Обобщение инновационного педагогического опыта

МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия







«Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности»



Автор педагогического опыта:
Мангутов Ильдар Рясимович,
учитель технологии
МОУ «Аксеновская средняя
общеобразовательная школа»









«Плохой учитель излагает.
Хороший учитель учит.
Выдающийся - показывает.
Великий – вдохновляет».
Винсент Ван Гог

Мне повезло, что я учитель технологии. Твердо верю, что технический труд в школе необходим для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок технологии – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

Актуальность и перспективность опыта:

В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.
Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании субъективно нового, без опоры на образец. Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что дивергентное (творческое) мышление, которому типичны оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на заданиях, требующих переноса старых знаний, опыта в новую ситуацию.
Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Необходимы стандарты нового обучения и воспитания, ориентированные на компетентность, построенные на достижение результата, направленные на общее развитие школьников.
Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать, на мой взгляд, в первую очередь, развивающая система. Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.
Исходя из вышеизложенного, возникает следующая проблема: повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности, которая является актуальной и перспективной.

Новизна опыта:
Современные подходы к преподаванию технологии предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя - творца.
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области технического творчества.
Выше сказанное требует, применение традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения таких как, мультимедийное оборудование с необходимым программным обеспечением.
Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках технологии способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- развитию творческо-информационного мышления.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.
Основополагающими требованиями также является изменение социального заказов со стороны государства, общества, родителей, направленного на новый уровень образования: развитие личностных качеств в процессе обучения, формирование новых навыков умений и способностей, создающих условия развития компетентности личности ребенка.
Конкурентоспособность государств, зависящая от достижений в области передовых
технологий, требует интеллектуальной инфраструктуры, гарантированного обеспечения квалифицированными специалистами. Система обновления современного образования ориентирует нас, учителей, на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения.

Теоретическая база опыта:
Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Приятно, что в этом большом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа. Он в своих трудах пишет, что «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».
В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и, как считают датчане, величайшего педагога в их стране – Грундтвига. Этому удивительному человеку метод проекта обязан следующими идеями:
- Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.
- Школа должна основываться на фантазии, творчестве.
- Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»
- Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?
- В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.
Чем же привлёк меня метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям:
-ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то, что ему интересно;
-ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.

Технология опыта
Учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником»
С.Л.Рубинштейн
Специфика работы учителя технического труда заключается в рассмотрении чего-то важного, значимого в каждом ребенке, в каждой его работе, рисунке. Даже если работа далека от произведения искусства, нужно помочь ребенку осознать красоту его произведения и наполнить его смыслом. Искусство зарождать искусство кроется в мастерстве учителя увидеть и развить индивидуальный творческий потенциал ребенка. Очень важно, чтобы деятельность учащихся на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с его неизбежными трудностями.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их
индивидуальные усилия. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации
школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире. Именно поэтому, помимо нестандартных уроков я, активно использую творческие проекты и исследовательскую деятельность. Самым благоприятным и результативным периодом в формировании основ исследовательской и проектной деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л.С. Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его преображение».
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения поставленной проблемы, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческого проекта.
Дети знакомятся с различными техниками исполнения и техническими приемами выполнения работы.
Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая и мини групповая работа учащихся. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества

Цели творческой проектной деятельности - создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели самого процесса.

Задачи проектной деятельности:
- помочь ребятам отойти от привычных стереотипов;
- развить коммуникативную компетентность учащихся;
- способствовать интеграции учебных предметов;
- развивать навыки работы в группе;
-уметь сотрудничать;
- выявлять проблемы и самостоятельно искать пути поставленных задач;
- критически осмысливать информацию;
- принимать осознанные решения.
Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские
умения и навыки формирует осознанность, гибкость мышления. Развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, а также уверенность в себе. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов творческой деятельности (создание плана работы, организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов. Ценность метода творческого проекта в результате:
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической
деятельности.
Внутренний результат – опыт творческой деятельности – становится достоянием
учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражений учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную действительность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Если говорить об интеграции уроков, можно проследить следующее, Например, на
уроках истории при изучении некоторых тем ощущается острый дефицит информации, поэтому создаются определенные трудности в подготовке учащихся и даже педагогов к уроку. Информацию приходиться собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам, Вот здесь и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия.
За период работы над данной проблемой я смог определиться с этапами работы
над проектами.
Формирование команды из учащихся (кто?);
создание методики творческой проектной деятельности (для чего?);
долгосрочность проекта (когда?);
источник информации (где?);
техника исполнения (как?).
Исходя из этого, необходимо учитывать при создании творческого проекта
заинтересованность детей в работе – мотивацию, которая будет давать источник энергии для погружения в проект, увлекать проблемой, перспективой практической и социальной пользой. Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения, определяются задачи и намечаются пути их решения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности – интерес к работе и посильность во многом определяет успех.
Всегда существует опасность переоценить свой результат проекта и
недооценить его процесс. Главная опасность при выполнении проекта – превращение в реферат его текстовой части.
В ходе работы над творческой деятельностью, предпочтение отдано таким
формам работы, как индивидуальные и мини групповые. Инициативная группа определяет проблему проектного направления работы, тематику, сроки выполнения индивидуальных и групповых работ. Мною разработаны рекомендации по подготовке портфолио творческого проектов. Очень важно перед началом работы над проектом познакомить учащихся с критериями оценки проекта. Необходимо также выбрать интересную, неординарную технику исполнения творческого проекта. Оформление проекта ведется в соответствии с требованиями к самой работе (дизайн, грамотность, доступность, не перегруженность и т.д.). Защита проекта проходит в виде представления самого проекта, обсуждения результатов, анализ проделанной работы, вывод и рефлексия. При оценке успешности обучающегося необходимо не развить у школьника неуверенность в своих силах, неосторожная отрицательная оценка может погасить интерес к художественной деятельности. Поэтому оценка учащегося должна служить средством поощрения.


