Генри «Дары волхвов». 
2.Напишите, какому произведению вы бы хотели поставить памятник в России и почему?
3. Доп. задание. Найти информацию о памятниках произведениям в разных странах ( не менее 3-х) Информация и инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. Консультация Выбирают и записывают д.з. Л:  внимание, самооценка 
Р: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;