Презентация на тему: Нетрадиционные методы и приемы по развитию речи у детей с ОВЗ
Нетрадиционные методы и приемы по развитию речи у детей с ОВЗУчитель – логопед МБДОУ ДС«Журавлик» г.Волгодонска С.Б.Семенищенко
Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:«О, как же ты красива!»
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Классификация А. Р. Маллера· глухие· позднооглохшие· слабослышащие· незрячие· слабовидящие· лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата· лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы· лица с нарушением интеллекта· лица с тяжелыми нарушениями речи· лица со сложными недостатками развития· дети с задержкой психического развития (труднообучаемые).
Связная речь детей с ЗРР имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием.Пересказ произведений (особенно повествовательного характера). Дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин.Не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания.Неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом.Не дают развернутого ответа на вопрос взрослого.В ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями .Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Отставание в формировании грамматического строя - конструируя предложения, строят их крайне примитивно и делают много ошибок Эти недостатки иногда обнаруживаются и в спонтанной речи детей, но в монологической речи
Коррекционно-логопедическая работа ДОУ Развитие словаря.Формирование грамматической стороны речи. Воспитание звуковой культуры речи.При работе с детьми с ЗРР необходим комплексный подход.Формирование разговорной речи в диалоге.Обучение рассказыванию (монологической речи). Подготовка детей к обучению грамоте.Обучение детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучение рассказыванию разного вида.
«Песочная терапия» Задачи по преодолению нарушений речи у детей:Коррекция звукопроизношенияЗвуко - буквенный анализ словРазвитие фонематического слухаФормирование связной речи у детейРабота над грамматическим строем речи
Дидактические игры: Игра «Нарисуй сказку».Игра «Звуки на песке». Игра «Сотри лишнее». Игра «Сад камней». Игра «Мой мир». Игра «Отыщи и назови». Игра «Искалка». Игра «Идут машины, санки, коньки».Игра «Ловкие змейки». Игра «Прокладываем железную дорогу».
Мнемоника, или мнемотехника Задачи:- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Уголок природы
Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” Падал снег на порог,Кот слепил себе пирог,А пока лепил и пёкРучейком пирог утёк.Пироги себе пекиНе из снега – из муки. Отгадывание мнемозагадки:Подробное объяснение каждого пункта:Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы. Игра “Снежная куча”Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!” Чтение текста и демонстрация опорных картинокРассматривание мнемодорожек
Рассказ «осень»
Стихотворение «космонавт»
Режимные моменты
Техника Кейса или Кейс - методМетод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов;работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.
цель метода case-studyНепосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы людей проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение;окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Метод case-study — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач.
История метода кейсовМетод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
педагогическая технологияТакже кейс – метод используется как педагогическая технологияКейс- не просто правдивое описание событий, а информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Метод провоцирует дискуссию, моделирует реальную проблему. Обучение на основе кейс- метода это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни.
Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их. Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём. Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.При использовании кейс- метода в обучении формируются:
Кейс-технологииК кейс-технологиям относятся:метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);метод инцидента;метод ситуационно-ролевых игр;метод разбора деловой корреспонденции;игровое проектирование;метод дискуссии.
Кейс-технологии в доуКейс-технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн)В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.
В процессе освоения кейс-технологий дети :учатся получать необходимую информацию в общении;умение соотносить свои устремления с интересами других;учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;учатся отстаивать свою точку зрения; умение принимать помощь.
Кейс - технологии используемые в работе с детьми 3-7 лет.II младшая группа – работа в парах, хоровод;средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
«Работа в парах»Дети учатся взаимодействовать друг сдругом, объединяясь в пары по желанию.Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуациикамерного общения.
«Хоровод»На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.Технология «Хоровод»способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Цепочка»Технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Карусель»Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и этостимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
«Интервью»На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках)В режиме интерактивного обучения отдаетсяпредпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум»«Аквариум» - форма диалога, когда ребятампредлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.
«Большой круг»Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
«Дерево знаний»Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенокрассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
КЕЙС 1 «Разве так переходят дорогу?» ( фото перехода дороги; правильно и неправильно)
КЕЙС 1 «Разве так переходят дорогу?» ( фото перехода дороги; правильно и неправильно)
КЕЙС 1 «Разве так переходят дорогу?» ( фото перехода дороги; правильно и неправильно)
Сказкотерапия.«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари. Цели: - создание коммуникативной направленности речевых высказываний- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;- развитие просодической стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры.
Виды сказкотерапии (виды сказок).1.Дидактические: делают процесс обучения интересным и эффективным. Героями сказок являются: цифры, буквы, геометрические фигуры…Ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);2.Художественные: знакомят детей с эстетическими и нравственными принципами, традициями человечества, формируют самостоятельность и доверие к окружающему миру; 3.Диагностическая: предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. 4.Психокоррекционные: сказки , служащие замещению неэффективного стиля поведения на более продуктивный; 5. Медитативные: формируют положительное состояние детей –снятие психоэмоционального напряжения (например, перед сном).
Алгоритм работы:1 этап. Знакомство с разнообразием сказок. Чтение и беседа по сказке. Оценка поступков героев.2 этап. Рисование сюжета по сказке. Лепка любимых героев сказки. Салфеточная аппликация. 3 зтап. Драматизация (проигрывание сказки в ролях). Настольный театр. Пальчиковый и теневой театр.4 этап. Психокоррекционные сказки.Основной принцип подбора сказок – замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Сказка подсказывает, что существуют способы решения проблем, а также учит решать их самостоятельно, помогает поверить в собственные силы.
Психогимнастика.Курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.Задачи: — Развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенсорных эталонов; достижение сформированности символической функции и воображения; развитие креативности, способности к творчеству; развитие эмоциональных реакций и способов их выражения; развитие эмпатии; эмоциональная децентрация мышления; развитие произвольности эмоциональной регуляции; развитие коммуникативной сферы.
Специальные игры на развитие коммуникативных способностей:«Я и моё тело». « Я и мой язык». « Я и мои эмоции». « Я и Я». « Я и другие».« Я и моя семья». Народные игры используемые для психогимнастики.
ТРИЗ – технологияЗадачи:- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;- формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;- воспитывать творческую личность.«перфокарты»
Метод наглядного моделирования
Логоритмические упражненияСороконожкаЛогоритмические упражнения
Спасибо за внимание!!!