Приемы, методы, средства обучения, которые я использую в своей работе:
Типы занятий: сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, лекции,
беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа, занятия-вариации, коррекции и контроля ЗУН и т.д.
Виды занятий: экскурсии, работа с поисковым материалом, практическая
работа, и т.д.
Методы: практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление
докладов, сообщений, рефератов и презентаций.
Огромное внимание на уроках я уделяю проектно-исследовательской работе. Следует разграничить данные понятия.
Исследовательские методы: анализ работы, экспертиза,
Проектные методы: разработка проектов, фантазирование, создание творческих
работ
Метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса, объяснение
понятий, терминов, самостоятельный поиск ответов
Графические методы: составление технологических карт и т.д.
Наглядные методы: использование наглядного, раздаточного материала, рисунки,
фотографии, таблицы, слайды и т.д.
Экология обучения: учет состояния здоровья детей, соблюдение техники безопасности, требования СанПина, эмоциональный настрой ребенка, создание ситуации успеха, организация учебного пространства.
Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать
познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Формы подачи учебного материала:
- традиционно сообщение о наиболее важном по данной теме, проблеме;
- поиск информации в библиотеке и Интернете;
- сообщение, викторина, конкурс;
- создание презентаций, работа над проектом, исследовательская работа.
Творчество – процесс, основанный не только на природных задатках, но и на труде.
Проектируя уроки, мы косвенно проектируем развитие наших учеников, Поэтому важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о художественно-педагогической сверхзадаче. Вот четыре типа художественно-педагогических сверхзадач используемых на уроках технологии:
Погружение - внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное
проживание изделия, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль.
Постижение – носит ярко познавательно-творческий характер, личностное
переосмысление изделий прикладного искусства.
Сравнение – эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных
образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов декоративно-прикладного искусства.
Обобщение – итоговые уроки





Необходимость информационно-коммуникативных ресурсов на уроках технологии

Основные направления использования
информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии













Из схемы видно, что направления использования информационно-коммуникационных технологий на уроках технического труда обширны. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:
- расширить информационное пространство;
- увеличить скорость поиска информации;
- интенсивность обработки полученных знаний.
Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей.



Дизайн-петля – алгоритм проектной деятельности
1. Определение потребности 2.Исследование
(дизайн-анализ)
3. Обозначение
требований к
9.Оценка(рефлексия) объекту
проектирования

8.Изготовление 4. Выработка
первоначальных
идей
7.Планирование
5. Анализ идей

6. Выбор одной







Анализ результативности опыта

Применение творческой проектно - исследовательской деятельности
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области технологии, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.
Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Программа по изобразительному искусству и технологии – благодатная возможность для создания творческих проектов.
Учащиеся среднего звена в своей творческой проектной деятельности используют более серьезную исследовательскую работу. Дети готовят стендовые и компьютерные презентации. Так учащиеся очень заинтересованы в создании проектов по народному искусству. Гжель, Хохлома, Городецкая роспись позволяют плодотворно поработать над творческими проектами, как в группах, так и индивидуально, где, безусловно, присутствует дух соперничества. Такие проекты позволяют понять всю великую ценность декоративно-прикладного искусства, как неотъемлемую часть культурного наследия нашего народа.


Ребята создают интереснейшие творческо-поисковые проекты, посвященные нашему селу, республике. Историческая и библейская тематика также позволяет активно работать над коллективными проектами.


Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Длительность работы над опытом составляет 2 года. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришел к выводу, что необходимо изучать методы организации уроков коллективного творчества над творческими исследовательскими проектами. Трудность проблемы заключается в том, что школа малокомплектная и для работы в творческих группах и проведения интегрированных уроков недостаточно количества детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт рассчитан на систему уроков в специальном разделе «Проекты» программы Симоненко по технологии для 5-11-х классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки.
Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске
новых способов, методов и форм работы с детьми, как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными. Я понимаю, что, уже начиная с первого класса, нужно учить детей воспринимать прекрасное в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами.
На муниципальном семинаре учителей технологии образовательных учреждений показал урок «Составление технологической карты изделия на компьютере», который получил высокую оценку присутствующих.
Опыт моей работы представлен на личном сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на других образовательных сайтах в сети Интернет.
Считаю опыт своей работы «Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока

Наглядное приложение.

План – конспект
урока по технологии в 11 классе по теме:
Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 11 класса в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи:
1. Образовательные:
Формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у одиннадцатиклассников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению
2. Развивающие:
- Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,
- развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,
- предоставить одиннадцатиклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний
3. Воспитательные:
Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
свой уровень готовности к профессиональному самоопределению;
значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности;
порядок подготовки и оформления творческого проекта и построения личного профессионального плана.

Учащиеся должны уметь:
осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
корректировать свои профнамерения,
соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями;
проводить профессиограммный анализ профессий;
уметь выполнять проектной работы, уметь ее презентовать.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения:
метод проектов. (Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов)
проблемный метод: перед учеником поставлена проблема – выбор будущей профессии
исследовательский метод: данному уроку предшествовала огромная работа: разноплановые анкетирования, в форме дом задания, поиск информации о учебных заведениях, где можно получить дальней шее образование
метод применения интерактивных средств обучения
Оснащение урока: магнит доска, карточки - опросники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, проекты учащихся по теме урока, презентация Power Point ,
Надписи на доске:
Эпиграф из стихотворения «кем быть?» В.В.Маяковский
Тема: Презентация творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
вопросы: 1,2,3..8 (в подведение итогов, после представления презентации)
кроссворд (см. ниже )
дом задание (нарисуйте себя через 10 лет, бумага)

План урока:
«Профессиональное образование и самоопределение»
Организационный момент: определить посещаемость и готовность уч-ся к уроку (наличие проектов и спец. оснащения по каждому проекту) – 2 минуты

Формулировка целей урока (целеполагание) - обучающие формулируют тему занятия самостоятельно, вспоминают, что было пройдено, чего нового узнали и чему научились (3 минуты)
.
Вступление (35 минут)- актуализация знаний:

- В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя от возможных ошибок, выбрать дело по душе.
Есть два способа выбора профессии: Вспомните и назовите пожалуйста какие это методы?
Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают ( лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. Приведите примеры? (марчендайзер, маркетолог, программист)
Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.
(Например: профессия учителя требует умения и желания постоянно учится, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники, но и идти впереди)
Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.
Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?»
Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Итак, вы сегодня защищаете каждый свой творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Этот план должен помочь вам разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить программу действий по самоопределению профессионального и жизненного пути.

Обсуждение домашнего задания (4-5 мин)
- Для начала вспомним основные используемые в речи термины: на магнитной доске прикреплены карточки с терминами – дайте каждому термину определение.
выходите по одному человеку к доске и берете по 1 карточке.
Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)
Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии. Например: Врач - терапевт, невропатолог и др.; учитель - учитель истории, математики и др.; инженер – механик , электрик.
Жизненный план - представление человека о желаемом образе жизни (соц., профессии и семейный статус)
Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой профессии и перспективах профессионального роста.
Берут по одной карточке и отвечают на вопрос.

4. Презентация творческих проектов осуществляется по плану (25 мин)
1) теоретическая часть: а) вы должны аргументировать свой профессиональный выбор, раскрыть особенности избранной профессии, ответить на вопросы учителя и присутствующих членов жюри
б) жизненный план (кратко)
2) показать практическую часть будущей профессии (либо это будет показ фрагмент вашей будущей профессии виде фото, ситуаций или презентация ваших достижений на пути к выбранной профессии)
3) Ваше выступление будет оценивать уважаемое жюри, которое состоит из присутствующих на уроке ваших одноклассников в баллах, на специальных бланках – теоретическая и практическая часть проекта.

Критерии оценивания выступления обучающихся

Теоретическая часть проекта
Практическая часть проекта

Аргументация результатов профессионального выбора
На сколько раскрыта тема
Ответы на вопросы учителя, присутствующих
Качество представления результатов
Достижения на пути к выбранной профессии
Ответы на вопросы учителя, присутствующих


- Временной критерий - не более 5 минут. Хотелось бы, чтобы вы защищали свой выбор так активно и обоснованно, чтобы нам всем захотелось сменить профессию.
Начинаем:
Учащиеся представляют и защищают свои пронкты.
5. Подведение итогов (5 мин)
Вопросы для учащихся по проекту:
1. К какому типу принадлежит выбранная тобой профессия? Какие еще профессии относят в этот тип?
2. При выборе профессии и жизненного пути какой мотив был главным, доминирующим? (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие материальные, престижные)
3. Опишите пожалуйста запасной вариант профессионального плана?...
4. Что было наиболее сложным и наиболее легким при выполнении задания?
5. О чем заставило задуматься его выполнение? - О необходимости более тщательной подготовки к сдаче экзаменов, о выборе учебного заведения.
6. Что нового я узнал о себе? – Работа над проектом помогла распознать индивидуальные особенности характера, общие и специальные способности, черты характера
7. Чему вас научила эта работа? – планировать в дальнейшем серьезные шаги в жизни.
8. Что означает правильный выбор профессии?
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и способностях, с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
9. Скажите, а какие ошибки вы могли или боялись совершить при выборе профессии? Варианты ответов:
А) выбор профессии за компанию
Б) плохое различение школьного учебного предмета с профессией
В) отношение к некоторым важным для общества профессиям как к недостойным
Г) перенос отношения к человек на его профессию – подражание отцу, старшему товарищу, брату, знакомому.

6. Отметки за урок зависят от суммы баллов, которую вам выставило жюри (присутствующие на занятии): максимально набравшие баллы – 5, чуть меньше – 4 , отрицательных отметок не будет.
7. Домашннее задание:
Итак, вы выбрали будущую профессию. Нарисуйте себя через 10 лет и подпишите свои рисунки: «Каким я вижу себя через 10 лет»

Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни? Ответы учащихся.
Урок окончен. Спасибо вам за вашу работу. Спасибо всем присутствующим за внимание!







P.S. Если останется время
Дополнительное задание на доске:
Практическая работа
1. Ответьте на вопросы кроссворда.


у

ч

и
Т


е

л

ь







2


а

г
Р


о

н

о

м







3

б

У

х

г
а

л

т

е

р








4

Д

е

к

о

р

а

т
о

р


1. Профессия типа "человек - человек", связанная с высокой моральной ответственностью.
2. Профессия типа "человек - природа", требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.
3. Распространенная профессия типа "человек - знаковая система".
4. Профессия типа "человек - художественный образ".
5. Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде.(человек – техника )
-
Вопросы присутствующим:
Чтобы заполнить образовавшуюся паузу можно провести игру:
“Знаешь ли ты, кем были по профессии ниже перечисленные известные личности?”
А.П. Гайдар командир полка Краевой Армии. 2. Н.В. Гоголь - канцелярский чиновник в департаменте (1829г.) 3. А.С. Грибоедов глава Русского посольства в Персии. 4. А.С. Грин был учеником на пароходе; работал в рыбачьей артели; был добытчиком золота на Урале; был рядовым пехотного полка. 5. Н.М. Карамзин историк. 6. М.Ю. Лермонтов офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами. 7. М.М. Пришвин агроном, работал на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал.

Ребята, наш урок подошел к концу. Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни? Ответы учащихся.
Спасибо вам за вашу работу. Спасибо всем присутствующим за внимание!










Самоанализ урока
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
По плану на учебный предмет «Технология» в 11 отводится 34 час. На раздел: «Технология профессионального самоопределения и карьеры » – отведено 6 ч.
Данный урок - заключительный в разделе, который обобщает знания учащихся в систему. Все предшествующие уроки в этом разделе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств учащихся и помощи учителя в выборе профессии помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.

2. Какие особенности класса были учтены при планировании урока
При планировании открытого урока я учитывал следующие особенности класса : 11 класс –выпускной и перед старшеклассниками как никогда остро стоит проблема выбора профессии и дальнейшего жизненного пути. Особенно если учесть, что 20 % учащихся из класса дети сироты, а для них проблема самоопределения наиболее актуальна.

3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 11 класса в осознанном выборе профессионального пути
Я считаю, что цель урока достигнута: ребята свободно владеют терминами, научились работать в проектной области (выполнены 5 проектов, в ходе урока были обобщены и закреплены знания по всему разделу «Технология профессионального самоопределения »


























Самостоятельная поисковая, творческая работа

Визуальная информация (иллюстрированный, наглядный материал)

Интерактивный демонстрационный материал

Контроль умений,
навыков учащихся










Рисунок 2Рисунок 7 Заголовок 415